11:19 

Санта Барбара

Мне было восемь лет, когда по нашему телевидению прошел первый бразильский сериал "Рабыня Изаура". Это единственная мыльная опера, которую я досмотрела до конца. И примерно на середине заподозрила какой-то подвох. Разумеется, в столь юном возрасте, будучи неискушенной, я и не подозревала о существовании такого сегмента массовой культуры и не могла сформулировать, что же не так. Но ощущение, что нарушены какие-то фундаментальные законы построения художественного произведения было четким. Чем я искренне горжусь, "Богатые тоже плачут" я самостоятельно разъяснила в девять лет. Позже я смотрела первые серии других сериалов, отчасти в неистребимой надежде на то, что не все они одинаковы, отчасти из желания определить общую формулу (а главным образом, потому что их смотрела моя бабушка, и деваться было некуда ;)). В общем, к пятому классу мне стало очевидно: мыльная опера - это такая жвачка, снятая минимальными усилиями, предназначенная для людей с памятью аквариумных рыбок и с такими же способностями к осмыслению действительности. Просто поток образов, да еще и небрежно оформленных, с абсолютно шизофреническими связками. Не могу сказать, что я страдала интеллектуальным снобизмом - я им наслаждалась. Хотя это значительно сокращало количество кинопродукции, которую я могла смотреть без рвотного рефлекса, и еще сильнее количество людей, с которыми я могла поделиться впечатлениями. (В итоге я вышла замуж за человека с похожими вкусами, и навсегда закрыла для себя проблему с поиском единомышленников).
Насчет Санта-Барбары, обрушившейся на мою неокрепшую психику подростка-тинэйджера, я никогда не обольщалась. Мне было неловко ее смотреть. Но там был Мейсон в исполнении Лейна Дэвиса! И я бежала из школы, чтобы урвать кусочек повтора. Потом количество бреда превысило мои способности к его усвоению, все как-то незаметно сошло на нет задолго до окончания показа сериала. А пару лет назад я наткнулась на фанфик с Мейсоном, зашла на форум и пропала. Во-первых, я нашла добротный гет, по которому давно истосковалась. Во-вторых, на меня обрушились воспоминания детства, когда море была синее, трава зеленее, актеры сексуальнее... Я посмотрела первый сезон, который в свое время у нас не показали (к сожалению, не весь переведен) и за короткое время написала несколько фанфиков. Впервые мне удался макси-гет! Увы, повторить такой подвиг в другом фандоме для меня оказалось невозможно. Я подумала, а чем Санта Барбара хуже того же Гарри Поттера? И решила выложить фанфики в дневнике.
Начну с того самого первого пропущенного сезона:

1. Ave, Caesar!
читать дальше

2. Скажи мне: "Да", или Поездка в Вегас
читать дальше

@темы: "Санта Барбара", "Лейну Дэвису посвящается"

09:23 

И о Матильде

С удивлением прочитала, что Матильду обсуждают, как умную женщину. Меня поразило, что такой вопрос вообще может ставиться.
Если честно, я даже предположить не могла, что кто-то считает Матильду умной. Она очень... эффектна. Раскованна, эпатажна, в общем впечатление на окружающих производила, особенно, в молодости, особенно по контрасту со своим супругом и окружению. Но в этом же и подвох - рядом с Матильдой нет людей думающих, толковых, а ведь Агарис - аналог Рима, значит крупный административный и культурный центр, там должны быть анклавы эсператистов разных стран, в том числе ее родного Алата, кружки ученых, литераторов, светских интеллектуалов. Но Матильда об их существовании, такое ощущение, даже не подозревает. В ее репортаже окружение составляют дураки и подонки, что в Агарисе, что в Ракане (и о тех, кто остался в Алате она отзывается столь же пренебрежительно), а подобное всегда тянется подобному. Алкоголик в любом месте найдет собутыльников, игрок - игроков, забияка - бретеров. Рядом с Матильдой нет умных, думающих людей, в лучшем случае, пройдоха Хогберд. Примечательно, что братья Борн, по своим нравственным и интеллектуальным качествам отличающиеся от прихлебателей Раканов, в ближний круг не входят (Робер - отдельная история, в большей степени характеризующая его). Все интересы Матильды сведены к чувственным ощущениям - еда, выпивка, секс, спорт (кони, охота, стрельба). И когда она общается с людьми умными, например, Левием разговор все равно не переходит на иной уровень осмысления действительности. Думает она о нем исключительно в плане плотских утех "Сколько не тасуй Левия с Ласло, Адриана не получится". Ей в голову даже не забредает мысль, ЧТО значит для Агариса воцарение Раканов в Талиге, на какие меры пойдет церковь для того, чтобы насадить в государстве эсператизм, как это отразится на династии... Крайне примитивное, одноактное мышление. Неудивительно, что Альдо проникся идеями деда, бабушке нечего было ему предложить. Матильда с юности запомнила легенды о героическом прошлом Алата, она восхищается яркостью образов, но не осознает, что за ними стоит - восторгается тем, как отважно бился искалеченный витязь, но вопрос: "За ЧТО он бился?" - ей не приходит в голову.
Матильда интеллектуально не развита. это очевидно, но она и на житейском уровне умом не блещет. Как говорится, любой может нечаянно сесть на муравейник, однако, только дурак останется на нем сидеть. Эта женщина всю свою жизнь просидела на муравейнике, ничего не пытаясь изменить. Она, прежде всего, глупа. Ее ума не хватает на то, чтобы осознать реальность, поставить цель изменить ситуацию, наметить способ, найти средства для реализации и выполнить задуманное. Матильда способна только распознать негативные ощущения и определить источник дискомфорта. На этом все. Примечательно, как взрослой, много повидавшей женщиной крутит юная Этери, всю свою жизнь проведшая в тепличных условиях. Матильда даже не догадывается, что ее используют. Она принимает все сказанное и показанное за чистую монету. И опять же неспособна подумать о чем-нибудь кроме самого примитивного, плотского. То, что Этери нужен Алва для качественного изменения своего положения. Что алве не нужна еще одна политическая проблема на окраине, когда у него страна рушится (а может быть и мир в целом) - ей даже не приходит в голову.
Отблески Этерны меня изначально привлекли яркими многомерными персонажами. Это были не куклы с функциями, а живые люди. Наши родственники, соседи. коллеги - они же не однозначны, не укладываются в простую формулу, что-то в них бесит, что-то восхищает, с чем-то приходиться мириться, потому что "других людей у меня для вас нет". И Матильда вполне узнаваема - потасканная вульгарная тетка с запасом житейских историй и неизжитой наивностью, добродушная, нелепая, шумная. К ней можно завалиться среди ночи, одолжить деньги - даст последнее, постелет на полу и оставит жить, сколько вам надо. Но она устроит пьянку с танцами за стеной, и вы не убедите вести себя тише, ее живность загадит весь подъезд, ее обнесет молодой любовник, и она придет плакаться к вам, и в будете бегать , восстанавливая ей документы. Матильда была абсолютно на своем месте, но ее роль себя исчерпала бегством из Раканы. Дальше идет накрутка текста, абсолютно бессмысленная.

@темы: "Отблески Этерны"

22:31 

А за моим окном рассвет

Шла я и мурлыкала романс Валентина в Багерлее. У меня на ходу такие песенки импровизируются простынями, а потом я пытаюсь собрать и упорядочить - там где образно, нет рифмы, там, где рифма - нет смысла. В этот раз все остановилось на первой же строчке:
А за окном цветет сирень...
Я вдруг сообразила, что это у нас сирень цветет в августе, в нормальных широтах - в мае-июне. И на дворе не весна... вот к весне мое подсознание и выдало Высоцкого:
Весна еще в начале, еще не загуляли,
А уж душа рвалась из груди...
Но тут приходят двое, с конвоем, бл..., с конвоем,
"Оденься, - говорят, - и выходи"

Тут, я захихикала, потому что вспомнила продолжение:
До мая пропотели, все расколоть хотели,
Но, нате вам - темню я сорок дней,
И вдруг, как нож мне в спину - забрали Катеарину,
И следователь стал меня главней.
Я понял, понял, что тону.
Покажьте мне хоть в форточку весну.


В общем, остановилась я на:
"А за моим окном рассвет..."
И больше ничего не придумывается.

17:48 

Давенпорт и...

Я бы хотела почитать о Давенпорте и Валентине, но ни в каноне, ни в фанфиках они практически не взаимодействуют. Давенпорты вассал Рокслеев, Чарльз, похоже, дружен с младшими представителям семьи, а Валентин - оруженосец маршала Генри, они знакомы и должны были пересекаться в обществе, во дворце. То есть, какое-то суждение друг о друге у них имелось. Позже они не только служат в одной армии, физически находятся рядом, но существуют совершенно параллельно. И это дразнит любопытство - что будет если совместить несовместимых персонажей? Взаимодействие Лионеля с Давенпортом получилось впечатляющим и вызвало к жизни потрясающие фанфики. К сожалению, ВВК накалила напряжение, но ни к чему его не привела. Момента истины не случилось, персонажи просто разошлись, оставшись каждый при своем. На мой взгляд взгляд, крайне неправдоподобно прописано восприятие окружающими этих двух персонажей. Еще более неубедительна трансформация Давенпорта из решительного умелого офицера в глуповатого нытика.
Я позволю себе небольшой оффтоп. читать дальше
В общем, Камша уничтожила линию противостояния Лионеля и Давенпорта, объявив первого всегда и во всем правым, а второго мальчиком для битья. Это скучно. Мне хочется взаимодействие двух абсолютно различных нервных систем. Вынужденное сотрудничество в условиях недоверия, непонимания, ложных истолкований. Когда то, что "для одного комфорт, для другого пневмония". У Давенпорта к Валентину может быть шикарный список предубеждений. Плюс реакция на слишком высокий чин в слишком юном возрасте. К тому же в исполнении маршала Ли отправка офицера для поручений под начало полковника Придда может выглядеть весьма унизительно. Я размечталась, прикидывая душевное состояние персонажей, и вдруг столкнулась с проблемой - взаимодействовать они отказались. Валентин вообще вещь в себе, безупречен и официален. А Чарльз человек довольно замкнутый, он сам на контакт не идет - его тормошил Марсель, потом Бертольд, дразнил Лионель. Валентин просто так втыкать в подчиненного иголки не будет, к тому же он слишком сосредоточен на том, чтобы наилучшим образом выполнять свои обязанности. Похоже, эти двое будут взаимно вежливы в рамках устава, сохраняя личное мнение при себе. если не произойдет чего-нибудь экстраординарного. Валентин мог бы отбросить ледяную невозмутимость, если Давенпорт каким-то образом подвел бы его, бросил тень на имидж безупречного полковника. А вот Чарльз... Чарльз мог бы заподозрить предательство, возмутиться спорным с его точки зрения решением.

@темы: "Отблески Этерны"

20:14 

По мотивам древнего фанфика

Был такой фанфик "Медуза и Ворон", написанный в те далёкие годы, когда не был известен цвет волос Приддов и о проделках мэтра Шабли никто не подозревал, потому Валентин белокур и является Сузой-Музой, убийство Джастина отцом - общизвестный факт. Алва берет Валентина оруженосцем, и вскоре получает от Суза-Музы объявление войны. Покрашенный в розовый цвет Моро, взрывчатка в кобуре, снотворное командующему перед смотром (сам Рокэ подумал "хорошо, что не слабительное"), Алва отвечает с фантазией, внимательно приглядываясь к оруженосцу. В финале - откровенный разговор и начало дружбы. Я долго к этой идее присматривалась, мне хотелось длинную историю, без стеба и ближе к канону ЗИ. Потом я какое-то время обдумывала мысль: Юстиниан говорил с Алвой о младшем брате, и Рокэ не отверг идею, но гибель Юстиниана напомнила ему о проклятии, и он перестраховался. Я представляла сотрудничество Валентина и Алвы уже после его освобождения, в армии. В минуту откровения Рокэ признаётся, что не взял Валентина, потому что к брату погибшего друга не смог бы относится таким образом: "меньше чем оруженосец, мне нужен только духовник". Однако теперь после рассветных открытий моё воображение рисует совсем иное.
Прежде всего Алва относился к Юстиниану примерно также как и к Ричарду. Сын человека когда-то пытавшегося убить его с помощью женщины, эмоциональный, нестабильный (попытка самоубийства), внушаемый (привязался к нему). Рокэ понимал, что Юстиниана будут использовать против него, и ожидал предательства. А Юстиниан не предал, он пытался "друга" прикрыть (я деталей не продумывала, только общую схему эмоционально-пихологическую). В общем, Алва Юстиниана подставил каким-то образом, ожидая от него определённых действий в интересах Штанцлера, но ошибся. Юстиниан погиб и пришёл к Валентину, потому что хотел защтить "друга"- невольного виновника своей смерти. Но Валентин не понял о ком речь. Брата он освободил от жуткого посмертия. Позже Рокэ взял Валентина оруженосцем, либо освобождение после суда было успешно реализовано до совместного отъезда, либо они озде встречаются в армии, и Первый Маршал приближает полковника Придда. Ну и при тесном общении Валентин начинает многое о монсеньоре понимать. В частности то, что он мог бы сделать многое, если бы не плел хитрых кружев, а просто выполнял свои непосредственные обязанности. В общем я хочу постепенное прозрение и сожаление в финале. Жаль, что нет того человека, в которого так верил брат, жаль, что настолько одаренный человек зациклился на личных переживаниях и вместо серьёзных дел мается дурью, жаль...

@темы: "Отблески Этерны"

00:05 

не совсем о любви, но рядом

Была у меня мысль о Мэллит, к которой привела довольно запутанная цепочка. Попытаюсь восстановить ее.
1. В обсуждении пейринга Ли/Мэллит (оказывается, это лилит) привели цитату, где Лионель, думая о желательности секса, не вспоминает о Мэллит. Действительно, не вспоминает, даже в плане: "Женщину бы сейчас... рыжую... с тяжелыми косами... тонкую, хрупкую... чтобы на руки подхватить..." Ничего подобного, ему до конкретных характеристик женщины дела нет. (Ага, "ведь для солдата главное: не ум, ни обаяние, ни красота, а пол!"). Но Мэллт о нем думает и много. Похоже, опять тонет в любви безоглядно.
2. А вот интересно, если она его любит, а он, как и говорил, уделяет одну ночь из трёх, остальные посвящает не только Талигу, но и другим женщинам. В один прекрасный момент появится новая графиня Савиньяк, и Лионель предложит Мэллит все ту же треть ночей. Не выйдет ли как с Альдо? Нет! Альдо же был с ей груб... Но ведь убежала она не из-за этого!
3. Мэллит жёсткий секс в вину Альдо не ставила, она вскинулась, когда он упомянул о своём браке и ее будущей роли содержанки. Вопрос, а что же ее так задело? Она, правда, думала, что он женится на ней? Это же бред. Пусть бред, но если Мэллит думала, что у них взаимная любовь, и Альдо будет только с ней, а он ее мечты разрушил, было ли принципиальным качество секса? В самом деле, что бы изменилось, если бы Альдо оказался умелым любовником, и секс девушке понравился - она бы согласилась стать содержанкой?
4. А если бы Мэллит не ворвалась к Альдо так не вовремя, а появилась, когда он был в благодушном настроении и занялся с ней сексом на трезвую голову, на кровати, и все было не так уж плохо? Как бы тогда Мэллит реагировала на сообщение о своей роли при короле Альдо и его будущей королеве? Я полагаю, была так же потрясена. То есть, плохой секс в той ситуации был вишенкой на торте.

Проблема в том, что ВВК, описывая душевную травму Мэллит, переплела два мотива, которые не зависят друг от друга: удовольствие от секса (точнее, его отсутствие) и взаимность чувств. Мэллит было больно и неприятно, но она ни в чем не упрекала Альдо и намеревалась продолжить отношения, которые без всяких на то оснований считала взаимной любовью. Крушение мечты о любви стало для нее катастрофой, именно это она переживала настолько мучительно, что сочла свое сердце пропавшим. Неудачный сексуальный опыт может травмировать, но я не уверена, что метод "клин клином вышибают" поможет даже в простой ситуации, когда об обманутых чувствах речи нет. По-моему, здесь более полезен был бы разговор с кем-то умным и понимающим (священником, врачом, опытным человеком), который помог осознать, что случившееся - не ее вина: Альдо сделал ей больно, а не она неправильно реагировала. Но болезненным опытом переживания Мэллит не исчерпываются - Альдо бросил ее не по причине сексуальной несостоятельности, она понимает, что обманулась в нем, в его чувствах. Эта проблема серьезнее, и ее точно сексом не вылечить. Мне кажется, Мэллит нужно учиться строить доверительные отношения. Сперва общение, взаимное внимание, забота, умение говорить о своих проблемах и слышать собеседника. Мэллит нужно увидеть живого человека рядом с собой, а не цепляться за воображаемый образ. И вот когда будет взаимное доверие, совместные интересы, симпатия, свобода обращения - близость душевная, близость физическая станет естественным продолжением. Напротив, физическая близость, даже в форме самого великолепного секса, к душевной может и не привести. Мэллит и ее любовник останутся друг другу чужими людьми, она будет жить мечтами и жестока страдать, когда реальность эти мечты разрушит, а она разрушит, потому что воображение не может воспроизвести реальность.
Основную проблему Мэллит метод предложенный Селиной не решает, он ее консервирует. Если раньше Мэллит могла списать свое несчастье на сексуальную несостоятельность (собственную или Альдо), то теперь она удовлетворена физически, но ее чувства могут остаться безответны. Лионель дал ей ровно то, что обещал. И если Мэллит захочет большего (а она захочет!), жаловаться ей не на что.

@темы: "Отблески Этерны"

19:42 

Езжай на огонь, моя радость...

Были вчера с сыном на концерте памяти Булата Окуджавы. Потрясающее впечатление!
Я, признаться, думала будут песни военные, но ошиблась, программа оказалась философски-лиричная. Мне понравилось, но для двенадцатилетнего ребенка все же должно было быть тяжеловато. Однако он был впечатлен. Меня поразило, как он услышал. Затаив дыхание, полностью погрузившись в атмосферу. Вышел с крыглыми глазами.
Одна песня, прямо этерновская:

— Мой конь притомился. Стоптались мои башмаки.
Куда же мне ехать? Скажите мне, будьте добры.
— Вдоль Красной реки, моя радость, вдоль Красной реки,
до Синей горы, моя радость, до Синей горы,

— А как мне проехать туда? Притомился мой конь.
Скажите, пожалуйста, как мне проехать туда?
— На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь,
езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда.

— А где же тот ясный огонь? Почему не горит?
Сто лет подпираю я небо ночное плечом...
— Фонарщик был должен зажечь, да, наверное, спит,
фонарщик-то спит, моя радость, а я ни при чем.

И снова он едет один без дороги во тьму.
Куда же он едет, ведь ночь подступила к глазам!..
— Ты что потерял, моя радость? — кричу я ему.
И он отвечает: — Ах, если б я знал это сам...

@темы: "Отблески Этерны"

12:56 

Любовь и сила... самовнушения

Если необыкновенной сексуальной притягательности Алвы способствует сама Кэртиана, то Матильде приходится справляться своими силами. И она справляется, успешно убеждая себя в неотразимости. Этот персонаж, интересный и симпатиный в первых книгах, при более длительном знакомстве начал вызывать у меня неприятие. Чем больше Матильды было в тексте, тем ярче становилась ее зацикленность на сексе. У меня такое впечатление, что она рассматривает окружающий мир исключительно с точки зрения, а с кем бы переспать? Она постоянно вспоминает, кто ее любил, как домогался, и задним числом делает удивительные открытия. Оказывается, эсперадор был в неё влюблен долгие годы. Правильно, покойнику можно приписать, что угодно, и Матильда рассуждает о любви человека, который ничего подобного никогда ей не говорил, как об установленном факте. Влюбленным сочла она и Дьегаррона, который по возрасту моложе ее сына. В это я поверить не могу - не настолько же сильно ему голову повредили! Скорее всего, воспитанный кабальеро проявляет такт и учтивость по отношению к пожилой особе взбаламошного нрава, а привыкшая к хамству и базарным манерам Матильда навооброжала пылкие чувства. Это и смешно , и грустно, когда тётка за 60, схоронившая сына и внука, изображает из себя своевольную красотку, эдакую Кармен. Не исключено, что Бонифаций женился на ней дабы обезопасить молодых офицеров от поползновений престарелой нимфоманки. Принёс себя в жертву.

@темы: "Отблески Этерны"

11:18 

Любовь и вороны

Одна из причин, почему Рокэ Алва никогда не был моим героем, это всеобщее обожание женских персонажей цикла. Мой внутренний Станиславский вопит: "Не верю!" - так не бывает. Ни один человек не может быть сексуально привлекательным абсолютно для всех лиц противоположного пола. Физическая красота много значит, но и ее воспринимают по-разному даже в одной культурной среде. Положение в обществе, богатство, слава - дают плюс много, а зачастую компенсируют любые недостатки внешности. Но восприятие сексуальности сугубо индивидуально. Разумеется у единоличного правителя Кэналлоа, Первого Маршала Талига, признанного красавца, знаменитого фехтовальщика, известного легким отношением к деньгам есть богатый выбор окошек, в котором его с радостью примут. Но не в любом же! Залезая в произвольно выбранное окошко, Алва должен столкнуться с разными вариантами: а)женщину привлекают мужчины другого типа, например, крупные блондины; б)она любит конкретного человека; в)она признает только постоянные отношения и не заинтересована в случайном сексе; г)она добродетельна и считает подобные связи грехом; д)именно сегодня она не может заняться сексом по физиологическим причинам; е)она фригидна. Однако Алва лазит в окошки так, словно одного его появления достаточно, чтобы распалить любую женщину до полной потери самоконтроля. Объяснить такой эффект можно лишь магическим вмешательством. Вероятно, Сила Ракана настойчиво стремится продолжить род и воздействует на всех женщин с тем, чтобы они быстренько зачинали наследника. Непонятно, как же избежала подобной участи Эмильена? Но одно исключение лишь подтверждает правило. Вполне возможно, феномен Эмильены объясняется визитом в Кэртиану Ринальди, при наличие двух Раканов Сила не нуждалась в продолжении, и Рокэ, выбравший такое неудачное время для любви, девушку не впечатлил. Интересно, что животные реагирует на Ракана - Котик возлюбил спервого нюха, лошадь, к которой Рокэ равнодушен, првязалась так, что будь женщиной, плакала бы по ночам и жгла портреты Моро.
Впрочем, самое поразительное не то, что все женщины хотят Алву. Удивительно, что они хотят его бескорыстно. По идее, он должен быть самым завидным женихом Талига, но мы не видим вьющихся вокруг него потенциальных невест и претенденток на роль содержанок. Ни одна из девушек в окошке не таскается за Алвой с требованием продолжить отношения, поспособствовать карьере папы, дяди, брата, мужа. Такое впечатление, что всем хватает ночи (нескольких ночей), никто не хочет быть рядом, встречаться, переписываться, проводит время вместе. Возможно, Сила Раканов возбуждает у женщин чувственность, но когда после сексуального акта не происходит зачатия, не только снимает морок, но и производит какую-то эмоциональную заглушку. По крайней мере, я другого объяснения придумать не могу.

@темы: "Отблески Этерны"

11:34 

Просто война. Хочу фанфик.

Получив повестку, Бельфайр говорил, что пойдет на войну. Он же не трус! Он не боится погибнуть. Похоже, Бей забыл - на войне не только можно умереть, на войне нужно убивать. Я хочу фанфик, в котором Румпельштильцхен затянуло в портал за сыном, и они оказались в мире без магии. В Германии 16 века или времен Тридцатилетней войны. Разоренная земля, голод, эпидемии... Единственная возможность заработать на пропитание для никому неизвестных пришельцев завербоваться в армию. Бей становится солдатом. Румпельштильцхен со своей искалеченной ногой вынужден остаться в какой-нибудь деревне (возможно, при монастыре).
Сперва дела у Бея идут хорошо. Командир у него умелый и удачливый, коллектив дружный и веселый. Бей чувствует себя своим, его поощряют за храбрость, угощают вином, помогают приобрести опыт с женщиной. Однако в ходе боев отряд редеет, при отступлении приходиться бросать раненых, кто-то дезертируют - его вещают. Бей видит, как обирают погибших и добивают раненых. Он не хочет в этом участвовать, но ему буквально впихивают куртку покойника, потому что его собственная разорвана. Жалованье не выплачивают, и солдаты вынуждены идти по деревням, крестьяне не согласны отдавать продовольствие, у них забирают силой, сопротивляющихся убивают. Капитан принимает решение покинуть неплатежеспособного работодателя, отряд переходит на другую сторону. В следующем бою Бей сражается с теми, с кем совсем недавно воевал плечом к плечу. Жалованье по-прежнему не платят, отряд мародерствует. Так проходят годы, и однажды Бей со своими сослуживцами гуляет в захваченном селе. Они отбирает все мало-мальски ценное, насилуют женщин, поджигают дома. Им пытается воспротивится какой-то хромой старик, и Бей закалывает его.

@темы: "ОВС"

02:29 

Румпельштильцхен форева!

Я неизбежно прихожу к тому, что встраиваю персонажа в свою систему координат, и это заставляет меня задуматься о собственных критериях правильного, допустимого, терпимого, неприемлемого. Мне необходимо объяснить себе, почему именно этот герой вызывает у меня живой отклик. В процессе я узнаю много интересного о собственном мировоззрении.
С самых первых серий меня восхитил мистер Голд, а вот историю Румпельштильцхена уместить в сознании было сложно. Я выросла на произведениях о войне, я с трудом сдерживаю слезы, когда читаю сыну "Последний день Матвея Кузьмича", когда смотрю "В бой идут одни старики". Для меня защита Родины - это долг, трудный, тяжелый, опасный, когда речь уже не о твоей жизни, не о твоей семье, а о народе, как социо-культурной общности, о будущих поколениях, и о поколениях предков. Я не понимаю ту храбрость, которую Авторы Однажды в сказке показывают в Героях, по мне так это - невежество помноженное на самодовольство и отлакированное скудостью воображения. Настоящая храбрость - "надо просто помнить долг от первого мгновенья до последнего". Для меня правильно: "когда на смерть идут поют, а перед этим можно плакать, ведь самый страшный час в бою - час ожидания атаки...", и "подтащил на тросах и поставили в кустах, все ушли, а я остался, и со мной остался страх. Не подумайте чего, не боюсь я никого, но один с такой вот дурой не управится никто. Выстрелить лишь раз смогу, ладно если попаду, а потом взорву машину, не досталось, чтоб врагу...", "все братушки полегли, и с патронами напряжно, но мы держим рубежи, мы сражаемся отважно..." - я могу очень много цитировать. Так вот ,"высшей мерой наградил его трибунал за самострел" - для меня тоже правильно. Тот, кто спасает свою жизнь, подставляет остальных - им будет труднее выжить, труднее защищать землю, свои семьи и семью дезертира тоже. Я убеждаю себя, что это другая эпоха, в феодальных войнах (тем более сказочных) ни о каком патриотизме и воинском долге никто не подозревал, а крестьян в армию загоняли... Но стоит мне посмотреть "А зори здесь тихие" все эти логические построения рассыпаются. Я уважаю тех, для кого война - трудная работа, которую необходимо сделать. Кто говорит себе: "Делай, что должно, и будь, что будет". Оправдать трусость Румпельштильцхена, искалечившего себя, чтобы вернуться к своей семье, наплевав на всех остальных, я внутренне не могу. Важно то, что изначально он собирался честно служить, доказать свое мужество, но испугался. Испугался, что потеряет жизнь, не только физическое существование - потеряет жену, сына, будущее - то, за что и должен воевать. Наверное, услышав предсказательницу, Румпельштильцхен осознал, что от его доблести ничего не зависит - он может не вернуться, даже став героем. Единственное, что было в его власти - не воевать вовсе. Румпельщтильцхен дезертировал. Он заслуживал наказания, и получил его. Увечье, презрение окружающих, физические и душевные муки - стали его искуплением. Раскаяние привело от эгоистичного желания спастись любой ценой к идейному пацифизму. Получив Силу Темного, Румпельштильцхен не ограничивается спасением сына, он прекращает войну. Его счет оплачен и закрыт.
Обретя могущество, Румпельштильцхен не набирает армий, не ведёт войн - не делает того, что когда-то счел неприемлемым. В отличии от персонажей, заявленных положительными, он выстрадал свои убеждения и не меняет их.

@темы: "ОВС", "Румпельштильцхен форева"

21:55 

Однажды в сказке - 4. Познай самого себя (продолжение)

Я собиралась писать о персонажах Однажды в Сказке с позиции "нравится/не нравится", как о пресловутых "островах в океане", однако, оказалось, для меня такой подход невозможен. Когда я смотрю сериал, я принимаю отсутствие морально-этической системы и наслаждаюсь процессом. Но, когда я начинаю, размышлять об увиденном, то соотношу с собственными критериями хорошего и дурного. Не получается оценить исключительно "красоту игры". Внешними проявлениями красота не исчерпывается, суть ее глубже. Так Бельфайр неприятен мне не тем, что он делает и говорит. Я вижу в нем фальшь. Фальш в его правильных, прочувствованных словах, экспрессивных жестах, потому что он сам не придерживается тех норм, соблюдения которых требует. Для меня такой человек хуже откровенного негодяя, потому что предает прежде всего самого себя. Я бы гораздо менее негативно относилась к Киллиану Джонсу, если бы он просто прибил жалкого калеку, имевшего наглость прийти за своей сбежавшей женой. Это было бы... нормально: пират поступает по-пиратски. Но он разыграл омерзительный фарс, предлагая драться. Он изображал героя, ничем не рискуя в сражении с заведомо слабейшим соперником и самое отвратительное, кажется, так и не понял, что героем не был. А Мила предпочла спрятаться за пирата, который якобы увез ее - не она приняла решение и бросила постылого мужа, ненужного сына - слабый, ничтожный муж не смог ее отбить. Это настолько запредельный уровень трусости и подлости, что у меня просто нет слов. Два откровенных мерзавца удовлетворяют свои желания, тешат самолюбие, измываясь и глумясь над беззащитным человеком, и просто заходятся в экстазе самолюбования - ах, какие же мы яркие, независимые личности. не похожие на жалкое быдло нас окружающее! По мне так Румпельштильцхен получил на них карт-бланш и имел полное моральное право сделать все, что угодно.

@темы: "ОВС"

19:40 

Рост персонажей ОЭ.

Я перечитываю замечательный фанфик Большой Брат по-Кэртиански. Никогда бы не подумала, что меня заинтересует фанфик по реалити-шоу, но этот написан чудесно. Только заморожен. С одной стороны это плохо, с другой - я догадываюсь, какой приз в Игре и боюсь того, на что должен выйти сюжет, так что может быть и не плохо, что окончания нет. Некоторые персонажи ООС (история семьи Вальдесу переписана чуть ли не на прямо противоположную), других лично я вижу иначе - Валентина, Руперта, Рокэ - хотя по сравнению с тем, как характер последнего интерпретирован в Рассвете, этот вариант лучше.
Однако я хотела написать о другом. Первое задание Большого Брата встать для зарядки по росту. Вот что получилось у Автора: Рамон, Вернер, Робер, Олаф, Ротгер, Альдо, Фридрих, Рупперт, Ричард, Арно, Валентин и Рокэ.
Любопытно, но в фанфиках Рокэ Алва часто невысокий, хотя в книге четко сказано, что он выше среднего роста. Я сама удивилась этому, когда стала перечитывать КНК. Видимо, недостаточно один раз написать "выше среднего", если потрм постоянно подчеркивать тонкость, хрупкость, изящество. Не воспринимается он высоким. Возможно, в сравнении с окружающими его Савиньяками и Марселем. Отчетливо ощущается, что они выше, а Марсель просто крупнее. Сам Рокэ небольшой, тонкий и гибкий, стремительный - даже не клинок, плеть. Так что здесь мое восприятие совпало с фанфиком. Но вот Валентина я представляю высоким, в первых книгах длинным и почти субтильным, по-мальчишески узкоплечим - слишком резко вытянулся; после Багерлее он высокий, очень худой, в меру плечистый, в армии постепенно добирает мышечную массу. Вторым с конца я бы его не поставила, он выше Арно, Ричарда, Вальдеса, примерно одного роста с Альдо, который в первой тройке по росту. Ричард был мелковат для своего возраста в Лаик, после начал активно расти и должен стать довольно высоким и крепким, с возрастом даже массивным (конечно, не по меркам Валмонов). В общем у меня получилось так: Рамон, Вернер (под впечатлением от фанфика ;)), Альдо, Фридрих, Валентин ( трое практически одного роста), Робер, Олаф, Руперт, Ротгер, Ричард, Арно, Рокэ.

@темы: "Отблески Этерны"

00:13 

ОЭ. Я жгу остатки праздничных одежд, я струны рву, освобождаясь от дурмана - 2.

2.
Когда я начинала читать отблески Этерны, то была совершенно очарована отсутствием приевшейся темы - борьбы Добра со Злом, когда граница проходит по условному Андуину, и на правом берегу собираются красивые, благородные, храбрые рыцари без страха и упрека, а на левом злобные орки, убежденные садисты и тупые слуги Мордора. В первых книгах разворачивался совершенно естественный для земной истории 17 века конфликт: борьба старой региональной знати за свои привилегии и централизованного национального государства, обусловленная сменой общественного строя. Пикантность ситуации придавало то, что высшие государственные и военные должности занимали, как правило, представители знати. Если же высокого поста добивался человек более скромного происхождения, он усиливал свое положение среди аристократов земельными владениями, титулами, брачными связями. В исторической перспективе старую знать ожидало поражение независимо от личных качеств ее представителей - централизованное государство, опирающееся на бюрократический аппарат, разрушало феодальную систему, несмотря на отчаянное сопротивление. Дело Людей Чести было обречено, это очевидно с самого начала. Просто их победа означала бы фактический раздел страны, консервацию экономических и социальных отношений, экспансию соседних государств. Все это было в нашей земной истории, достаточно посмотреть на Францию 17 века, где победил абсолютизм, и Германию, то есть Священную Римскую Империю германской нации, чья раздробленность закреплена по итогам Тридцатилетней войны. Собственно, германский вариант то, что ожидало бы Талиг, в случае успеха Людей Чести. (Не нужно обольщаться, в случае победы централизованного государства, его ждали изнурительные войны с соседями за ресурсы, обезземеливание крестьян, формирование армии рабочих, необходимых для промышленного производства и так далее). В этом историческом контексте действуют живые люди, они РАЗНЫЕ по психо-физиологическим особенностям, по характеру, по убеждениям, жизненному опыту. Они преследуют разные цели и считают приемлемыми разные средства, и у каждого своя правда. Мне было интересно читать о них, о людях, которых можно понять и посочувствовать, даже если они сражаются не на "нашей" стороне. Мне кажется именно с этой целью Вера Викторовна тратила время и силы на то, чтобы прописать казаронов, бириссцев, гайифцев, дриксенцев. Оппоненты внешнеполитического процесса получились живыми, казалось бы, прекрасно, но нет! - вместо них появляются "бесноватые", нахлебавщиеся "зеленой скверны". Они признаны ЗЛОМ! Абсолютным, ужасным, не подлежащим исправлению. Вот зачем это нужно?! На Земле люди прекрасно справляются с задачей дойти до полной потери человеческого облика без мистического вмешательства. Варфоломеевскую ночь, Магдебургскую резню, якобинский террор устроили не бесноватые. Возможно, такой поворот необходим для наиболее простого решения конфликта - перед лицом всеобщей опасности происходит замирение прежде воюющих сторон, все симпатичные (Автору) персонажи собираются в одну компанию и истребляют "бесноватых" физически. Получается какой-то диковинный гибрид зомби-апокалипсиса и комикса о команде супергероев. Вся этическая проблематика сливается - есть Зло-о-о, его надо уничтожать, не рассуждая. Спасти никого нельзя - точка! Инстинкт неподверженных скверне персонажей, требующий немедленно убить зараженного не ошибается - точка! Допустим. Но вот собирается отряд ликвидаторов расправится с корпусом Заля. Трое из офицеров Заля не поддержали, попытались достичь регулярной армии, и одному это удалось. Они не были заражены. Вероятно, не только они. Однако отделять бесноватых от незараженных никто не собирается. "Бей всех, Господь отличит своих!"? Симон де Монфор в сравнении выигрывает - согласно его вере, все в руках Божьих, а Кэртиану Создатель покинул, и посмертного воздаяния не предусмотрено.
Я не знаю, что меня больше расстраивает: грядущая бойня а ля "От заката до рассвета" или утраченная глубина произведения. В середине цикла было подмечено, что бычий цепень не желает зла быку, а древоточец дому, они просто удовлетворяют свои нужды, а потом бык дохнет, а дом рушится. Все хотят хорошо для себя, не желая знать, кому от этого будет плохо, и совокупность эгоистических желаний умножает количество бедствий, пока не перейдет в качество - тогда разражается катастрофа. К сожалению, книгу об этом мы не прочитаем.

@темы: "Отблески Этерны"

02:44 

Однажды в сказке - 3.

2. Познание самого себя.
При отсутствии этической системы координат, все персонажи сериала существуют сами по себе, действуют во благо себя любимого, как они это благо сами понимают, и оцениваются исключительному по субъективному восприятию.читать дальше И вот здесь становится интересно, какой персонаж наиболее впечатлит? И почему именно он? Если убрать мировоззренческую составляющую и оставить только личную симпатию/антипатию?
Мой любимый персонаж Румпельшпильцхен, ему я сочувствую, за него болею. Одна из причин - более чем невнятное окружение. Сейчас, спустя пару лет после просмотра. я не могу даже точное назвать число положительных принцев, настолько они одинаковы и унылы. Помнится, когда смотрела пыталась отличать их по прическам, но все равно путала. Они словно из инкубатора - стандартная внешность без особых примет, похожая одежда, а главное, с одинаковыми характерами, точнее не имеют характера вовсе. Они выдают однообразные типовые реакции, изъясняются одинаковым языком, даже в манере поведения, жестах, мимике никакой вариативности. Их могла быть сотня, мог быть один, зацепиться нечему даже глазу, не то, что сознанию. От этого общества слегка отличается Бельфайер своим нытьем, инфантильностью, ну и авторской подачей, которая раздражает больше всего. Из него так старательно ваяли лучик света для Темного, а получился мелкий самовлюбленный жуликоватый трусишка, убежденный в том, что плохой папа виноват во всех бедах здорового лба под сорок. Он меня просто выбешивал при каждом появлении. Я долго не могла поверить, что Крюка официально переведут в герои. Пират, то есть, по сути, профессиональный бандит, главарь ОПГ, жил тем, что грабит и убивает, не сказать, что раскаялся - профессию сменил. Теперь на побегушках у сильных женщин. Понты, понты, понты и подведенные глазки. Чему там сопереживать, если у персонажа эмоциональный диапазон петуха? Вот в качестве антагониста он мне нравился, очень хотелось посмотреть, как его наконец убьют. Ну, а в мистера Голда я влюбилась при первом же появлении . Все играло на образ - жесты, мимика, взгляд, интонация - сразу стало понятно "Это ж-ж-ж не спроста!"). Окончательно я поняла, что Голд - мой герой, какую бы позицию он не занимал в сериале (тогда я еще верила, что персонажи будут отстаивать какую-то свою правду, свое понимание мира), когда он пропихнул Эмму в шерифы. Это было... красиво! Многоходовка, в которой Эмма, искренне считая, будто бросает вызов, выполняет именно то, что он задумал. Насколько безлики принцы, настолько выразителен Голд. Его трость... даже не сама трость, манера опираться на нее, неровная походка, стильные костюмы, волна волос - создают яркий визуальный образ, но все это не цепляло бы меня, если бы не было характера. Голд завораживает своим рассудительным спокойствием, изысканной речью, цинизмом, холодной отстраненностью и мгновенным преображением - змеиным броском. Его хочется понять. Румпельштилцхен оказался не менее притягательным и еще более загадочным. Золотисто-чешуйчатый, экстравагантный, неуловимый, ядовитый, как ртуть - я была покорена им сразу и навсегда. Чтобы не сотворили Авторы сериала, я буду желать ему выкрутиться, буду лелеять образ в своей душе.
Так, что же меня привлекает в персонаже? Интересный вопрос. Перебирая своих любимцев, я понимаю, что среди них почти нет главных героев. Мне даже в сказке про Жар-птицу больше всех нравился Серый Волк. Когда-то я сформулировала для себя - в отличии от героев и злодеев он сам выбирает за какую сторону играть. Он может быть злодеем, а может не быть им. Но этого мало.

@темы: "ОВС"

22:24 

ОЭ. Осторожно Бармаглот!

Да, что ж меня так накрыло-то! Из глубин подсознания вдруг полезли подавленные воспоминания о том, что меня задело в начале эпопеи.

Не помню прочла об этом в самой книге или в обсуждении, но была очень разочарована тем, что из-за проклятия Ринальди Рокэ Алва не может умереть (пока не пройдет через все мытарства "древнего страдальца"). Его отвага, пусть бесшабашная и выпендрежная, оказалась пшиком. Оказывается, ни на дуэлях, ни в атаке, ни в самоубийственных эскападах Алва ни чем не рисковал. Более того, каждый раз, когда он вылезал на линию огня, подставлял других. Спасибо, дорогой ПМ за то, что встали в полный рост и позволили схватить за вас пулю!

Четверная дуэль. Алва не вынимает шпагу из ножен, ожидая атаки противника. По идее, они стояли, пока не ослабли от голода/заснули/приспичило отлить. Потому что дуэль не может начаться, пока оба участника не готовы (а готовы они, когда стоят со шпагами в руках). Это же дуэль - поединок, в котором соблюдаются формальности и правила хорошего тона, а не уличная драка с поножовщиной. Для того там секунданты и толпятся в количестве, страшно сказать, аж десяти человек, чтобы не допустить нарушений.

читать дальше

Ойген Райнштайнер, представленный как крутой профи, пролюбил в Эпине начало бунта. Продолжает считаться крутым профи, об этом косяке ни он сам, ни кто-либо другой не вспоминает.

Зачем Рокэ Алва вызвал в дуэньи Айрис Луизу Арамону - женщину сомнительного происхождения, которую он видел один раз в жизни? Он же Первый Маршал, у него огромный штат, бывшие и настоящие сослуживцы, а у них жены, сестры, дочери. Не было никакой проблемы в том, чтобы сделать фрейлинский патент женщине, с которой он знаком лично, чью семью знает хорошо и доверяет. Однако Алва предпочитает положится на абсолютно неизвестного человека.

Пьетро внезапно оказался суперкрутым законспирированным охранником. У него УЖЕ убили патрона - отца Оноре. У Пьетро задание охранять Катарину, и... ее убивают. Он продолжает считаться суперкрутым профессионалом.

Освобождение Рокэ после суда. Я так и не сумела сложить ВСЕ маршруты, несмотря на прочитанные темы на ЗФ. Откуда Валентин заранее знал, где ставить засаду, если Дик проспал нужный поворот, убаюканный Пегой Кобылой, и выбирал дорогу спонтанно?

Ричард Окделл поклялся кровью Раканам, считая таковым Альдо, и был ему верен. Однако на самом деле Раканом был Рокэ Алва, о чем Дик не знал. Он приговорил бывшего эра к смерти тем самым клятву нарушил, в следствии чего провалился Надор, погибли Окделлы и Лараки,а также остальные обитатели замка. Не м огу я принять такую логику! Если бы Ричард пострадал за нарушенную клятву оруженосца, за то, что нарушил долг судьи (судей ведь приводят к присяге? - в Древней Греции точно приводили), это было логично и ПРАВИЛЬНО. Но ему прилетает именно за то, что он совершил по неведению. В таком контексте бесит и кривая система защиты кровных клятв, и Раканы, находящиеся под защитой, а также Рокэ Алва, забывший сообщить , что Альдо не Ракан.
Параллельно возникает множество вопросов, каким образом личность нарушителя привязана к местности: если клятве изменит Эпине, накроет Эпине или Марикьяре? если Жермон - Ариго или бывшие владения Борраски?. А за измену Валмонов, Лараков, Манриков, что подвергнется уничтожению - они же получили земли много позже их распределения по Повелителям и вассалам (возможно, ничего и не случится - они же не эории)?

По-настоящему сквикнуло то, что Робер спасался за счет жизней других людей. Столько страдал из-за братьев - "ты живешь, потому что они умерли", и на самом деле стал жить за счет других. Как вампир. Только он не виноват - это все астера!

Пока все. буду пополнять.

@темы: "Отблески Этерны"

15:14 

Памятка

oe-fest.diary.ru/p213984316.htm
Шикарный фанфик - список Создательницы

Просто для памяти. Надо куда-то прицепить, чтобы не потерять.

@темы: "Отблески Этерны"

23:14 

О Приддах, то есть, не Приддах

Я все собираюсь дописать "Понять Придда", но не получается. И, похоже, не получится. Не могу уместить в сознании, что Придды это Борны. Никак. Я привыкла к тому, что Придды это Придды, потомки гальтарского рода Пенья - придворные, интриганы, себе на уме, среди которых изредка появлялись настоящие воины (в приложении упомянут великий полководец гальтарской эпохи). Как любой род за тысячи (!) лет существования они переживали периоды морального упадка (Эктор, о котором Рамиро Алва говорит, что раньше в волне были акулы, а теперь медузы) и взлета. Собственно, Эктор действовал очень по-приддовски, исподтишка подбирался к трону, использовал влюбленную в себя королеву, которой сделал бастарда, но при этом и о родной жене с детьми не забывал, потом внезапно выложил карты на стол, прижал и так загнанного короля к стенке. У него были все шансы сорвать банк, но... не получилось. Мне казалось очень эффектным противопоставление двух линий его потомков - окопавшихся в Агариссе псевдоРаканах и ловящих рыбку в мутной воде олларианского Талига законных потомков. Какой замечательный был штрих - Матильда с первого взгляда отметила невероятное сходство Валентина и своего покойного мужа, присмотревшись, решила, что они походили друг на друга, как кусок льда и прокисшее желе. Я воспринимала Альдо именно, как младшую ветвь Приддов, эдакого инфант террибль этого рода, в котором вылезли самые худшие фамильные черты, не сдерживаемые суровым фамильным воспитанием и жестойчайшим самоконтролем. Но нет! Альдо Приддам ни разу не родственник, он потомок левого ординара. А Валентин, оказывается, Борн. Зачем это нужно?! Как влияет на сюжет, если Повелитель Волн Ойген Райнштайнер (если, конечно, это он) в магичности и знаниях не превосходит своего Вассала Валентина (а Вассал Молний Лионель явно круче своего Повелителя Робера, а Повелитель Ветра Жермон от всяческой мистики далёк, тогда как его вероятный Вассал Вальдес не очень-то походит на человека).
В приложении есть история о том, как Придды поменяли герб, из чего позже вывели историю с передачей Силы на сторону предкам Райнштайнера, и она взрывает мне мозг. Во-первых, Юстиниан Придд представлялся мне типичным Спрутом - человек с абсолютным само контролем, способный долго, очень долго ждать подходящего момента, безупречно играть роль, спокойны готовится нанести смертельный удар. Его долг был отомстить за семью, пусть даже анаксу, и он отомстил - усыпил бдительность, женившись на дочери одного из убийц, дождался рождения сына, пригласил тестя и анакса, отравил их (я бы написала, что медленный яд был дан на пиру, а гайифские шкатулки выполняли роль ложного следа). Я не понимаю, зачем вся эта путь с астэрой, демонстративным самоотравлением при отсутствии гарантий, что намеченные жертвы будут выпиты. Во-вторых, меня коробит от того кем в этой версии предстает жена Юстиниана, раздвинувшая ноги для намеченного мужем осеменетиля.
Я подозреваю всю эту игру в наперстки с младенцами пришлось вводить, чтобы как-то увязать выпиливание Абсолютом боковых ветвей в семьях Повелителей. Мне сдаётся, это позднее, форумное изобретение. По-моему в первых книгах упоминалось поверье, что Повелитель одинок на Изломе. Поверье, а не достоверная информация! Я достаточно прохладно отношусь к любому Избранничеству по факту рождения , поэтому и о жёстком обособлении эориев не думала. Логично же, эорий передает Силу единственному наследнику, друге дети спокойно образуют боковые ветви, как нормальные феодалы на Земле, у них остаются какие-то остаточные явления Силы, вроде особой чувствительности к потустороннему (это кстати объясняет тот факт, что трое в отряде Эрвина Линтенкетте почувствовали то же, что он и Окделл, причём эти трое были родственниками). Приддов стало реально много, и, черт возьми! - я была уверена, что фанатик Авнир именно кровный родственник по мужской линии - младший сын младшего сына двоюродного прадеда Вальтера. Мне очень импонировало, что за респектабельным фасадом Приддов кипят такие страсти. История Габриэллы в это концепцию ложится идеально (в моем личном хедканоне она не стреляла в Арно Савиньяка, толкала мужа на мятеж, возможно, вмешалась в переговоры и подогрела конфликт, потом сошла с ума, узнав о казни Карла, и в приступе безумии убила Джастина. Поэтому обстоятельства смерти семья скрыла. Поэтому в момент смерти Габриэллы Валентин запел - кровь была смыта кровью, с рода снята вина в братоубийстве - он это почувствовал). Ну а на Изломе, раз в сто лет, Повелитель-таки оставался один (несовершеннолетние не считаются - ведь Излом пережили оба сына Алана Окделла, младший погиб позже). Так что в моём хедканоне все было просто - Повелителя Волн Эктора Придда убил Алва, эорийность перешла к сыну законной жёны Гертруды, бастард Эркюль передал своему потомству остаточный фон, которого хватило Альдо для того, чтобы Ара признала его и показала предка. За последнюю сотню лет Придды разрослись в "целую рощу", но перед Изломом их в ускоренном порядке выпил или, остались двое несовершеннолетних и Повелитель Волн Валентин. На мой взгляд, он совершенно органичен в этом образе. Тихие воды глубокие.

@темы: "Отблески Этерны"

14:39 

Однажды в сказке - 2.

Можно долго придираться к отдельным деталям, проблема не в них. Беда сериала в отсутствии внятной системы ценностей, что убивает его, как художественное произведения, но превращает в превосходный инструмент познания 1)современной культуры и 2)самого себя..

Человеческому обществу для успешного функционирования необходимы некие признанные правила, которые и отражаются в художественных произведениях. Так в Средние Века (раз уж именно эту эпоху косплеят сказочные королевства) господствовала сословная мораль, подкрепленная авторитетом Церкви.читать дальше
Казалось бы в современном сериале должна действовать привычная нам система мировоззрения, ориентированная на гуманистические идеалы. Все люди рождаются равными и имеют право на счастье. Государство - результат общественного договора, должно обеспечивать безопасность граждан, соблюдение прав и свободы, ну, а граждане, в свою очередь, обязаны соблюдать законы и, в частности, воинский долг выполнять. Власть должна осуществляться в интересах большинства с учетом мнения меньшинства. Презумпция невиновности, верховенство права, свобода совести, неприкосновенность частной жизни... В этой системе ценностей есть подвох (он всегда есть - иначе мы бы жили в совершенном обществе, а литература ограничивалась пасторальными сюжетами и рецептами по решению конфликтов), в центр помещен Человек, и сразу возникает вопрос: Какой человек? Людей много, они разные, их интересы противоречат друг другу. Что важнее право женщины распоряжаться своим телом и сделать аборт или право ребенка родиться? Право любящего быть рядом с любимым или право того, кто разлюбил оставить прошлое в прошлом? Право собственника на неприкосновенность своего имущества или право нуждающегося удовлетворить свои потребности (за его счет)? Право ребенка на полную семью или право общества заключить преступника (его родителя) в тюрьму? Пытаясь разрешить многочисленные конфликты, наша цивилизация создала чрезвычайно сложное и разветвленное законодательство, разнообразные системы неписанных правил, действующие в отдельных сегментах общества (субкультуры), а также огромный массив художественных произведений.
Что же происходит в данном сериале? Отсутствует система. Напрочь. Это стало очевидно, когда решался вопрос о судьбе Злой Королевы - никто не вспомнил о суде, о предъявлении конкретных обвинений в узурпации власти, злоупотреблении, многочисленных убийствах, пытках. Нет! В фокусе оказались ее отношения с падчерицей. Простит ли Белоснежка мачеху?.. Учитывая, что о прощении та не просит, не раскаивается, напротив, обещает всем отомстить. Но разве могут благородные и великодушные герои убить озлобленную ведьму, мстящую всему миру за свое разбитое сердце? Это же наполнит тьмой их собственные сердца! Хм, а как насчет остальных жертв Королевы? Они не имеют права на справедливость? А жители королевства имеют права на безопасность? Очевидно же, королеву следует наказать по закону за уже совершенные преступления и ради предотвращения последующих. Но так вопрос не стоит. Позже Регине Миллс списали все совершенные уже в Сторибруке преступления просто за то, что у нее есть приемный сын, и она помирилась с Белоснежкой. Сразу вспоминается, что у Чикатило тоже были дети... Профессиональная деятельность пирата Крюка (разбой, убийства, грабежи, поджоги, изнасилования) не заслуживает даже упоминания, в вину ему вменяются только действия против главных героев и легко прощаются даже без символического наказания. Совестливый сверчок-психолог избавился от родителей (они, конечно, были нехорошими людьми, но и он действовал не в критичной ситуации), добрейший Джепетто подверг риску новорожденного ребенка всего лишь ради того, чтобы Пиноккио провел 28 лет не в виде деревянной куклы, а болтаясь по незнакомому миру без близких, без дома, без средств к существованию. Можно долго перечислять примеры, характеризующие индивидуалистический подход Авторов сериала. Во внимание принимается исключительно субъективные переживания персонажа. Происходит погружение в его внутренний мир и все происходящее оценивается с точки зрения его восприятия. Никаких объективных критериев не признается. Меня ударили - мне больно! А то, что где-то в далеко-далеком на пепелище сожженного дома умирает от голода осиротевший ребенок - это же не ощущается, значит во внимание не принимается. Таким образом происходит отказ от принципа. сформулированного Джоном Доннном: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, и потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». Каждый человек оказывается именно островом в океане, он плещется в море ощущений, эмоций, бьет в слепую, вымещая свою боль, жертвует всеми ради того, что важно лично ему. Свободно дрейфующие индивидуумы сцепляются друг с другом (называя это "тру лав"), вместе им теплее, надежнее, они лучше противостоят внешним факторам, но если кто-то испытывает дискомфорт ненадежные связи рвутся, образуя новые болевые точки. В фокусе отдельный человек - и общество превращается в сборище индивидуумов. Не действуют законы, правила, обычаи, каждый творит, что ему вздумается, ограниченный исключительно богатством фантазии и масштабом возможностей. делов том, что обществе - это не просто много людей, это организованная система, функционирующая по определенным правилам. Если общества нет, есть человеческая стая, где действует право силы и личной симпатии. Только общество может обезопасить человека, обеспечить его права (в том числе на жизнь), но человеку приходиться жертвовать какой-то частью своей свободы, подчиняясь законам и соблюдая правила. Не езди на красный свет, не превышай скорость - если все будут законопослушны, никто не погибнет, если кто-то нарушит - он должен понести наказание, в том числе и для вразумления остальных. Если правила не соблюдают многие, даже осторожная езда не будет безопасна. Если на законы не оглядываться, а делать только то, что хочется, общество будет дезорганизовано и уже никого не сможет защитить. Собственно, именно это мы и наблюдаем сейчас в современном мире. Отменяется презумпция невиновности - достаточно голословного обвинения в чем угодно, от харрасмента до отравления, вводится так называемая положительная дискриминация (что означает получение преференций не за реальные заслуги, а за цвет кожи, ориентацию, наличие проблем со здоровьем), которая на деле является именно дискриминацией тех, у кого не та ориентация, цвет кожи... иллюзорные конструкции подменяют реальность (в реальности человек может иметь либо женский, либо мужской пол, который определяется на момент соединения сперматозоида и яйцеклетки), родителям и воспитателям запрещается корректировать поведение ребенка, зато проблемы поведения ребенка объявляются психическим расстройства и его травят химией... Мы живем в интересное время, наблюдая Закат Европы в он-лайн режиме. Можно сверяться со Шпенглером - он сто лет назад расписал в деталях. Разумеется, процесс будет долгим, возможно, затянется на пару столетий, возможно, произойдет пересборка на новых принципах. Но то, что происходит сейчас - явный распад организованной структуры.

@темы: "ОВС"

12:17 

ОЭ. Я жгу остатки праздничных одежд, я струны рву, освобождаясь от дурмана

Завидую жирафу - до него как-то быстрей доходит. А я все не могу поверить, что специфические ощущения, это нарастающе раздражение. Сколько же я в своё время прочла Дюма, пока не осознала - кроме трилогии о Генрихе Наваррском и Трёх мушкетеров с Двадцать лет спустя - мне ничего не нравится. В принципе не нравится. Сам стиль, обращение с историческими фактами, подход к изложенным проблемам, способ подачи персонажей, даже описания. Благодаря Дюма я плотно подсела на французскую историю, возлюбив Ришелье и Генриха 4. Но перечитывать его мне не хочется уже лет 20. Вот и с Отблесками Этерны та же история. Я ведь ликовала, когда два Рассвета вышли, как-то задвинула в подсознание все шероховатости и с нетерпением третий том ждала. Я даже на ЗФ мило пообщалась... Мне понравилось несмотря на... И вот со временем пришло понимание, что всех этих "несмотря" слишком много, и они являются определяющими. Отношение "здорово, есть недочеты, но в целом я принимаю" у меня поменялось на "есть приятные моменты, но в целом я принять не могу". Я долго обманывалась миражами, надо признать, что это лишь оптическая иллюзия.
По существу. Если рассматривать Отблески Этерны, как целостное произведение, это халтура. Первые книги написаны тщательней, хотя и в них полно отсылок и прямых заимствований (прежде всего, конечно, из Колбасьева), последние представляют собой откровенную компиляцию слегка подретушированных текстов, которые плохо стыкуются между собой. Читая Рассвет, невозможно погрузиться в реальность этого мира, постоянно натыкаешься на очередную переделку песни, анекдота, классического сюжета. Это мешает чтению, мешает восприятию. Невозможно отвлечься от того, что перед тобой печатный текст и по-настоящему сопереживать персонажам. Призрачные одежды вымысла расползаются на глазах , и сознание устало фиксирует, откуда позаимствован очередная фраза. Это не художественная литература, это оригинальная форма викторины для проверки литературной эрудиции.
Если честно, то, как написаны Рассветы, меня покоробило ещё осенью, когда я читала на ЗФ Угадайку. Было непонятно, чему радуются? Мне вот совсем не хочется отыскивать в книгах отсылки и заимствования, я пытаюсь читать историю саму по себе. Однако я подумала, что чего-то не понимаю в современной литературе и нюансах обратной связи - пост-модерн и все такое - поэтому влезать не стала. Самовнушение помогло не заострять внимания на способе изложения, но есть проблемы серьезнее.

1.
Организационное. Книга буквально рассыпается на плохо связанные между собой эпизоды. Я не знаю, был ли у ВВК изначально план, если был она о нем забыла. Все равно, что архитектор поставив фундамент и две несущие стены, выбросил чертежи и начал пристраивать то веранду, то башню, как в голову взбредет.
Дриксенская линия - абсолютно лишняя, она ничего не даёт сюжету. Сама по себе история о дриксенцах потрясающая! Она полна драматизма и достойна составить отдельную повесть, в которой через приключенческий сюжет раскрывает сложную психологическую проблематику. Дело в том, что у Руперта не было готового хорошего и правильного решения, в том числе из-за стремительно меняющихся обстоятельств. Он не тот персонаж, за восхождением которого надо с восхищением следить, он тот, кто заставляет читателя задуматься о самом важном и что-то решить для себя. (вообще истотрия здесь не о результате, а о поиске алгоритма решения) Однако сложную и глубокую драму ВВК притянула к основному повествованию, включила Руперта в команду героев, тем самым даровав индульгенцию. Однако для развития сюжета вся эта дриксенская эскапада никакой роли не играет, ее можно было уместить в две строки - переворот в Эйнрехте изменил цели Бруно - все.
Каюсь, Гайифскую линию я так и не заставила себя прочитать. В Дриксенской хотя бы персонажи с основными героями пересекались, здесь же сами по себе действуют, собственные проблемы решают. Зачем эти километры текста?! Чтобы показать ужасы скверны? Хватило бы рассказа какого-нибудь беженца на пару абзацев, парочки ярких эпизодов, как с бириссцами в первой книге. Подробно о Гайифе можно было написать вбоквелл, как "Белую ель".
Бакраны хотя бы появились ещё в КНК, да и тусуются у них некоторые персонажи, вот только не замотивированно это никак. Я так и не поняла, чего от Бакрии конкретно хотел Алва, чем там Бонифаций занимался. Нет, в целом понятно, для развития сюжета, какое это имеет значение? Так, остановка на пути - надо же где-то перекантоваться, кого-то в себя влюбить. Опять же пейзажи, симпатичный дикий народ, большеглазые девушки-вдовы, боевые козлы, мой любимец Баата... Но все это носит сугубо декоративный характер, вроде ажурного балкончика, дверь с которого висит над отсутствующим перекрытием второго этажа.
Фельп. Точнее не сам Фельп - его мы посетили вместе с Алвой, которого нужно было устранить из Талига, тут все логично - фельпские галеры. Зачем их потащили на север? Что делает в сюжете Луиджи и его земляки? Они не играют вообще никакой роли, от слова абсолютно. Похоже, первоначально, в них был какой-то смысл - история с Поликсеной прописана подробно и любовно, но позже заброшена. И вот болтается в Хексберг Луиджи, периодически ноет о погибшей любви. Статист, забытый на сцене. А в Фелпе остаётся Франческа, которую зачем-то обручили с Эмилем. Видимо, чтобы как-то прописать его пребывание в этом самом Фелпе. А зачем? Кто-нибудь может вспомнить, что делал в Фелпе Эмиль? Похоже, ВВК его туда отправила, чтобы в нужный момент вернуть, организовав приход кавалерии. Ну отправила и отправила, пусть сидит в Фелпе. Можно написать вбоквелл о его романе с Франческой, в основную книгу вставлять не надо. Это же все ни о чем, как и весь бросок Алвы с Марселем по югам. Мне лично Марсель нравится безумно, читала бы и читала, но из книге необходимо безжалостно удалять несюжетообразующие эпизоды, какие бы яркие и дорогие сердцу они ни были. С убийства Катарины и оставления столицы, сюжет, по сути, стоит. Что-то происходит, люди живут, воюют, умирают, а проблема-то не решается. Вероятно, не решается она потому, что Автор запуталась - а в чем же конфликт? ( я об этом напишу подробней в следующий раз)

Если огромные куски текста вставляются в книгу просто "чтобы было", то уже намеченные сюжетные линии оставляются или завязываются нелепыми бантиками. В первых книгах опасной силой выступал Орден Истинников, явно претендуя на роль основного антогониста, но... Похоже самоликвидировался. Хитрый, ловкий, неуязвимый Штанцлер оказался мелким лжецом, никакой силы не представляющей. Происшествие в Лаик, гибель Паоло и Германа не расследована, Суза-Иуза оказался не унар, а интриган Шабли (чьи интриги почему-то ни во что не вылились), конфликт Приддов и Алвы-Силвестра-Ноймаринена спустили на тормоза, мол, просто ряд недоразумений, и вообще во всем виноваты Манрики, Штанцлер, шпионы. Гоганы с их планами тоже самоликвидировались. Долго можно перечислять.

@темы: "Отблески Этерны"

Сухие листья слов

главная