15:28 

Дочитала Екатерину. Любопытно, но все книги об этом времени : и художественные, и исторические - оставляют меня с чувством острой жалости к последним Валуа. Они мне не нравятся. Совершенно. Я всей душой за Генриха Наваррского (и даже не благодаря Дюма, скорее Генриху Манну), но Карла 9 очень жалко. И Генриха 3. Забавно, в сериале Жигунова, весьма вольно обошедшемся с текстом Дюма, который в свою очередь еще более вольно трактовал историю, Генрих 3 получился именно таким, каким представляется мне в серьезной исторической литературе. Поймано нечто самое важное, составляющее самую суть.
Квинтэссенцией всего прочитанного по эпохе религиозных войн во Франции для меня является ощущение обреченности. Никто ведь не хотел ввергать страну в десятилетия кровопролитий, разрухи, долгов. И меньше всего это было нужно королевской власти. Екатерина Медичи отчаянно балансировала между аристократических группировками, религиозными фанатиками, могущественными зарубежными державами. Она и правда шла на уступки гугенотам, ее правительство долгое время возглавлял л'Опиталь - идеолог умеренных. Филипп Испанский обвинял французское правительство в излишней мягкости, в предательстве интересов католицизма, подозревал саму Екатерину в отступничестве. Однако политика умиротворения только распаляла страсти. Я в общем-то могу понять и радикальных католиков - с их точки зрения пришли последние времена, когда какие-то оборзевшие нечестивцы оскорбляют все самое святое и вдобавок наводняют страну наемниками. Можно понять Гизов, которые совершенно логично полагали, что если королевская власть не способна сохранить порядок в стране, это следует делать им воинам и князьям церкви. (Кстати ни разу не встречала комплиментарного Гизам сочинения, может стоит поискать биографии лотарингских принцев). Можно понять и вождей гугенотов, вероятно, многие из них приняли новую религию не столько в следствии философских размышлений, сколько почуяв удобное идеологическое оружие в борьбе за свои привеллегии против усиливавшейся центральной власти. Понять можно всех, но сорок лет кровопролития завершились эдиктом Генриха 4, который, в сущности, повторял договор 1577 года! В жизнеописание Генриха 3 ( кажется Эрланже, но могу и наврать) упоминается, что реформы Генриха Бурбона фактически повторяли указы его предшественника, которые так и не удалось реализовать. То есть, вся разница в том, что Генрих 3 не сумел воплотить в жизнь законы, а Генрих 4 смог, и потому он Великий. Но в этом сама суть - только те законы реально являются законами, которые работают. И почему у одного они работают, а у другого нет - неизвестно. Дело в личных качествах, в способности Генриха Бурбона подбирать сотрудников? Или в том, что сперва необходимо утвердить власть, а уж потом проводить реформы, жестко карая ослушников с помощью созданного аппарата насилия... Или просто должна была иссякнуть дурная энергия, чтобы обессиленные десятилетиями битв люди приняли условия мира, которые столь надменно отврегали? Возможно, план Колиньи о войне против Филиппа Испанского в Нидерландах был именно тем, что доктор прописал. Ушли бы пассионарии биться за пределами Франции, и королевство смогло бы мирно жить. Но Екатерина смертельно боялась войны с Испанией, и не без причины - совсем недавно Карл 5 угрожал Парижу. В общем, все было как было.

22:52 

О персонажах. Кирхайс. Ян Венли.

На мой взгляд, Зигфрид Кирхайс - самый скучный персонаж Легенды. Причем скучен он и как личность, живой человек, и как художественный образ. Его, конечно, постарались подать - нарисован с любовью, каждое появление сопровождается восторженным хором: "Ах, какой красавчик! Выдающийся полководец! В таком юном возрасте и такие свершения! Второй после Райнхарда! Почти также гениален, но еще и человечность, скромен, уравновешен, кладезь всяческих добродетелей без единой червоточинки! О, такой враг не чета нашим руководителям! Хорошо бы с ним пообщаться, подружиться! Достоин, достоин, достоин..." По-моему, эти усилия лишь подчеркивают тот факт, что ничего интересного Кирхайс из себя не представляет. Его образ в произведении исчерпывающе раскрыт в первых сериях: малолетний сын цветовода был потрясен юными фон Мюзелями и посвятил свою жизнь служению брату и сестре. Никакого развития персонажа не предусмотрено. Все, что можно раскопать самому неутомимому аналитику, это вопрос - перенес ли юный Зигфрид чувства к сестре на брата или наоборот? Но независимо от результата, очевидно: в сестру он почтительно влюблен, брата обожает. Чувства к Аннерозе и Райнхарда разнятся даже не сексуальным влечением, которое никак не проявляется, а тем, что с Райнхардом он тесно общается, а с Аннерозе изредка видится. Собственно, единственное, что делает Кирхайсу значимым элементом легенды - отношение к нему Райнхарда, но для этого он годится и мертвым.
Как человек Кирхайс еще более скучен. Его собственное "Я" абсолютно зависимо от Райнхарда, он как будто не воспринимает себя, как отдельную личность. У него нет своих целей и стремлений. Чувства есть. Зигфрид влюблен в Аннерозе, но намерение освободить ее от престарелого любовника принадлежит не ему. Цель избавиться от кайзера, династии, перестроить весь Рейх и вернуть свободу сестре ведет Райнхарда. Кирхайс следует за ним, слегка ужасаясь такой дерзости в начале, потом приняв программу действий, как данность. У Зигфрида есть какие-то убеждения, понятия о должном и недолжном, достойном и благородном, подлом и отвратительное, но все это соотносится с Райнхардом, как с главной ценностью внутреннего мира. Вся душевная жизнь Кирхайсе сфокусирована на Лоэнграмме. Примечательно, как спокоен он при подавлении мятежа Кастропа, не показывает ни возмущения недоверием подчиненных, ни удовлетворения, когда в него поверили. А что ему волноваться, если к Райнхарда это отношения не имеет? Кирхайсу интересует только выполнение задания, собственных амбиций у него нет. Лоэнграмм беспредельно заполняет все его существо, ни другим привязанности, ни даже ненависти места не остается. Он зеркало, отражающее Райнхарда. Зеркало, которое пытается отражать своего кумира в наиболее выигрышный ракурсах, но только зеркало.

Ян Венли вызывает у меня самые противоречивые чувства. С одной стороны, мне трудно поверить, что кто-то способен достичь высот в деле, которое его не увлекает, тем более таком много плановом и сложносоставном, как военное искусство. С другой, очень увлекательная идея показать человека, который не смирился с вроде бы ненужным ему даром и не принял миссию по спасению, а упорно открещивается от нее. С одной стороны, меня возмущает, что Ян не берет судьбу Союза в свои руки - как же так! Он может, а значит, должен! С другой, я понимаю, что никому он ничего не должен. Как ни странно, на самом деле мне близка позиция именно Яна. Я сама в реальной жизни руководствуюсь словами Честертона о том, что люди на само деле достойные не идут в политику; они воспитывают детей, выращивают цветы - занимаются чем-то стоящим. И Ян Венли, мне кажутся, ярко иллюстрирует эту истину. Если бы людей, подобных ему, было больше, мир был до гораздо более приятным местом. Ян без сомнения очень обаятелен, его суждения продуманный, но... Тут моя мысль совершает круг, я полагаю, для успешной эвакуации с Эль-Фазиля он должен был обладать и жесткостью и способностью к волевым решениям. Где все это сейчас? В общем, Ян Венли очень интригующий персонаж, и чем дальше, тем больше. Посмотрим.

@темы: "ЛОГГ"

23:58 

Я читаю сейчас биографию Екатерины Медичи, автор Леони Фрида, не скажу, что какие-то откровения, но некорые эпизоды я для себя прояснила. Например убийство Франсуа де Гиза. читать дальше
Я обратила внимание на обстоятельства, которые постоянно упускаются романистами в попытке изобразить эпоху. Прежде всего, отсутствие приватности. Рождение и смерть, отход ко сну и пробуждение, оправление естественных потребностей - все происходило публично, обсуждалось, смаковалось. Вокруг знатной особы постоянно толпилась уйма народу, ни о каком личном пространстве и не заикались. Послы при дворе подкупали камердинеров и прачек, чтобы точно знать, насколько результативно проводят ночи супруги. Вся физиология была на виду, о ней говорили, не стесняясь. Подробно сообщали в письмах о печеночных коликах, гнойниках в "секретном месте", других малоаппетитных вещах. Скрыть что-то в таких условиях невозможно. О вскочившем на попе прыщике мгновенно становилось известно, его размер, форма, цвет, происхождение - все досконально изучалось. Так что, увы, Катарине Оллар в ОЭ вряд ли удалось бы скрыть беременность, особенно, учитывая тот факт, что окружающие ее дамы уже трижды наблюдали ее в этом состоянии. Так как знатный господин постоянно был окружён приближенными, от тех, кто выносит его ночной горшок, до секретарей-управляющих-начальников охраны, его симпатии и антипатии, стратегические цели, образ действий, были общеизвестный. Герцог Придд просто не смог бы годами хранить тайное намерение сменить сторону. Слишком многие ловили каждое его слово, жест, интонацию, паузу, следили, во что он вкладывает средства, откуда выводит их. Забавно, но ВВК то вспоминает о реалиях эпохи, то забывает о них. Она совершенно справедливо описывает, как обсуждается интимная жизнь Окделлов, под каким контролем находится королева и все ее траты. При этом не только виконт Валме, но и целый Первый Маршал герцог Алва разгуливают сами по себе, а герцог Окделл и виконт Лар обходятся без личных слуг.
Меня неизменно умиляет меркантильность реальной аристократии в отличии от вымышленных благородных бессеребренников. Графы и герцоги превосходно умели считать деньги, земли, драгоценности. Они бесконечно конфликтовали по поводу причитающегося им дохода, спорного наследства, требовали должностей, на том основании, что прежде ее занимал кто-то из родственников, и очень-очень неохотно платили долги. Мирные договора и соглашения полны перечислений какие города, крепости, доходы получит тот или иной примирившийся с короной аристократ. Особенно восхищает неизменное требование оплатить нанятые ими войска. Аристократы той эпохи жили в постоянной погне за наличными деньгами, они собирали коллекции должностей, получали права на доходы и сборы, уступали их откупщикам, требовали от королей и от просителей денежных подарков, меняли земли и доходные статьи в разных комбинациях. Образ благородного воина, который выше всей этой мелочной суеты ради презренного металла, появился, пожалуй, лишь в эпоху романтизма. Вельможи и рыцари, дворяне шпаги и дворяне мантии были прагматиками. Отношение Алвы к имуществу не было бы понято.
Наверное, более всего привлекает меня в эпохе некая камерность. Все действующие лица на исторической сцене были хорошо знакомы, если не лично, то заочно, чаще всего являлись родственниками. Они учились у одних наставников, играли в одни игры, спали с одними и теми же женщинами. В эпичных конфликтах того времени неизменно присутствует оттенок коммунальной свары по поводу того, что кто-то кому-то плюнул в суп. Сцеплялись из-за вожделенный должности, из-за небрежно брошенного слова, из-за спорного замка, из-за раздутой сплетни. Заключались союзы, менялись стороны, вчерашние враги закрепляли дружбу браком, а бывшие друзья оказывались по разную сторону баррикад. Это восхитительная игра (разумеется, если наблюдать ее на расстоянии столетий) завораживает своей изменчивость, неверностью. Аристократы ощущали свою обособленность, свое корпоративное единство. Поведение в плену Руперта вполне соответствует нравам эпохи, но вот сами армии в ОЭ явно принадлежат более позднему времени. Тогда аристократа было почти невозможно казнить по суду, только убить исподтишка или в горячке боя. Знатные пленники как правило находились в комфортных условиях и чаще всего играли роль переговорщиков между сторонами. Для того чтобы лишиться своего статуса аристократу нужно было очень постараться. Он все равно оставался одним из своих, кузеном, зятем, деверем... И потенциальным союзником.

22:57 

Новая версия ЛоГГ.

Посмотрела для сравнения 7-8 серии. Увы, полностью исчезла атмосферность, но если бы только это. Такое ощущение, что новую версию снимали по девизом: "Проще! Слащавей! Тупее!" Раздражает прорисовка - остренькие носики основных персонажей превращают их в профиль и три четверти в буратинок. Широкие мазки теней и заниженная талия делает имперскую форму мешковатой. Нормальные куртки Союза здесь превратились в какие-то бесформенные пиджаки. Грудь Фредрики подчеркнута так, что кажется огромной и обвисшей. Имперцы в Изерлон все как один представляют типаж быдла - огромные жлобы с гранитными челюстями. Командующий флотом - уродливый дегенерат. Видимо, чтобы ни у кого не возникло сомнений, это плохие, болеть надо за противников. И еще эти жуткие каски времен первой мировой! Жуть!
На этом фоне недовампирский вид Оберштайна воспринимается философски. Отдельно доставляет перевод - приходится мысленно переводить деревянные фразы на литературный.
Проникновение розенриттеров в Изерлон растянули, разбавили отсылками к обсуждению операции и к сентиментальными воспоминаниям детства. Долго и нудно жевали возможность предательства розенриттеры, в классическом аниме это момент коротко и изящно развернули в обсуждении. Фон Шенкопф превратился в какого-то гламурного хлыща, томного, мечтательного, сюсюкающего. Если в классической версии розенриттеры только появились в крепости, как их командир, прошептав о важной информации для командующего, упал, захлебываясь кровью, и его быстренько потащили, уже не заморачиваясь проверками. То в новой версии розенриттеры долго и нудно проходят эти самые проверки, ловко отметают возникающие подозрения и все же попадают к командующему. В классической (какого лешего? В настоящем ЛоГГ!) командующий наклонялся к "умирающему", и Шенкопф хватал его а в этой поделке героический розенриттер прыгает через половину комнаты, на лету уклоняясь от пуль. Ужасное впечатление!
Единственный плюс, подоплеку истории с Оберштайном дали открытым текстом. Когда командующий не поверил словам о ловушке и выставил его вон, он, видимо, покинул корабль. Что и вменяется ему в вину, как дезертирство. Мне это как-то не очевидно по визуальном ряду, собственно, я так и не поняла, в какой момент он покинул флагман, который был испепелен, а туманная фраза: " Глупец! Только бежав, можно отомстить"этот момент не проясняла.
Очень обидно, что в этой версии Пауль проговаривает вслух то, что в истинном ЛоГГ подразумевалось - Кирхайс не способен убить безоружного, а я могу.
В общем все грубо и пошло. Пойду смотреть дальше канон.

@темы: "ЛОГГ"

23:08 

Холодные ясные электронные глаза.

Я восьмую серию второй раз пересмотрела. Один момент меня здорово смутил, не могла понять, как его интерпретировать. В целом схема ясна: после захвата Изерлона Союзом, виновным хотят объявить единственного выжившего офицера (вот кстати я не поняла, а почему так получилось, что других выживших нет?) Оберштайна, он приходит к Лоэнграмму (важно, что Оберштайн уже закидывал удочку через Кирхайса, еще до Изерлона, но его то ли не поняли, то ли не приняли всерьез), первая озвученная версия - таким образом пытается спасти свою шкуру (малодушно избежал смерти, трусливо прячется от справедливого наказания), Оберштайн прямо заявляет о своей цели - уничтожении существующего строя, Лоэнграмм требует арестовать его, Кирхайс направляет пистолет, Оберштайн советует ему выполнять приказание (здесь для меня одна неясность, он говорит Кирхайсу, вы не выстрелите, я ведь не вооружен, вы не можете убить безоружного - и не произнесенное, а я смогу - звучит в голове, Кирхайс и правда стоит столбом; а чего стоит? - ему сказали "арестуй", а не "Стреляй" - чего не арестовывает?) В общем, Оберштайн убедил Лоэнграмму, что ему нужен такой человек, как он. Так вот позже, Лоэнграмм расписывает Кирхайсу, что только использует Оберштайна. Он обосновывает свое решение, чуть ли не извиняясь за то что связался с недостойным человеком. Но ведь Оберштайн еще никак себя не проявил! Он вроде бы не сделал ничего такого, за что его можно счесть недостойным. Если только... Он единственный выживший офицер проигранного сражения? Неужели Лоэнграмм считает это виной, недостойным поступком? Очень соблазнительно списать на японский менталитет, но не знаю, не знаю... Если так, в оригинальной идее образ Оберштайна еще более сложен, чем можем представить мы.

Сцена шикарная. Оберштайн хорош до невозможности.

И еще один момент. В серии с покушением на Аннерозе (дебильном если честно, и в плане действий заговорщиков, и в плане случайного вмешательства Ройенталя с Миттельмайером,) Лоэнграмм, получив анонимное предупреждение, говорит, что сообщит Оберштайну. Кирхайс прямо не возражает, но ясно, что он против и самого Оберштайна, и конкретной идеи. Не понятно, сказал ли (и что именно поручил) Лоэнграмм, неясно какие меры предпринял Оберштайн. Случайными свидетелями оказались Ройенталь и Миттельмайер, привлекли Кирхайса, но спасители попали в безнадежное положение - угрожая Аннерозе, похитители велели им разоружиться. Тут погас свет, и расстановка сил изменилась. В итоге преступники бежали, Аннерозе не пострадала. И появился Оберштайн, по его словам он опоздал, но, как оказалось, к лучшему. Он и выключил свет в критический момент. Он уверенно назвал похитителей людьми Флегеля, но сразу заметил, что доказательств нет. Я безумно хочу узнать, что же все-таки было за кадром?
Все, я окончательно поняла, что хочу пейринг Пауль/Аннерозе, и чтобы он ее спасал сам без доблестной троицы.

@темы: "ЛОГГ"

13:52 

Звездные врата: Вселенная.

До конца сезона осталось несколько серий, но общее впечатление вряд ли изменится. Подводя черту, Роберт Карлайл великолепный актер, доктор Николас Раш очень интересный персонаж, а сам фильм никакой. Отдельные любопытные моменты и образы тонут в бессвязной шелухе.
Прежде всего меня настораживает концепция: созданный кем-то могущественным и мудрым Артефакт, который пытаются использовать люди, стоящие на гораздо более низкой ступени развития. Дикари на АЭС. Это очень напоминает типичную подростковую фэнтези, когда буквально из ниоткуда сваливается магическая сила, Дары Судьба и Великая Миссия. Человечество здесь не создатели, творцы, ставящие великие цели и изобретающие средства осуществления, а пользователи, пытающиеся разобраться в созданном кем-то другим. Не факт, что они не забивают гвозди микроскопом. Это... унизительно, на самом деле. На мой взгляд, хорошая доза юмора спасла бы ситуацию, но все подано с такой железобетонной серьезность, что абсурд просто вопит о себе. Неумеренный пафос пронизывает все, пафос абсолютно беспочвенный, поскольку дикари сами сунулись в реактор, без малейших сомнений в своем права и умении разбираться с ним.
Не добавляет радости кривой сценарий. Большинство сюжетных поворотов ничем не обоснованы и никуда не ведут, тупо заполняют экранное время. Не только характеры, но и роли персонажей не прописаны. Из почти сотни человек на борту, различимы около дюжины, остальные представляют невнятную массу. Но и те, кто получил имена, реплики, визуальный образ чаще всего являются статистами, которые отыгрывает некую сцену и... и ничего. Не раскрываются характеры, не движется сюжет. Просто для примера: вот Ванесса Джеймс занималась сексом с лейтенантом Скоттом на Икаре, потом на несколько серий об этом забыли, и Скотт начал встречаться с Хлоей, ни на миг не вспоминая о тех отношениях. Ванесса, застукав их, ограничивается язвительность репликой, казалось бы, высокие отношения, расстались без претензий, но! Внезапно Ти Джей заявляет, что Ванесса еще любит Скотта, а сама Ванесса говорит, что не стала бы заниматься сексом просто так, под действием клеща ей видится, что она Скотта убивает - эмоции бурлят, но... Серия заканчивается, и все возвращается на круги своя. И так постоянно. Яркими лучиками в этой пляске теней несколько образов: Николас Раш, Илай - парень, который его играет просто молодец! - Грир, лейтенант Скотт и полковник Янг. Впрочем с ними не все гладко, но хотя бы постарались прописать характер, какую-то мотивацию. Обидней всего за Камиллу, из нее сделали икону однополой любви и только. А ведь она могла стать реальной стороной мировоззренческого конфликта, выразителем либеральных ценностей. Я могу сколько угодно не разделять такую систему взглядов, но это система! Ее нельзя сводить к блеянью, мол мы не можем высадить люшианцев на планете, с террористами нужно договариваться, люди могут сами решать, оставаться ли им на планете. Можно было показать идейное противостояние, в котором каждый из участников видит свою сторону истины, но никто не обладает монополий на нее.
Самое же печальное, мне кажется, авторы так и не определились, о чем собственно они хотят рассказать. О том, что познание - Великая цель человечества? О том, что никакая Великая цель не стоит слезинки? О том, что отказ от великой цели не уменьшает количество слез, но обесценивает их, делая существование Человека бессмысленным? Я принимаю сторону Раша, потому что его взгляды хотя бы сформулированы. А противопоставлено ему детское упрямство - хочу, чтобы все стало по-моему. Можно потопать ногами, это ничего не изменит. Дерганый стиль отражается на всем. С трупом Райли носятся полсезона, как со знаменем, а погибших из-за неверных решений Янга забывают тут же. Решение остаться на Судьбе у большинства добровольцев выглядит абсолютно немотивировано, особенно стремительная переоценка Янга.

Сериал не слишком распространяется на тему происходящего на Земле, но умолчания иногда говорят о многом. Чего нет во Вселенной Звездных врат? Других космических держав Земли. Есть Люшианский союз, захваченные им планеты, планета, аналогичная Икару, принадлежит некому образованию с непонятным названием. Я предполагаю, что это все бывшие земные колонии. На что кстати намекает низкий технологический уровень и деградация социальной структуры (кланы). Также нет других держав, сравнимых по военной, технологической мощи с США. Собственно, под Землей подразумевается именно США - она единственный центр силы. И уже неудивительно, что нет разведывательных структур - на Земле не осталось соперников, не с кем вести борьбу, США безусловный гегемон. Понятна становится психологическая неготовность военных - они привыкли воевать против тех, кто на порядок отличается по уровню технологий. Прилететь, вбомбить в пыль, пройтись патрулем военной полиции, вернуться на базу - рутина.
Я так понимаю, что в этой реальности на месте России и Китая Великая евразийская радиоактивных пустыня. В лучшем случае, сотни полуколониальных государств, под непрямым управлением американских корпораций. Ранее освоенные планеты, оставшись без связи с метрополией, ложатся под США и/или вынуждены подчинится Люшианскому союзу, который, вероятно, был выпестован, как и Аль-Каида с целью противостояния "врагам". К внезапно возросшей мощи союза и его самодеятельности США оказались не готовы и теперь отгребают террористические атаки, впрочем, не объявляя войны. Подозреваю, мои герои в этой Вселенной, засели на планете Зима, отбиваясь, как от Люшианского союза, так и от американцев ;). (Был такой фильм Земля отцов, довольно глупый, но одна фраза меня покорила: в самом начале при описании альтернативной реальности, в которой Гитлер победил, вся Европа повторилась, и уже США спустя 30 лет собираются завязать дипломатические отношения. И только "в сугробах Сталинграда (за все эти 30 лет весны не было) продолжают сражаться советские партизаны"). М-да, что-то меня на какие-то апокалиптичные мотивы потянуло. Это так недосказанность действует. Если Автор не удосужился вложить идею в произведение, она сама там объявится.

@темы: "Звездные врата"

01:18 

Переставила симку в модем, как же! Переставить переставила, а толку? План был такой: поставить симку, модем в ноутбук, выйти в интернет, закачать музыку, а потом перенести ее в свежекупленный плеер (поскольку не везде ловит интернет, хуже всего не ловит на огороде). Но! Ноутбук почти ровесник моего сына, у него уже нет аккумулятора, работает только от розетки, в общем модема он не видит. А монитор от компьютера (тот совсем древний, ему уже лет двадцать) сгорел. Засада.

Кстати о музыке. Я сегодня в город ездила за новым планшетом и плеером, ну и наслаждалась нормальной связью. Окончательно убедилась, что Канцлер Ги не мое. Три песни: Марш наемников, Романс кардинала и Божественный Юлий с натяжкой (ну не было у Гая Юлия тех лет, когда он из года в год, у него все очень стремительно получилось). На мой вкус
у Канцлера все как-то прямо, в лоб, ничего "на подумать". И однообразно, что Борджиа, что Кальдмеер интонационно, по настроению разницы не чувствуется. Зато я нашла у Алькор про льды Агмарена и две песни Матильды - в характере. Ну и главный улов - шикарная версия Орла шестого легиона, в которой исправили Зевса (но, нет в мире совершенства, сменили легионера на солдата), важно, что исполнен очень правильным голосом.

15:33 

преломление характера персонажа в фанфикшене (зв).

Обычно как бывает? Читаешь/смотришь произведение и выбираешь те фанфики, в которых трактовка характера совпадает с твоими представлениями. Бывает, что и очень альтернативная версия персонажа цепляет, но восприятие канона от этого не меняется. А вот по Звездным Вратам я сперва начиталась фанфиков, у меня сложились представления о персонажах и, просматривая сериал, я слегка недоумеваю. Николас Раш оказался именно таким, как я и думала - это главное! В некоторых фанфиках он, правда, совсем уж нежная фиалка, трепетная и требующая заботы, но я знаю, откуда это берётся, и зачем. В сериале он жестче, он самодостаточен, и для него "цель оправдывает средства", не только потому, что "никто меня не любит, никто не понимает". Кто меня разочаровал так это Эверетт Янг. Я по фанфикам представляла "настоящего полковника", отца-командира - решительного, ответственного. Пожалуй, тот же типаж, что и Джеймс Кирк. Увы, в сериале он совсем иной - возможно, отсюда и моя предвзятость. Эверетт Янг усиленно избегает ответственности, ему очень хочется, чтобы решал кто-то другой - вышестоящий командир, большинство голосов, жребий. Похоже, в личной жизни у него тоже самое. Больше всего не нравится то, как он отчаянно игнорирует реальность, пытаясь натянуть явно неработающие формулы на экстраординарную ситуацию. Он все время делает вид, что мы все равны, мы будем жить по принятым в развитом обществе правилам (с развитой системой принятия решений, следствия, судопроизводства, наказания), как будто здесь в замкнутом пространстве власть не у того, у кого сила (в лице морпехов с автоматами). Однако стоит ему почувствовать себя неуютно, как он отбрасывает все условности и действует грубой силой. Ддентельмены играют по правилам, а если проигрывают, то меняют правила. Это очень наглядно было в серии с отправкой шаттла. Янг настоял на лотерее, в которой все будут иметь равные возможности, и отверг предложение Камиллы воспользоваться своей властью, но стоило ей задеть его, как он тут же о своей власти вспомнил и пригрозил употребить ее.Напротив меня приятно удивил Грир. В фанфик он представлен либо тупым, агрессивным ссолдафоном, либо безликим ещё одним солдатом. А в сериале персонаж очень интересный и яркий, с собственным кодексом чести, своеобразным юмором, неоднозначная личность.

@темы: "Звездные врата"

22:22 

О Рамиро Алва

Я читала Талигойскую балладу, уже зная, что последний Ракан сам организовал сдачу столицы и своё убийство, которого не случилось, поэтому не была слишком внимательна - известно же, вся история обманка, и правда не всплывает. Я мимолетно пожалела о красивом заделе первой книги: потомок предателя стал защитником Талига - и благополучно задвинула информацию в дальний угол сознания. Но что-то царапало, какая-то нестыковка... А ведь история Рамиро - не предателя выглядит очень искусственно, она производит впечатление подчищенной, подправленной, отлакированной с единственной целью - изобразить Алву не просто героем, но святым-великомучеником, безвинно пострадавшим за короля, страну, добрые чувства к Алану Окделлу. И ради этого ломаются характеры остальных участников событий. Король почему-то разводит вокруг своего отречения нездоровую таинственность, поручает убить себя (?!), передумав, предлагает ославить предателем и цареубийцей верного подданного, а потом спокойно себе живёт ещё полсотни лет, ничуть не терзаясь. Фок Варзов не находит минутки, чтобы намекнуть Окделлу о реальном положении дел, подтверждает слова королевы и отпускает Алана убивать Алву. Сам Рамиро предстает каким-то блаженным. Ах, он так страстно любил жизнь, что отговорил короля самоубиваться об Эпинэ! Согласился взять на себя "предательство" и "цареубийство" по каким-то высоким, недоступным простым смертным мотивам, а потом лапки Окделлу протягивал - у него совсем инстинкта самосохранения не было? Авторская интерпретация Талигойской баллады выглядит фальшиво, как Житие Святого Эгмонта в изложении Мирабеллы. Самое главное, я не понимаю мотивации Рамиро Алвы. Что ему этот король и эта страна? У него есть Кэнналоа, где он полноправный властитель, с королевским домом Талигойи его связывает, доставшийся от нелюбимых родичей Борраска вассальный долг. Долг этот обоюдный, а сюзерен для своего вассала ничего не сделал, более того предлагает подставиться. Знать Талигойи враждебна, в лучшем случае недружественна, он чужак. Рамиро Алва человек средневековья, он воин - молодой, сильный, ловкий - немощный, вялый, нерешительный Эрнани мог вызывать у него в лучшем случае брезгливую жалость (более вероятно, презрение). Зачем бы он стал отговаривать его от смерти? Для воина и правителя, каким был Алва, смерть в бою - лучшая участь. Эрнани не сумел даже гордо погибнуть от рук Придда, у него остался единственный достойный выход - убить себя. И вдруг этот человек проникается какими-то чувствами к жалкому, неспособному ни на что королю и обращается к нему с христианской проповедью. С чего бы? Я не могу представить такого Рамиро Алву в предложенном культурном контексте. И я не понимаю, как эту историю могли потом узнать все заинтересованные, хранить в своём избранном кругу (не масоны часом?), но Эгмонту Окделлу сообщить не потрудиться. Ещё интереснее, как в семействе Окделлов мог сохраняться культ Святого Алана, если начиная с его сына, они знали правду и стыдились неразумного убийцы?
Я бы трактовала Талигоскую балладу иначе. Рамиро Алва в самом деле предатель, открывший ворота Франциску. Он в Талигойе чужак, у него есть собственная страна и обязательства правителя. Он приехал, исполняя вассальный долг, сражаться, но король терпит поражения и ничего не делает, чтобы это изменить. Последний Ракан - марионетка в руках придворной клики, он раб условностей, традиций, привычек. Его бездарный Первый Маршал узурпирует власть, а король проглатывает и это. У него нет ни сил, ни воли бороться. Он думает о том, как умрёт сам и вместе с ним эпоха. И вроде бы вменяемый Алан Окделл морально готов умереть. А у Рамиро обожаемая жена и нерожденный ребёнок в этом обреченном городе! Да, он встретился с Олларом в поединке, оценил его и предложил свою службу. Рамиро сдал Кабитэлу и возвел на трон Франциска. Он предатель, но благодаря его предательству не было большого кровопролития, столица перешла в руки марагонца - жизнь продолжалась. Однако за все надо платить, и Рамиро расплатился собственной жизнью. Алан Окделл остался верен сюзерену и отомстил. Он был последним рыцарем в мире, где рыцарства умерло. На форуме Окделла часто упрекали, что он убил Алву предательски, не вызвал на поединок. Но в глазах Алана тот уже не был рыцарем, Рамиро вычеркнул себя из благородного сословия, поединок с ним уже был невозможен. Он заслужил подлую смерть. А Рамиро видел, что Эпинэ, Савиньяк и другие согласились как минимум не сражаться против Оллара, видимо, от Окделла он ожидал того же.

@темы: "Отблески Этерны"

12:39 

С утра Денис Давыдов в голове крутится:

Сегодня вечером увижусь я с тобою,
Сегодня вечером решится жребий мой,
Сегодня получу желаемое мною
Иль абшид на покой!
А завтра, завтра я как зюзя натянуся
На тройке ухарской стрелою полечу,
Просплюся до Твери, в Твери опятт напьюся
И пьяный в Петербург на пьянку прискачу.
А если счастие назначено судьбою
Тому, который век со счастьем не знаком,
Тогда... О! И тогда напьюсь свинья свиньею
И с радости пропью прогоны с кошельком!

Вообще без связи с реальностью. Может из параллельных миров от моего альтер эго отголоски прилетают?

15:28 

Окрестности Изумрудного города. Ностальгически и отвлеченно.

Дети хороши уже тем, что с ними можно пересмотреть и перечитать те произведения, до которых никогда бы не дошли руки. Впечатление потрясающее, как возвращение в старый дом, давно оставленный город. Восприятие расслаивается: перед глазами встаёт то, что ты помнил все это время, одновременно ты видишь иначе - не то и не так, и видишь себя прежнего... и остро понимаешь невозможность посмотреть прежними глазами. Нельзя снова войти в ту же воду...
Читали мы Волшебника Изумрудного города, мои дети сказали, что нравится, но отнеслись без фанатизма - перечитывать не хотят. А у меня на протяжении 2-3 класса шестикнижие Волкова были любимыми книгами - я читала их с начала до конца, с последней по первую, выборочно по томам, по любимым героям и снова последовательно во всех подробностях. Пять книг в желтых обложках стояли в книжном шкафу родителей, я считала их взрослыми, потому что картинок было мало, но они завораживали. Особенно Жёлтый туман. Почему-то именно Арахна и Железный Рыцарь (я не знала, что это Тилли Вилли) произвели сильнейшее впечатление. Я чётко помню, как рассматривала картинки, силясь понять, что за ними. А потом мне подарили Волшебника Изумрудного города с рисунками Чижикова. Это уж точно была детская книга! В моём представлении они так и остались - одна книжка про обычную девочку, каких было множество - Аля, Кляксич..., Королевство Кривых зеркал, Пока бьют часы - и пять книг о волшебной стране со своей историей, обычаями. Мне была интересна именно эта страна, без пришельцев из большого мира я, пожалуй, обошлась бы. Тогда я не думала о нюансах восприятия и теперь, пытаясь ухватить суть, не могу претендовать на точность формулировок. Скажу так, команду положительных героев я воспринимала чисто функционально - они двигали сюжет. А нравился мне Урфин Джюс. Я чётко понимала, что он "плохой" и потерпит положения, я не желала ему победы - никаких сомнений в этической оценке его действий у меня не было и нет - однако он мне нравился. Умный одиночка с сильной волей, виртуозно владеющий мастерством, стремительно постигающий новое... В роли Огненного Бога он был бесподобен! Впрочем четвёртая книга сама по себе очень глубока - история марранов в сжатом виде наглядно представляют раннюю историю человечества (от военной демократии к первым цивилизациям) и обосновывает принцип захыатнических войн, сформулированный Сесилом Родсом. Но это я уже сейчас вижу, в детстве меня просто захватывало повествование. Как же я радовалась, что Урфин Джюс осознал и обрёл гармонию в Желтом тумане! (Кстати Жёлтый туман даёт очень интересный материал для моделирования фэнтезийной войны, может быть, ещё изложу).
Тайна заброшенного замка долгое время была единственной книгой об инопланетянах и космической экспедиции, на которую я не фыркнула. (После был Реи Бредбери, Стругацкие, Хайнлайн - и это уже совсем другая история, их я читала из соображений литературных и философских, для того чтобы... а не потому что хочется. В детстве же я решительно отвергала футуристическую стилистику). Второй персонаж Волкова, которого я полюбила, был звёздный штурман Кау-Рук. Опять умный одиночка, гордый, независимый, острый на язык, он видит больше и глубже других, способен принимать неординарные решения, отстаивать их. В отличии от Урфина Джюса он был "хорошим", но во-первых, это не было очевидно с самого начала, во-вторых, "хороший" Ильсор оставил меня равнодушной. К Урфину и Кау-Руку у меня было личное, эмоциональное отношение, к положительным героям сугубо утилитарное - они выполняли положенную по сюжету работу. Сейчас я понимаю, что с Кау-Руком все не так просто, по сути, он изменник, предатель, и это захватывает ещё больше. Я знаю, что написаны продолжения Волкова, но не читала их, как и фанфики, - понимаю, что моё отношение большей частью состоит из памяти о детском восприятии, повторить которое невозможно. Но я не могу отделаться от мысли, что же будет на Рамерии? Если арзаки сумеют освободится от власти гипноза, не загонят ли они менвитов, которые, разумеется будут сопротивляться и не пойдут на компромисс, в самый настоящий ужас? Боюсь, тогда мои симпатии перейдут с Кау-Рука на тех отважных упрямцев, что будут возглавлять сопротивление ;). Или, что, по-моему, более вероятно, арзаки не просто так покорились менвитам раньше, не смогут противопоставить их отлаженной военной машине, железной воле, безжалостности сколько-нибудь работающую организацию. В силу своих лучших качеств будут пасовать перед грубой силой, трагически гибнуть всем отрядом, спасая одного отставшего, сдаваться при угрозе расстрела заложников... А по-настоящему действенной силой станет отряд менвитов-отщепенцев, в числе которых будет и Кау-Рук? И ждёт их последний безнадежный бой... гибель, а, может, изгнание в малопригодные для жизни места.

15:37 

Звездные врата. 3 серия.

Игра Роберта Карлайла завораживает. За резкостью его персонажа, переходящей в грубость, за нетерпимостью, почти агрессией остро ощущается трагизм - осознание бессилия, отчаянная решимость спасти этот корабль, одиночество и невозможность разделить свои мечты и свою боль. Судьба! Раш мог бы перефразировать признание Джека Воробья о Черной жемчужине: "Корабль - это же не только корпус, автоматика, компьютеры... Это взлет человеческого интеллекта, волшебные крылья, на которых Человек преодолеет пределы своих возможностей, воспаривант к невообразимым вершинам". Он там такой один. Больше никого не интересует ни корабль, ни научные прорывы. Раш понимает это, думаю, многие поступки обьясняются тем, что он сознает до какой степени всем по х...

Если этим фильмом Авторы хотели заклеймить инфантилизм общества потребления, с задачей они справляются блестяще. Идет запись посланий членов экипажа. Только один сказал, что среди его родственников многие никогда не покидали границ штата, а он сейчас находится в глубине Вселенной и уже поэтому счастлив. Молодец! Все остальные себя жалели, а астрофизик обижался на Раша. И это выдающиеся ученые, участвующие в невообразимом проекте! Военные, отобранные для службы в космосе в условиях войны с инопланетными цивилизациями! Я читала воспоминания о сталинских шарашках - там энтузиазма было больше. Люди, уже потерявшие свободу, работу, часто семью, пережившие унижения и лишения, с весьма спорным будущем, за свое детище болели душой. Эти ученые, вероятно, лучшие, прошедшие строгий отбор для работы над столь значимым проектом, абсолютно равнодушны. Раш среди них, как ископаемое. Он человек той эпохи, когда шли к центру Африки и умирали на обратном пути, когда зимовали на льдине, делали на себе операции, сгорали от лучевой болезни, исследуя радиацию. Одним из символов нового времени является Илай Уоллес 25-летний "онжеребенок", недоучившийся студент, безработный с больной матерью, который целыми днями сидит за компьютерными играми. Ему ничего не нужно до такой степени, чтобы ради этого оторвать задницу от дивана. Он славный, добродушный, приятный в общении. Потому и приятный, что ему нечего отстаивать.

Сперва меня обрадовал, а потом огорчил Янг. Обрадовал, когда попытался конструктивно общаться с Рашем - понял, что надо работать с тем, что есть, а не стонать: "им здесь не место". Огорчил, когда помчался общаттся с деной. Это когда иссякает энергия, никто не знает, что делать, среди экипажа разброд и шатание. Нет, чтобы людей вдохновить, произнести пламенную речь, раздать задания "от забора до обеда", дабы праздность не смущала неокрепшие умы. Я сейчас с сыном читаю Кондуит и Швамбранию Кассиля, так мне на ум приходит комиссар Чубарьков, а вообще таких персонажей множество, организовать людей, заразить их своей убежденностью, приспособить к делу (расстрелять паникеров и саботажников) - "настоящий полковник" смог бы, но не Янг. С женой он ведь поступал также - надеялся, что все само собой рассосется, наладится. У меня еще серию назад мелькнула мысль, что Янг пользуется симпатией команды, но не авторитетом. То есть, его уважают, как хорошего человека, но не верят в него, как в лидера. Сейчас это уже очевидно. Янг не принимает вызов, он словно сверяется с контрактом - "Здесь такое не указано!" - он не лидер, наемный специалист. Очень заметно по тому, как выполняет просьбу Раша приказать, чтобы не шатались по кораблю и ничего не трогали. Следовало: а)прикпзать; б)занять людей. Янг же рассеянно обращается к подчиненному: "Скажи людям..." Такие вот дела.

@темы: "Звездные врата"

21:49 

Вариация на тему ОЭ из серии: "Автор был не прав, я лучше знаю"

Эсператисты были правы! Абвении в самом деле являлись демонами. Точнее стихийными силами, которые и стали материалом творения. Создатель сотворил Кэртиану, и Скалы стали просто твердью, Волны - морями и источниками, Ветер - воздухом, Молнии - огнём, а их действующее начало было сковано его волей. Но могущественный маг Ракан призвал демонов, и они воплотились в реальность, приняв антропофорфный вид, но остались бессильны перед Словом Создателя. Тогда Ракан свел их с женщинами, рожденные от демонов дети унаследовали Силу стихий, но не были бессмертны, а значит огранчены в свободе воли Создателем. Ракан сумел развоплотить Абвениев, заключив в те самые пресловутые колодцы, связал их потомство - Повелителей - страшной Клятвой (в сильно ослабленном виде - клятва кровью), и те служили ему веками. А потом Раканы все забыли, их власть над Повелителями постепенно слабела, наконец, магия иссякла, и потомки демонов стали возвращаться в своё исконное нечеловеческое состояние.

@темы: "Отбески Этерны"

23:19 

Я думаю, все обратили внимание, что в Талиге одновременно используются разные формы одного имени - Карл, Чарльз и Шарль, Арно и Арнольд, Михаэль и Мишель, Герман и Жермон. Из этого следует, что говорят жители на нескольких диалектах, которые разнятся не только произношением, но и правилами чтения. Фамилии уроженцев Придды для остальных талигойцев не только труднопроизносимы, они кажутся диковинными, бессмысленными. Марсель никак не может запомнить имя Гирке-ур-Приддхен-ур-Габенхавт, что неудивительно, ведь в остальном Талиге действует иной алгоритм: наследник графа Вальмона - виконт Валме, второй сын - Волвье, наследник графа Савиньяка - граф Лэкдеми, следующий в очереди - виконт Сэ. Во всем Талиге, не исключая Надор и Ноймаринен, дворян официально называют по принадлежащим им владениям, либо родовым именем без титула, тогда оно играет роль фамилии. (Можно сказать Робер Эпинэ, маркиз Эр-При, но не маркиз Эпинэ). Очевидно, что в Придде иные законы словообразования, в других местностях мы не видим таких сложносоставных имен через тире и предлоги. С большой долей вероятности можно предположить, что грамматика языка заметно отличается от талига. И, по-видимому, сам язык близок дриксен, если не является одним из диалектов. По крайней мере имена явно образованы по тому же принципу: Ниффе-ур-Фрохеамсел - Арно они ужасают, но Валентину привычны.
Итак, в языковом отношении Придда заметно отличается от остальных провинций Талига и близка Дриксен. Похоже, эта земля находится примерно в том же положении, что Эльзас и Лотарингия по отношению к Франции и Германии. Было бы странно, если бы никому и никогда не приходила в голову мысль о смене политического курса. Разумеется, пока Талиг был силен, а герцоги Придды занимали видное место в иерархии, такие идеи оставались маргинальными, но центральная власть заключила сеньоров в тюрьму, для людей на местах это должно было стать ударом и предостережением. Потом случился переворот, отречение короля, узурпация власть, разгорелась война. У бергеров была наследственная ненависть, Ноймаринен держал герцог Рудольф, тесно связанный с династией Олларов, а готовы ли были жители Придды стать живым заслоном для армии Дриксен, говорившей с ними на одном языке?

Еще когда я читала "Из глубин" у меня мелькнула мысль, что Альдо, отдавая Марагону, ставил под удар и Придду. Для дипломатов Дриксен было бы разумным попробовать договориться с молодым герцогом Приддом. И если бы Валентин счел власть Альдо Ракана нежизнеспособной, а проолларовский Талиг враждебным своей семье, он мог бы перейти на сторону Дриксен на приемлемых условиях, уберечь тем самым свои земли от войны. У меня бродили такие мысли, но потом произошла попытка освобождения Первого Маршала, Валентин появился в рядах армии Талига и был там, настолько хорош, что я всей душой болела за его успешную адаптацию. Валентин и Жермон - для меня самый лучший дженовый пейринг, Валентин и Арно - самое лучшее противостояние, которое непременно должно было закончиться поеданием шляпы и дружбой. Однако полная неразбериха в сюжете, мотивированная "Этажмагиией" делает неубедительным происходящее в последних книгах. Самое же печальное, психологический рисунок теряет тонкость, становится грубым, прямолинейным. Арно шляпу не съел, отмахнулся от всего, что наговорил, как от чего-то незначительно, не переживая, не рефлексируя, просто поскакал радостным олененком; все положительные персонажи сплотились в трогательном единодушии и понимании. Скучно, господа!

Я начинаю, крутить сюжет так и эдак, пытаясь уменьшить влияние "Этажмагии". Прежде всего мне не нравится Скверна, настоящий дьявол из машины, который ломает естественный ход событий: во-первых, создается препятствие для наступления на столицу, что логично делать в случае мятежа; во-вторых, раскалывается единство Дриксен, ослабляется, а потом и купируется наступательный порыв; в-третьих, полностью переориентирует Гайифу, которая, по-видимому, изначально собиралась снять все сливки с заварушки. Если же королева убита, столица захвачена мятежниками, которые провозгласили новое государственное устройство, (возможно, заключили союз с Гайифой), армия дивина при нейтралитете алатского герцога ринулась на южные рубежи, связав кэнналийские войска, то с севера действующие части естественно снимаются. Кемскую волость, конечно, жаль, но сперва надо Лжедмитрия из Кремля выкурить. В общем, армия Талига бодро марширует по направлению к столице, Ноймаринен, Бергмарк и Придда должны отбиваться своими силами, войска Дриксен занимают Марагону. И тут, мне кажется, будет захватывающий процесс принятия решения - бергеры в лице Райнштайнера и Катершванцев намерены сражаться до последней капли крови, даже не ради победы, а для того, чтобы забрать с собой как можно больше врагов. А Валентин Придд не столь категоричен, он выслушивает предложения, предложить же Дриксен кое-что могут, например, тесный союз, скрепленный браком. Лично мне было бы очень интересно читать об этом, потому что я сопереживала бы всем героям. Эмоционально мне близки бергеры. Я приветствую:
"На захваченной планете выжить может не любой
Если нам тут не отбиться, то мы вас возьмем с собой
Коль владыки передрались, то пора им дать отпор
И спасеньем нашим станет всеобъемлющий террор".

Впереди партизанская война на уничтожение, кровавая баня, резня не только захватчиков, но и переселенцев, женщин, детей, коллаборантов. Но:
"После десяти лет ада с нами начат разговор
А решил судьбу восстанья всеобъемлющий террор
".
С другой стороны, я человек рациональный. Если захватчик не собирается физически истребить местное население, ассимилировать до полной потери идентичности, низвести до положение рабов, а всего лишь предлагает смену подданства, то... Ради чего умирать и убивать? Какая разница жителям Придды, идут их налоги в Олларию или Эйнрехт? Что связывает Валентина с олларианским Талигом помимо замученных родственников и необходимости доказывать ценой своей жизни верность. Он не может не понимать, что зачистка Приддов была невозможна без хотя бы невмешательства Алвы (а мы, читатели, знаем, что Рокэ прямо намекнул кардиналу на желательность сокращения поголовья Спрутов, Савиньяк дал понять, что с замыслом согласен). Еще лучше он понимает, что его всегда будут держать на подозрении, ожидая мести. Разумно спасать земли и людей от многолетней войны на уничтожение.

Можно сделать совсем мягкий, вегетарианский вариант. Дриксен наступает, на территории Придды войска ведут себя более чем корректно. Захвачен Васспард, и младшие братья Валентина вывезены в Эйнрехт, где из принимают с огромным почетом. Разумеется, бергеры все видят, и на Валентина сыпятся обвинения задолго до того, как он что-либо предпринял. Совместными усилиями Рудольф Ноймаринен и Ойген Райнштайнер превращают его существование в кошмар, но используют для переговоров (как владеющего языком Дриксен и дипломатическим). Бергеры в своих акциях не щадят и жителей Придды. сотрудничающих с оккупантами. Когда Валентину передают предложение кесаря, ему практически не за что цепляться , к тому же он понимает, что его нелояльность может погубить братьев. Валентин переходит на сторону Дриксен, заключает чрезвычайно выгодный союз, открывает доступ к Хексберг.
Вариант более жесткий. Армия Дриксен наступает, Рудольф Ноймаринен пытается затянуть время переговорами, на которые в числе прочих отправляет Валентина (язык + крючкотворство). Валентин быстро уясняет для себя планы Дриксен и заключает соглашение, благодаря которому Талиг теряет Хексберг без единого выстрела (возможно, его люди Придда и захватили, а потом передали Бруно). В плену находится Арно, и Валентин дает дельный совет - не торговаться с маршалами Савиньяками, а шантажировать его жизнью Жермона Ариго. Я прямо вижу сцену его беседы с графом Марге! Он очень быстро становится незаменимым как эксперт по армии противника, вступает в брак с одной из девиц Фельсенбург. Здесь вообще можно столько всего вкусного придумать и вариантов масса: Готфрид оправился от удара или за спиной Фридриха правит его фаворит; Руперт успел освободить Кальдмеера, и Вальдес теперь шантажирует Фельсенбургов головой их наследника или оклемавшийся кесарь не допустил беспорядков; граф Гирке сохранил верность Приддам или порвал с ними.

@темы: "Отблески Этерны"

13:22 

Звездные врата 1 серия

Начала я вчера смотреть Звёздные врата. Первое и самое сильное впечатление - Роберт Карлайл великолепный актёр! То, как он создаёт образ, гениально - каждый жест, еле уловимое сокращение лицевых мышц, намёк на движение, изменение темпа речи - все работает, ничего лишнего, случайного. Смотреть на него - восторг! В каждом кадре раскрывается целая глава внутренней жизни персонажа.
Понравился Скотт. Спокойное достоинство, разумная сила. Он умеет отдавать приказы, но умеет слушать и корректировать поведение. Потенциал настоящего руководителя.
Сперва выбесил Грир - нельзя таким людям давать оружие, они охотно срываются - им необходимо на ком-то сорваться. Но его реакция на смерть сенатора была, пожалуй, наиболее естественна для военного, в моих глазах он получил плюсик.
Полковник Янг пока валяется с пробитой головой, понравилось, что не накачанный красавчик-культурист, эдакий мачо-супермен с голливудской улыбкой. Немолодой, битый жизнью мужик. Интересно, что дальше будет.
Порадовал толстячок раздолбай Илай Уоллес. Я знала, что он мне не понравится - очередной юный гений по наитию решающий загадки над которыми бьются академики. Спасибо, что без шлейфа знаменитых родителей, Пророчества, шрама и зелёных глаз. Неуклюжим увальнем я его, пожалуй, готова терпеть. Он раздражает, конечно, но справедливости ради Илай же никуда не рвался, его притащили насильно, глупо требовать от него стремления к торжеству науки.

С чем сложно смириться, так это с самой концепцией сериала. Группа неподготовленных людей случайно оказалась на борту межзвездного корабля Древних в неисправном состоянии. По мне так при моделировании ситуации Авторы перевыполнили план: можно было поместить героев в критическую, но понятную обстановку - крушение, необитаемый остров, обвал в горах - чтобы они решали понятные (для зрителей и для себя) задачи; либо отправить в непонятную локацию нормальную экспедицию (Звёздный путь). Соединив эти модели, сценаристы, боюсь, получили винегрет. На корабле-загадке оказалась толпа немотивированных, по большому счёту случайных людей. В общем-то понятно, зачем это делается, дабы показать разброд и шатания, различные степени истерических реакций, исключить нормальную для экспедицию идею - вы все подписались на это, будьте добры выполняйте свои обязательства. Видимо, для современного западного сознания неприемлема сама идея, что можно добровольно согласиться на дискомфорт и ограничения ради научного знания (или социальной справедливости, или победы в войне), что любые неудобства должны быть либо трагической случайностью либо следствием чьей-то злонамеренности. Общий формат "школьники на экскурсии провалились в Портал и очень хотят домой" задаёт тон, хотя формально персонажи в основном учёные (которые вроде как должны болеть за науку) и военнослужащие. В частности, эпизод с необходимостью закрыть двери снаружи в нормальной армии - воюющей армии! - решается элементарно в приказном порядке: "Сержант Грир вам выпала высокая честь искупить свой проступок!" - ладно, спишем, на неопытность лейтенанта Скотта, но он даже ее собрал солдат, не поставил задачу, не вызвал добровольцев особым командным голосом. А полковник Янг рвался на дрожащих после контузии ногах самопожертвоваться. Ага, а после него хоть потоп - ответственный командир! Потом долго разводили сопли по поводу единственного разумного решения, предложенного сенатором. Хорошо у Грира хватило здравого смысла, таки пропустить его. Ну и эпитафия была уместной.
Не поняла, возможно, из-за грехов перевода, почему все-таки они попали на корабль? 1. Только расшифровав девятый шеврон, смогли активировать врата, а расшифровали единственный адрес.для переадресации на Землю тупо не было времени. 2. Вратами уже пользовались для связи с Землёй, но была опасность, что взрыв ядра планеты стукнет по точке прибытия. 3. Раш хотел продолжать проект Икар и все остальное - предлог.
читать дальше

@темы: "Звездные врата"

13:46 

Я жгу остатки праздничных одежд - 3.

3. О мистике.
Первые книги цикла приятно удивили меня тем, что в отличии от прочих произведений в жанре фэнтези магия в Кэртиане не является чем-то обыденным, привычным инструментом взаимодействия с миром. Как в хорошем готическом романе или мистическом триллере сверхъестественное остается непознанным, таинственным, ужасающим, чуждым реальности. Даже сами эории не знают, кем были предки - Богами ли, демонами, или просто родоначальниками, которых возвеличили потомки. Магию не принимают в учет, не классифицируют, не используют, о ней сохранились смутные предания, детские сказки, суеверия. Ее проявление это нарушение естественного хода вещей, оно пугает своей неправильностью. Даже безобидное шествие в Лаик оказывается сильнейшее эмоциональное воздействие на свидетелей. Унары ощущает вторжение того, что совершенно чуждо материальному миру. Наиболее яркие проявления сверхъестественных сил - выходцы и Пегая Кобыла - своим присутствием отрицают привычную реальность. Там, где появились они, все уже не так: гниль и плесень, безумие. И тот, кто встретился с ними, уже не будет прежним. Встреча с потусторонним не проходит бесследно, оставляет свой отпечаток. Спасение Робера от Пегой Кобылы, преследующего его небытия, настоящее чудо. Добровольное упокоение Юстиниана - событие экстраординарное. Выходец это не прежний человек в ином агрегатном состоянии, нечто другое, ведомое чужой волей или неким Законом Возмездия, или слепым инстинктом, требующим обратить в себе подобное живых людей. Тем ярче подвиг Юстиниана, сумевшего удержать ускользающие воспоминания своего "Я", понять и объяснить грозящую опасность. Рассказ Валентина о последней встрече с братом приоткрывает настоящую бездну ужаса, отчаяния, любви и самопожертвования. Становится понятной и его отчужденность в Лаик и преждевременная взрослость.
Однако все меняется. Постепенно. Выходцы становятся все привычней, встречи с ними обыденней. Живые уже спокойно общаются с ними, ходят тропами мертвых, прикидывают возможность вернуться после смерти. Сверхъестественное спокойно используется в прагматических целях. Очарование тайны исчезает. Пегая кобыла наводила жуть, бесноватых можно просто перебить. Цилла приводила в отчаяние, Гизелла только раздражает. Клятвы кровью начинают давать направо и налево, причем еще и в шутливой форме. Отблески Этерны скатываются на тот уровень, где толпами шляются команды демонов, орков, вампиров и всевозможных гибридов, магия огня используется для приготовления яичницы, порталы перемещают в любую точку пространства, а смерть - временное неудобство. Так кажется на первый взгляд. Но возможно, все гораздо серьезнее. Потустороннее проникает на ЭТУ сторону. Не потому ли что границы истончаются, защита рушится, сама реальность аннигилируется? И чем больше на этой стороне выходцев, чем чаще эориям приходится пускать себе кровь, тем менее она реальна. Персонажам ОЭ все проще общаться с нелюдью, быть может, они сами постепенно перестают быть людьми? Мир, который описан в Рассвете, это уже не тот мир, который мы видели в первых книгах. скорее он напоминает Рубеж. Тот самый Рубеж, который защищали Стражи.

@темы: "Отблески Этерны"

12:50 

Талигойская баллада ставит ясную моральную дилемму: сохранить верность слабому королю, погибнуть, защищая обреченный город, или изменить вассальному долгу, спасти себя, свою семью, собственных вассалов, мирных горожан. Мертвая честь или живая совесть? Мёртвый лев против живой собаки... Измена - всегда измена, но шкуру мертвого льва набросит на плечи победитель, его львята погибнут, а живая собака спасёт щенков. Джейме Ланнистер великолепно сформулировал, долг велит служить королю и защищать слабых - как ни старайся, какой-нибудь обет все равно нарушишь. Защитники Кабитэлы попали в вилку долга вассалов перед королём и долга перед зависимыми от них людей (собственных вассалов, горожан, семьи). Простого и правильного выхода не было. Сохраняя рыцарскую Честь, вассалы Эрнани Последнего обрекали столицу на штурм, уличные бои, разграбление. Речь шла даже не об их собственной жизни (хотя это тоже не стоит сбрасывать со счетов - одно дело погибнуть в бою, добывая победу, другое - покорно умереть из принципа), жены и дети высшей знати не в безопасности (относительной) родовых владений, они находятся в осажденном городе. К началу баллады поражение короля очевидно, он оказался слаб и безволен, он уже потерял короолевство, а теперь отдаёт власть узурпатору Придду. Эории вынуждены делать мучительный выбор. Я думаю, Эрнани могли бы предать, сговорившись, лишь бы не подчиняться выскочке Придду и королеве, урожденной Маран.
Алан Окделл воспитан рыцарем, он не мыслит своего существования вне феодальной системы, краеугольный камень которой - верность вассала сюзерену. И все же он испытывает колебания. Король обречен, Талигойя погибает - она либо достанется марагонцу, либо ляжет под кого-то из соседей - спасти прежний мир с его связями и обычаями, правилами и принципами невозможно. Алан не хочет гибнуть вместе с ним, только убийство короля заставляет его принять решение - такой новый мир ему не нужен, он не хочет бороться за место под солнцем по принципу "все позволено".
В отличии от Окделла Рамиро Алва не связан с королём личными отношениями, общими воспоминаниями. Для него Эрнани - немощный, безвольный человек, быть может, обладающий личным обаянием, но негодный сюзерен, несостоявшийся правитель. Объективно он только мешает, без него будет лучше всем и народу, и его вассалам, и лично Рамиро. Важно и то, что Алва не воспитывалс в традициях талигойского рыцарства, он знает эти обычаи, но не живёт ими, соблюдает "из учтивости", но не почитает. Для него связи короля и эория не священна. Ну и фактор любимой жёны нельзя исключать - что будет с обожаемой Октавией, после захвата Кабитэлы? Уже ради ее спасения, можно было бы устранить короля. Решение Рамиро открыть ворота марагонцу вполне очевидно. Последующие события подтвердили его правоту. Не важно, что стало с Эрнани - убил его Алва или кто другой, или же ему сохранили жизнь, обменяв на отречение гарантии безопасности - как только он исчез из расклада, часть его вассалов перешла на службу Франциску, ещё часть отправилась решать собственные проблемы, те, кто намерен был сражаться за права династии, оказались в меньшинстве.
Все было прекрасно, но ВВК делает хитрый финт: король сам организовал заговор, и Рамиро лишь выполнял его волю. Никакой моральной дилеммы не было, он послушно выполнял вассальный долг. Зато Алан Окделл оказался в логической ловушке: он сохранит верность, если решится на предательство; он предаст, если будет хранить верность. Алан не знает, что всю ситуацию уже переиграли, он как будто попадает в зазеркалье, где право и лево меняются местами. Абсурд ситуации в том, что если бы Окделл смирился с "убийством" короля, пожал руку его убийце и пошёл на службу Оллару, в своих глазах он стал бы предателем. Даже узнай он потом правду, нравственный слом исправить было бы невозможно.

@темы: "Отблески Этерны"

14:07 

Социально-экономический феномен Кэналлоа

Сейчас, вспоминая первые книги ОЭ, я с грустью понимаю, что очень многие мины были заложены изначально. Однако очарование было столь велико, что отдельные шероховатости выпускались из внимания, что-то додумывалось по аналогии, что-то принималось на веру. Но ожидания не оправдались, объяснение загадок оказалось неубедительным, читательские допущения были опровергнуты сакраментальным "Кэртиана не земля!". И в череде необъяснимых феноменов Кэртианы не последнее место занимает загадочная земля Кэналлоа. Повествование ни разу не перемещается в эту местность, Автор не дает сколько-нибудь развернутых сведений, а те отрывочные данные, которые все же присутствуют в тексте никак не складываются в цельную картину.
Что же нам известно о Кэналлоа? Она представляется эдакой идиллической Аркадией, населенной пейзанами, которые растят виноград, разводят коней и обожают своего соберано. Там отсутствует развитая феодальная структура: дворянство носит титул "рей" и, по-видимому, довольно однородно. Титул "маркиз" у аристократов, похоже, не связан с земельными владениями и употребляется "из учтивости", специально для Талига. Видимо, кэналлийцы живут очень замкнуто, ы Талиге мы встречаем слуг соберано и воинский контингент, причем отдельный. Кэналлийских купцов, ремесленников, служащих в государственных органах или в рядах армии Талига Автор не упоминает. Также не упоминаются какие-либо кэналлийские представительства, складывается впечатление, что все отношения между Талигом и кэналлоа сосредоточены в руках соберано. О политическом устройстве, социально-экономических отношениях ничего не сказано. Можно было бы предположить, что Кэналлоа - такая патриархальная страна, застрявшая в Золотом Веке, где каждый крестьянин имеет надел земли, достаточный для прокормления семьи, живет натуральным хозяйством в небольшой общине, которая разрешает методами прямой демократии все текущие вопросы, отдает соберано какую-то долю произведенного продукта, и часть достигших совершеннолетия юношей. Однако такой идиллической картине не соответствует несомненное богатство Алва. В руках соберано Кэналлоа сосредоточен огромный денежный ресурс, достаточный, чтобы покрыть содержание армии крупного государство. Алва буквально купаются в драгоценных камнях.Этажмагия может объяснить многое - допустим, сапфиры растут на крестьянских полях вместе с виноградом, и кэналлийцы отдают соберано, скажем, десятую часть урожая. Но будь это так, девять десятых драгоценных камней оставалась бы на руках, а в Отблесках Этерны нет ни единого упоминания о знаменитых кэналлийских ювелирах, о богатых кэналлийцах, расплачивающихся сапфирами - точнее, только один кэналлиец делает это. В то время как Алва буквально увешан драгоценностям, прочие кэналлийцы драгоценными камнями не бросаются. Можно предположить, что Кэналлоа динамично развивающийся регион, в котором уровень товарно-денежных отношений настолько высок, что выплачиваемые соберано налоги, покрывают его расходы (в том числе на содержание армии Талига). Но тогда возникает вопрос, почему налоги идут не на развитие своей страны, а на личные нужды соберано? Как правило, социальное развитие неизбежно следует за экономическим, если бы в Кэналлоа было развитое производство, промышленники и финансисты претендовали бы на то, чтобы контролировать (а лучше распоряжаться) денежные поступления в бюджет. Впрочем версию о передовом развитии Кэналлоа опровергает отсутствие кэналлийских промышленных товаров, банков, торговых домов. на страницах отблесков Этерны не появляются даже кэналлийские торговцы. Из всего кэналлийского экспорта упоминается только вино, однако, не кэналлийские производители им торгуют. Мы видим огромные запасы кэналлийсого у соберано, Юхан Клюгкатер затаривается вином в Ардоре, видимо, через посредника. Не исключено, что торговля кэналлийским идет исключительно через представителя Алвы. Вопрос с добычей драгоценных камней очень интересен. При описанном технологическом уровне добывать их в промышленных масштабах можно лишь используя принудительный труд. Вольнонаемный предполагает широкий рынок рабочей силы, а значит, глубоко зашедший процесс обезземеливания и социального расслоения, что в свою очередь неизбежно привело бы к развитию производства и товарно-денежной системы, а кэналлийских товаров, банков, торговцев мы, как уже было сказано, не наблюдаем.
Что же получается? Закрытое общество с исключительными полномочиями наследственного правителя, который единолично распоряжается его ресурсами в своих интересах. За пределами Кэналлоа оказываются лишь личные слуги соберано и воинские контингенты (История Хуана чрезвычайно поучительна - неизвестно чем конкретно он занимался, но его обвинили в работорговле, в следствие личного вмешательства Алвы он оказался у него в услужении, видимо, кем-то вроде решателя деликатных проблем). Производственный цикл Кэналлоа замкнут на себе, экспортные товары - вино, лошади и драгоценные камни - сосредоточены в руках соберано. Талигу неизвестны кэналлицские купцы, ремесленники, банкиры, кораблестроители, наемники, литераторы. музыканты, ученые. Кэналлийцы служат во флоте, и этот флот, по сути, кэналлийский, а не талигойский, так же как и воинские подразделения. Кэналлийцы служат исключительно в собственных военных формированиях. Больше всего мне это напоминает Древнюю Спарту с ее системой государственного рабовладения и культом воинской чести. Очень похоже на то, что соберано является собственником все земли Кэналлоа и, соответственно, всего произведенного товара. Равные наделы распределены среди земледельцев, которые обязаны выращивать строго определенные культуры и кормить воинское сословие. Весь прибавочный продукт отходит к соберано, который и торгует им через посредников в той же Ардоре, что позволяет сосредоточить в своих руках значительные денежные средства. На шахтах, принадлежащих лично Алве, работают осужденные преступники и захваченные пиратами рабы.
Что касается пиратов,я абсолютно убеждена - Марикьяре является пиратской базой. Географическое положение диктует определенный образ жизни. Марикьяре могли бы быть видным транзитным государством, торговым посредником, но марикьярские торговые дома, переплетения интересов с иными морскими державами, их колонии, морские походы - в Отблесках Этерны не упомянуты. Остается пиратство.

@темы: "Отблески Этерны"

19:01 

Легенда о Героях Галактики. Его подколодное Превосходительство.

И я опять обнаружила нечто интересное, а именно фандом ЛОГГ, когда все уже разошлись, обсуждения, завершились. Мне остается искать остывшие следы и добывать крохи информации. Фанфики меня привлекли образом Рейнхардом Лоэнграмма - не могла даже предположить, что когда-нибудь найду все свои кинки в одном флаконе. Физическая хрупкость и несгибаемая сила духа, детская беспомощность в эмоциональной сфере и неудержимый напор в действии, томная бледность, длинные, тонкие. нервные пальцы, одиночество среди людей, отчаянная потребность тепла, дружеской поддержки и невозможность разрушить ледяную стену вокруг себя... Я просто упивалась этими фанфиками!
читать дальше

Я насладилась. А потом заскучала. Все же Райнхардт, так и не повзрослевший, не умеющий заполнить свою внутреннюю пустоту, не мой излюбленный герой. Больше всего меня отталкивает совершенно дурацкая сцена встречи с Юлианом Минцем. Что это за ерунда: пусть пробивается с боем? Детский сад какой-то. Ну и скомканная история брака, в которой ни он, ни она так и не преодолели отчуждения (во многом по объективным причинам, но сама сериальность, вымученность препятствий утомляет). Пройдясь частым гребешком по фандому я поняла, что относится всерьез к самой истории не могу. Уж больно абсурдно выглядит сам конфликт - какой смысл вообще завоевывать всю Галактику? И почему бы планете, которой объявлена война, просто не послать завоевателей - она же самодостаточна, а уничтожать мирное население благородные имперцы не посмеют - вон их как корежило от Вестерлэнда, который даже не они взорвали (и кстати, что за убогая планета с населением в 2 миллиона и чего вообще париться из-за таких потерь - сколько там японцы в Корее и Китае вырезали?) Как может существовать сословное общество Империи при описанном уровне экономического развития? На фига космолетчикам холодное оружие, что за абордажи в космосе? Ну и так далее. В общем в фанфиках я на все это закрываю глаза, а вот посмотреть канон никак не решусь. Но мне безумно нравятся адмиралы Рейха. Не знаю, почему я не люблю Альянс. Вообще-то мне должны бы понравится те, кто отчаянно борется с могущественной империей. И те, кто сохранил верность присяге Гольденбаумам и не приняли Нойе Рейх. Но вот не нравятся. Совсем. Меня даже кот с ними не примиряет. Не знаю почему. Быть может, посмотрев пойму.

В общем, адмиралы, адмиралы...

читать дальше

И конечно же я обнаружила того, кто и стал моим Героем Галактики. Самый непопулярный министр в Рейхе. Тот, кто во всем виноват. Тень Кайзера. Его Подколодное Превосходительство Пауль фон Оберштайн!

читать дальше
Что здесь сказать? Люблю, не могу, если у кого-то есть ссылки на интересные фанфики с замечательным Оберштайном, буду рада. Я всеядна в плане слэша/гета/джена/смены пола.

Ну и дневнички
читать дальше

@темы: "почитать", "ЛОГГ"

09:38 

Нелюдь в Кэртиане

Я вдруг вспомнила сборник фантастических повестей года 1991 - 93. Сейчас не помню ни имени автора, ни названий, но одна история просто встала перед глазами. Несколько лет назад что-то произошло и часть людей превратила в кровожадных чудовищ, оставшиеся люди ведут с ними отчаянную борьбу. "Год назад мы дрались на побережье, а теперь нам радостно сообщают, что передовые отряды видят море". Но самое страшное то один, то другой из соратников превращается в чудовище - растут когти, клыки, он бросается на товарищей. Таких, конечно, убивают. Но герой с тоской отмечает, что в ходе ожесточенных боёв им всем приходится дважды в день стричь ногти. В общем подводится мысль, что превращение провоцирует запредельный уровень агрессии.
И я чётко понимаю, что бы ни действовало в Кэртиане, оно воздействует на всех - кто-то становится бесноватым, но те, кто эту бесноватость ощущает, они тоже уже не люди.

@темы: "Отблески Этерны"

Сухие листья слов

главная