10:50 

Критика, аналитика и ИМХО

Грамматика и орфография, стиль, язык, сюжет, логика - все это объективно существующие критерии, которые свидетельствуют о мастерстве Автора и проработанности текста. Уровень приемлемости у читателей разные, но даже если для кого-то ошибки в хронологии значения не имеют, эти ошибки все-таки есть (на днях начала читать фанфик, так в первой же главе расхождение в два года - сперва говорится, что с Битвы за Хогвартс прошло 7 лет, буквально через несколько абзацев - 5) и сколько бы восторженных поклонников не было у перевода, все же в русском языке слова "чемодан" и "сундук" обозначают разные предметы. Ну, и так далее. Как я понимаю, отслеживают все это редакторы, не допуская особо вопиющие тексты к публикации. Однако трудно требовать, чтобы уровень фанфиков был выше чем у изданной литературы (у Донцовой одна книга называлась - "филе ИЗ золотого петушка" - не бывает филе из чего-то!)

Для фанфиков актуален ещё один вопрос - соответствие канону. До какой степени дозволительно перекраивать канон? Учитывая существование немагических АУ, кроссоверов, попаданцев, всяческих сверхъестественных сил и волшебных буковок ООС. Я думаю, следовало бы как-то разграничить два вида АУ - мир канона, в котором события развивались несколько иначе, и Альтернативная Вселенная с совершено другими реалиями. И фанфик по ГП, в котором у магов имеется магическое ядро, уровень магии замеряется количественно, дейтвуют лорды Малфои, Поттеры, Блэки, имеются родовые алтари или факультеты символизируют магию стихий - ЭТО АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВСЕЛЕННАЯ, просто потому, что ничего подобного в канон НЕ БЫЛО.

Проблема ООС сложнее. Прежде всего, у читателей разное восприятие персонажа (а тем более их оценка), и то, что кто-то сочтет канонным характером, для другого дикий ООС. Все же я бы выделила фанфики, в которых от персонажа осталось только имя, в отдельную категорию. И в неё войдут все вампиры, вейлы, дети Богов, омеги и очень сильно изменившиеся за лето субъекты. Другой вид ООС - интерпретация характера персонажа в следствии иных условий или развития во времени. Здесь все настолько субъективно! Помимо Гарри, чьими глазами мы и наблюдаем за действием (за исключением нескольких сцен), персонажи едва очерчены. По сути у нас имеется внешнее впечатление и его интерпретация ГП (а он далеко не все замечает и не всегда делает правильные выводы), и на основании внешнего впечатления (облик персонажа, одежда, манера держаться, жесты, мимика, речь, особенности словоупотребления, видимые проявления эмоций) мы домысливаем характер, образ мысли, чувства, и моделируем возможное поведение в предполагаемой ситуации. И точка зрения фикрайтера может коренным образом разойтись с точкой зрения читателя.

О соответствии мира и персонажей канону можно дискутировать. Можно сослаться на то, как поступил данный персонаж в сходной ситуации канона, проанализировать его речь, типичные реакции. Неприятно, когда суждение подменяется эмоциональным отношением - мне персонаж понравился, поэтому я считаю, что именно это правильный канон и по фигу, что там писала Роулинг. Нравится - это одно, каноничность - другое. Сохранять беспристрастность не всегда удается - читатели не менее фикрайтера знают персонажа, любят его, сроднились с ним, и когда читателю кажется, что персонажа режут без анестезии, перекраивают, пришивают личные запчасти, удержаться от возмущения трудно. Я не знаю, могла ли Меламори переспать в тюремной камере, прежде всего, потому что оная особа ни с чем у меня не ассоциируется (вот Этель из Хроник странного королевства могла!), но я допускаю, что для кого-то это такой же взрыв мозга, как для меня Дамблдор, открытым текстом излагающий свои коварные планы. Есть некий предел, после которого читатель персонажа не узнает, о чем и сообщает. Не мог Снейп сказать: "Как дела у твоего СЫНИШКИ?" Не мог Гарри притворяться, что дружит с Гермионой и Роном, зная об их предательстве, не мог Невилл Лонгботтом понять, простить и подружиться с Лестранжами.

Итак, ИМХО

Если вопрос каноничности - специфика фанфикшена (а впрочем, еще и экранизации, иллюстрации и т.д.), то вопрос верибельности касается любого вида творчества. Мы знаем, что читаем вымышленную историю, но ХОТИМ в нее поверить. posmotre.li/index.php?title=Служебная%3ASearch&...

Кредит доверия читателя обусловлен жанром - то, что спокойно воспринимается в сказке, напрочь рвет иллюзию достоверности в производственной драме. (Собственно, одна из самых серьезных проблем Поттерианы - смена жанра: первые, сказочные книги принимались как данность, а вот с введением социальной проблематики, стали возникать вопросы). Казалось бы, о каком правдоподобии можно говорить, если в повествовании наряду с физическими законами действует магия? Здесь все сугубо индивидуально. Лично меня не смущают полеты на метле и без, вопрос, а куда девается масса анимага при превращении, зато хроноворот - камень преткновения. Не верю!!! Не верю я в артефакт, который произвольно применяется в одних случаях и не применяется в других (например, для расследования таинственных происшествий в Хогвартсе). Не представляю, как разрулить ситуацию со множеством хроноворотов: дети спасли СБ и гиппогрифа, а Фадж дал хроноворот аврорам, и те, вернувшись на пять часов назад, схватили гиппогрифа, Блэка и трио. После чего АД с ММ отправились на семь часов назад... Бред какой-то! как логическая игра возможно, как повествование недостоверно. Точно так же я не верю, что таинственным образом вызревшая у мужчины яйцеклетка (допустим, он гермафродит, просто не знает) переместится в прямую кишку и произойдет оплодотворение при анальном контакте (а как иначе? сперва по пищеводу пройдет или через кожу впитается?), и зародыш будет развиваться в этой среде (и как же несчастный все девять месяцев какал?) Я не верю в способность персонажа мгновенно выносить безошибочное решение о впервые встреченном человеке. Не верю в существование совершенного человека, не верю в то, что взрослея дети тупеют, и поэтому юный герой на равных схватиться с тем у кого преимущество в 20 лет опыта (кстати в Хрониках странного королевства, это здорово обыгрывается - признанный задира и матерщинник проигрывает турнир по брани мумии "Ты ведь уже однажды попался в подобную ловушку, когда не учел, что у соперника преимущество в 6 сотен лет опыта, и спустя 10 лет наступил на те же грабли!")

В целом, если составлять индивидуальный список непереносимости:

1. Омегаверс - 100%

2. MPREG - 99,9% (все же один фанфик, подходящий мне я нашла - Каледонский хамелеон)

3. Мэри Сью! К сожалению, Авторы не всегда отдают себе отчет, что пишут МС, но их можно идентифицировать. Сильный Гарри, Независимый Гарри, Темный Гарри, Сильная Гермиона, в Азкабане, предательство друзей, главная тема - месть, сокрытие магических способностей - это все о них, о МС. МС и компания МС верных падаванов, МС против всего мира. Дамбигад и Уизлигад, распределение в другие факультеты, как правило то же сюда относятся. Ну, может не на 100%, на 85-99%.

4. Оправдание абьюза (красивое выражение утащено с АГ hpanon.diary.ru/p203619974.htm. Надеюсь такое предупреждение будет введено) Здесь есть сложность - читатели по-разному определяют наличие в тексте насилия, психологического давления, эмоционального шантажа и этого самого абьюза, а тем более оправдание этих явлений. (Я вот считаю, что в Летучем корабле абьюза нет и нет его оправдания).
Для меня принципиально именно ОПРАВДАНИЕ. Тема сексуального насилия, эмоционального шантажа, психологического давления - очень интересна и очень болезненна - она не может быть разрешена - жертва полюбила мучителя и поняла, как сильно он ее любит, после чего они слились в экстазе. Когда Автор любуется таким раскладом, представляет его как нечто положительное, желательное, я лезу на стену. Поэтому не могу читатьт ДП/СС и 2/3 снейпоблэков.
К сожалению, именно в таком ключе, как правило, пишут слэйв-фики. Раб и Господин приспособились к связавшей их магии, расслабились и получают удовольствие. Для меня ХЭ будет: раб затаился, выждал момент и сбежал/убил хозяина/погиб, пытаясь сбежать/лег и умер. Раб привязался, смирился и живет любовью к Господину - не ХЭ! Это печальнейший финал - разрушение личности: человек умер, его кадавр существует, как индикатор моральной деградации победителей.


5. Авторский подход:

5.1.Черно-белая мораль. posmotre.li/index.php?title=Служебная%3ASearch&... +мораль Приемлема только в сказках. В произведении, хоть чуточку менее условном, хочется все же понять, каковы мотивы персонажей, из-за чего конфликт, как жить будем после его разрешения? Собственно, черно-белая мораль предлагает единственный исход противостояние - физическое истребление всех плохих (между прочим, геноцид) или выселение в резервации (тот же геноцид, но мы как бы не убийцы - они сами подохли). И сразу становится интересно, неужели так просто установить царство Добра? Нужно попросту истребить всех носителей зла. А почему до сих пор ни у кого не получилось. Откуда это Зло беретсмя? Как определять будем, по каким критериям истреблять?

5.2. Протестантская мораль. posmotre.li/Протестантская_моральТо чем руководствовалась Роулинг. Поэтому Поттериану так грустно читать - Том Реддл несчастный, одинокий, ожесточившийся мальчик - так он исчадие зла, все справедливо.

5.3. Готтенготская мораль posmotre.li/Готтентотская_мораль проверить не руководствуетесь ли вы этой моралью легко - поменяйте персонажей местами. Например, жестокий нацист вынуждает русскую разведчицу к сотрудничеству, пытая ребенка, немецкий солдат убивает его вместе с помощницей и выводит разведчицу с ребенком. А если советский следователь допрашивает немецкую шпионку, угрожая ребенку, но солдат его убивает и помогает женщине скрыться? Если в первом случае нацист - мерзавец, разведчица - героиня и жертва, а солдат - герой и вообще отличный парень, а во втором офицер просто выполняет свою работу, женщина - преступница и сама виновата - ребенка подставила, солдат - предатель и дезертир, поздравляю, это она самая готтенготская мораль.

5.4. posmotre.li/Умный_—_это_зло,_тупой_—_это_добро

5.5. Окделлоцентризм - термин, который активно использовался на форуме ВВК, думаю, можно расширить значение: мир вращается вокруг Героя, он - причина причин и мера всего. Перефразируя Льюиса, все Добро, когда глядит на него, и Зло, если отворачивается от него.

@темы: "гербарий"

URL
Комментарии
2015-04-15 в 15:55 

Юморист
не бывает филе из чего-то!)
Но одну из книг Даррелла упорно переводят как "Филе из камбалы".

Собственно, одна из самых серьезных проблем Поттерианы - смена жанра: первые, сказочные книги принимались как данность, а вот с введением социальной проблематики, стали возникать вопросы
ППКС. То, что все думали, но не все смогли сформулировать.

2015-04-15 в 23:38 

Ulanna
Ваши рассуждения во много совпадают с моим ИМХО, особенно с АУ.

Собственно, одна из самых серьезных проблем Поттерианы - смена жанра: первые, сказочные книги принимались как данность, а вот с введением социальной проблематики, стали возникать вопросы
О да! Не страшно, если жизнь - не сказка, но печально, когда сказка равняется на жизнь и те части реальности, которые слишком сложны для сказки.
P.S. В сказке могут жить Злодеус Злей и Златопуст Локонс, но в реальности могут существовать только Северус Снейп и Гилдерой Локхарт(страдаю когда в фанфиках, особенно с высоким рейтингом, встречаются Снегг, Злодеус Злей и Златопуст (не так сильно цепляет как с Северусом, но все же))

1. Омегаверс - 100% Я понимаю его лишь тогда, когда есть логика(хоть капельку) и/или обоснуй (хоть грамм). И ОБЯЗАТЕЛЬНО омегаверс распространяется на женщин.(Иначе зачем Бог создал, как часть Адама, Еву, а не второго, какого же совершенного(из той же глины), Адама?(с) Не помню из какого холивара про слеш. )

2. MPREG - 99,9% (все же один фанфик, подходящий мне я нашла - Каледонский хамелеон) Бестселлер года - Дориана Грей www.snapetales.com/index.php?fic_id=31058 читали? не идет?

3. Мэри Сью + И в неё войдут все вампиры, вейлы, дети Богов, омеги и очень сильно изменившиеся за лето субъекты. :depress: У Авторов таких фанфиков (наследие) мне хочется спросить: какого пушистого таракана Т. Редлл, Малфои, Блеки и иже с ним, провозглашающие чистоту (своей) крови как высшую Благость(достоинство), вдруг обязательно имеют в своих предках или основателях родов (Домов) магических существ ( вампиры, вейлы, эльфы в стиле фэнтези-штампа и др.), которых презирают наравне с магглами. Незабвенная Доролес Амбридж, ненавидящая любых полукровок, в том числе и с кровью магсущест, самый яркий пример последователей политики чистокровности.

P.S. ГП как герой Поттерианы и так по многим пунктам подходит под штамп МС, зачем из него делаю МС не только в квадрате, но и в кубе?

4. Оправдание абьюза +

5. Авторский подход
5.1.Черно-белая мораль. В Поттериане она присутствует, но Гарри подросток, а им свойственно видеть мир в черно-белых тонах.
5.2. Протестантская мораль. + 5.3. Готтенготская мораль Узлигад (все Узли - гады, они мне не нравятся, кроме близнецов - они свой магазин открыли (с) Из одной заявки на фикбуке) и Дамбигад, ПС во главе с Валдемортом с Малфоями - няши, Лорд Поттер-Блек (и хз сколько еще фамилий) - круче только яица.

posmotre.li/Умный_—_это_зло,_тупой_—_это_добро +

5.5. Окделлоцентризм Увы,этим грешит и сама Поттериана :mad:

2015-04-16 в 12:11 

Собственно, одна из самых серьезных проблем Поттерианы - смена жанра: первые, сказочные книги принимались как данность, а вот с введением социальной проблематики, стали возникать вопросы
ППКС. То, что все думали, но не все смогли сформулировать.
Да, про это уже сто раз написали. Вообще, смена жанра задача очень трудная, Ро явно не справилась. Я недавно фанфик читала, хороший, славный, но... начинается, как драма (или мелодрама), а потом - оп! - и сказочный финал (образно говоря, герой нашел семечко, вырастил яблоню с золотыми яблоками и спас умирающего возлюбленного). И вся история сразу обвалилась.

Ulanna, В сказке могут жить Злодеус Злей и Златопуст Локонс, но в реальности могут существовать только Северус Снейп и Гилдерой Локхарт(страдаю когда в фанфиках, особенно с высоким рейтингом, встречаются Снегг, Злодеус Злей и Златопуст (не так сильно цепляет как с Северусом, но все же)) О, да! Меня всегда огорчают переводы имен, ведь помимо значения (которое вполне можно указать в сноске) само звучание создает неповторимый образ. Гилдерой - звенит торжественной медью, настраивает на нечто величественное, значительное. Локхарт - звон переходит в рокот, затихает гудением гонга. северкс Снейп - резкий контраст имени се-ве-ру-с и фамилии, похожей на щелчок кнута.

Бестселлер года - Дориана Грей А там есть мпрег? Значит, не дочитала. В целом миленький фанфик, но никакой, не зацепил.

У Авторов таких фанфиков (наследие) мне хочется спросить: какого пушистого таракана Т. Редлл, Малфои, Блеки и иже с ним, провозглашающие чистоту (своей) крови как высшую Благость(достоинство), вдруг обязательно имеют в своих предках или основателях родов (Домов) магических существ ( вампиры, вейлы, эльфы в стиле фэнтези-штампа и др.), которых презирают наравне с магглами. Да, это уже совершенно левая вселенная к собственно Поттериане отношения не имеет.

URL
2015-04-16 в 14:36 

Ulanna
Скарапея Змея, А там есть мпрег? Значит, не дочитала. В целом миленький фанфик, но никакой, не зацепил.
По сути этот фф рефлексии Снейпа по разным поводам (в частности по поводу беременности Поттера), но главное для меня там есть обоснуй MPREGа - решительная и дымящая как сто Хогвартс - экспрессов Гермиона, соединившая маггловскую медицину и колдомедицину, для этого самого MPREGа(в дальнейшем, по моему мнению, это рассчитывалось на женщин и семейные пары, где женщина не может забеременеть или выносить ребенка)

2015-04-16 в 14:42 

А, нет, это другой фанфик, Бестселлер - где Рита написала о связи ГП и СС, а они не стали отрицать. Я поняла, какой имеется в виду. Не смогла читать, даже вне связи с мпрег, как-то он мне не зашел от слова совсем.
Ну, и если так разбирать, фанфик о рефлексии по поводу беременности, я бы не стала читать даже в гете. Для меня это слишком серьезная тема, и я очень придирчиво отбираю по ней литературу.

URL
2015-04-16 в 15:41 

Короткий Хвост
will all the cacti find a home
Скарапея Змея, интересно, а есть ли омегаверсы, которые вы переносите? Неважно почему.

2015-04-16 в 15:42 

Короткий Хвост
will all the cacti find a home
Скарапея Змея, интересно, а есть ли омегаверсы, которые вы переносите? Неважно почему.

2015-04-16 в 16:47 

Короткий Хвост, нет. Сразу уточняю, не потому что это плохо. Не удается подавить недоверие. Как с хроноворотами, я предпочитаю просто забыть о них и не уточнять, как именно спасли СБ и гиппогрифа.

URL
2015-04-16 в 21:56 

vorona1405
Скарапея Змея, спасибо, очень интересно и со многим согласна.

Уровень приемлемости по отношению к фанфикшену, естественно, снижен.
Можно сравнить с тем, как рассматриваешь на фотографиях незнакомцев и близких людей: в первом случае важны мастерство автора и уникальность объекта съёмки, во втором – ну и пусть, что не в резкости и горизонт завален, зато столько всего вспоминается! ))
Конечно, оригинальные произведения тоже существуют не в вакууме. Но ловить их связи с чем-то любимым несколько сложнее.

2015-08-03 в 20:16 

Как вы верно сказали про "чудесные буковки", и сложность с ООСом, выдение персонажей разное, но есть же какие-то черты характера, указанные в каноне. Особенно странно видеть ООС (по моему скромному мнению) когда он не указан. Я, например, эмоционально (может быть даже излишне) критиковала автора фанфика "У нас впереди целая жизнь, Северус" на сказках, где вроде как пишется продолжение канона без ООСа и АU только (как вы уже поняли живой Снейп). Ох и развернулась же там барышня, нет я конечно понимаю, у каждого свое видение персонажа, но почему-то не вериться мне в Гарри, который после победы над Волди, настолько стремился обыграть Слизерин в школьном матче, что сбрасывает с метлы соперника почти поймавшего снитч, тот ломает руку, пенальти не назначают (уточняю в этом же матче, при аналогичном случае с грубой игрой против Джинни, БЕЗ ТРАВМАТИЗМА оно было назначено), причем Поттер вины не чувствует, не приносит даже формальных извинений - не верю. Еще больше не верю, что МакГонагл - эта совесть, ум и честь... могла это спустить на тормозах (особенно учитывая непременное чувство вины перед Снейпом). У девушки (впрочем как и тетушки Ро в конце первой книги) явно случай - Готтенготской морали (Спасибо Вам, теперь я знаю как это называется). Ну и конечно "убило" описание в ЧЕТЫРЕХ ГЛАВАХ ПОДРЯД затяжной депрессии Снейпа при столь оптимистичной заявке в названии.

   

Сухие листья слов

главная