Часть 3. Не место красит человека.
читать дальшеГлавный герой Поттерианы Гарри Поттер – нелепый гибрид Фродо и Арагорна. Маленький, слабый, скромный Фродо случайно стал хранителем Кольца, он несет тяжкое бремя, сопротивляясь Тьме. Сильный, опытный, мудрый Арагорн – наследник великих королей, воспитанник эльфов. Он долгие годы сражается с силами Тьмы, он ведет отряд Хранителей, он возглавляет армию, он исцеляет. Это гениально! Сильный не может быть хранителем Кольца, оно поработит его, Фродо сопротивляется так долго именно потому, что он слабый и скромный, власть его не прельщает совершенно. Но даже на него Тьма оказывает разрушительное действие. Фродо не может просто вернуться в Шир, жениться, занять высокий пост, он заглянул в бездну, и она изменила его, он не принадлежит более миру Средиземья. Арагорн достаточно мудр, чтобы не касаться Кольца, это – не его ноша. Его путь – это путь героя, путь короля, вернувшего свой трон; он освобождает проклятых мертвецов, заключает последний союз эльфов и людей, начинает Новую эпоху. Роулинг попытался соединить эти два образа: Гарри – простой мальчик, случайно ставший крестражем, он борется с его пагубным влиянием (не слишком убедительно борется, на мой взгляд), идет на смерть; но, одновременно, он - ребенок из Пророчества, равный Темному Лорду, наследник Певерелла, хозяин Даров Смерти, лидер Армии Дамблдора, он – герой, вышедший на поединок с Волдемортом и победивший его, наконец, он – счастливый муж и отец, крупный чиновник, и шрам у него не болит. Видимо, Роулинг хотела, чтобы ее герой был таким же трогательным, как Фродо, и таким же значительным, как Арагорн, вызывал сочувствие и поражал величием. По-моему, не получилось. Для Фродо он недостаточно трагичен, для Арагорна слишком мелок.
Я не очень люблю истории о Пророчествах и спрятанных наследниках, и линию возвращения короля только терплю. Я бы предпочла, чтобы Пророчество исполнилось не буквально, просто человек, который возглавил Гондор в трудную минуту, и стал истинным королем своего народа. Тем более, что такой персонаж в романе есть - Фарамир. За него по-настоящему обидно: он был достоин трона. Арагорн, по-моему, идеально подошел бы на роль потомка короля клятвопреступников, искупающего вину своего народа. Допустим, младший сын короля не согласился прятаться в горах и, набрав добровольцев, поспешил на битву, но не успел и дал клятву защищать Средиземье от сил Тьмы. Ах, мечты, мечты…
Хоть я и не люблю сюжет с возращением короля, но не могу не признать, что Толкиен прописал его идеально. Арагорн – отважный воин, мудрый человек с четкими этическими принципами. В отличие от него Гарри Поттер – неопытный мальчик, вспыльчивый, самоуверенный, неосмотрительный, с крайне размытыми представлениями о нравственности. Его авторитет не завоеван, а получен в наследство, его поступки опрометчивы и, что самое печальное, он не учится на ошибках. Добрая писательница поворачивает сюжет таким образом, что решение, основанное на неверных предпосылках, не приводит к катастрофе. Гарри Поттер во главе Аврората – по-моему, это страшно.
Если сравнить Гарри с Фродо, он - персонаж гораздо менее трагичный - туповатый счастливчик, так и непонявший, что с ним произошло. Представьте, что Фродо надел Кольцо, приказал назгулам убираться, через Палантир проник в тайны Темного Властелина, объяснил ему, что любовь – это великая сила, а темная магия, отразившись от Кольца, сбросила Саурона в пропасть; после чего Фродо вернулся в Шир, пинками разогнал слуг Сарумана, занял пост мэра. Это и есть история Гарри Поттера – мальчика, который заглянул в бездну, но не почувствовал ее ответный взгляд.
Рон Уизли – явный кандидат на роль Сэма, они даже внешне похожи. Сэм – простой парень, честный, верный, предусмотрительный. Он не мечтает о подвигах и приключениях, он хочет работать в саду, жениться, завести детей, героический поход для него – работа, трудная, но необходимая, он выполняет ее старательно и спокойно, без истерик и высокопарных фраз. Это самый благородный образ – образ воина-защитника, созидателя, он – соль земли. Рон – капризен, амбициозен, но лишен качеств лидера, ревнив, но не романтичен. Сэм, неся Кольцо не подчинился ему, Рон поддался влиянию крестража. Сэм буквально дотащил Фродо до Роковой горы, Рон отпустил Гарри навстречу Волдеморту. Сэм, вернувшись в Шир, восстанавливает разоренную землю, его неоднократно выбирают мэром, он уважаемый хоббит. Рон в эпилоге ведет себя как невоспитанный подросток, он отпускает провокационные реплики, настраивает детей на продолжение межфакультетской вражды, походя, признается в том, что обманом получил водительские права. Рон – пародия на простого честного парня, он – обыватель в худшем смысле этого слова.
У Толкиена нет аналога Гермионы Грейнджер, видимо, потому что все его герои способны самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, ненужно вводить специально персонажа для выполнения этих функций.
В чудесном драббле Юморист «Не обижайте женщин» Снейп – реинкарнация Арагорна. В этом воплощении он так и не вышел из тени, Арвен его не полюбила, вся слава досталась хоббитам, а его торжество вызвало ненависть и сопротивление.
Между Снейпом и Арагорном, мне кажется, есть только мимолетное сходство, когда Следопыт только появляется – темный, загадочный, опасный, - и добропорядочные хоббиты его опасаются. Арагорн Толкиена не проходил через искус темной магии, не принимал гибельного решения, ему нечего было искупать, автор вел его к славе и власти. Но все-таки нечто общее у Снейпа и Арагорна есть: это - любовь. Маленький Северус, застывший перед Лили, повторяет Арагорна, увидевшего Арвен, как тот повторяет Берена перед Лучиэнь. Любовь Арагорна, Берена и Северуса Снейпа – это песня, прекрасная, печальная, нездешняя, она соединяет человека и эльфа. Арвен и Лучиэнь полюбили смертных, приняли их удел, отказавшись от бессмертия, потеряв родных. Но Лили – не эльфийская дева, она сестра Петунии Дурсль, и любовь Северуса к ней производит странное впечатление, как старинная баллада, звучащая в сериале по РТР.
Отступление от темы. Лили Эванс и Джеймс Поттер для эльфийской песни не подходят, их жанр – женский роман в духе Барбары Картленд. Гордая рыжеволосая красотка разжигает своей неприступностью страсть в душе богатого наследника, красавчика, спортсмена, но она не хочет с ним встречаться, так как он избалован вниманием, заносчив и драчлив. Он не отступает, демонстрирует ей примерное поведение, и она понимает, что он замечательный парень, его выходки – признак веселого нрава, а дерется он только с плохими парнями. В итоге они поженились, жили хоть и недолго, но счастливо, а главное, умерли в один день. Сладкая жвачка для домохозяек, мыльная опера.
Если говорить о роли, которую Снейп играет в Поттериане, то у Толкиена это – войско мертвых. Долгие годы мертвецы влачат жалкое существование, внушая всем ужас, а искупив свою вину, обретают покой. Вот только Снейп Ордену Феникса ни в чем не клялся и такого покаяния не заслужил.
На мой взгляд, у Снейпа есть двойник в романе Урсулы ле Гуин «Волшебник Земноморья». Гед – некрасивый, угрюмый мальчик из нищего захолустья, попадают в школу волшебников. Его сразу же высмеивает красивый и богатый Яхонт, да Джеймсы Поттеры вездесущи. Гед умен и талантлив, но заносчив, самоуверен, упрям, чтобы произвести впечатление на девочку он открыл запрещенную книгу и вызвал из небытия Тень. К счастью, учитель смог ее прогнать. Ввязавшись в соревнование с Яхонтом, Гед пытается вызвать дух умершей, но в мир прорывается чудовищная Тень, отгоняя ее, погибает Верховный маг. Тень разыскивает Геда, чтобы пожрать его душу, творить зло ео руками. Сам Гед оправился от ран, но он сломлен, он не мечтает уже о славе и могуществе, он хочет затаиться, скрыться от людей, найти способ изгнать Тень туда, откуда она явилась. Читая о последних годах учебы Геда, о его жизни на отдаленном острове, легко представить Снейпа, вернувшегося в Хогвартс преподавателем. А теперь различия: у Геда есть наставник, который в него верит и поддерживает, в школе у него появляется друг, который принимает его таким, какой он есть, наконец, преподаватели не винят Геда во всех грехах, а стараются ему помочь. Снейпу повезло меньше, ни друзей, ни чутких учителей в книге не наблюдается, а тот, кто мог бы стать наставником использует его, нисколько не заботясь о нем. Быть может, поэтому Гед настиг Тень, Тень своего невежества и гордыни, назвал ее своим именем и обрел целостность, а Снейп испил до дна чашу позора и остался умирать в Визжащей хижине.
Джеймс Поттер сам не участвует в событиях Поттерианы, но к его образу часто обращаются другие персонажи: он предстает в воспоминаниях Снейпа, с ним сравнивают Гарри - поэтому оставить его без внимания нельзя. Мне кажется, его литературный двойник – Ланселот, отец Галахада. Не помню, кто написал, что Галахад – это тот, кем должен был стать Ланселот, если бы суета земного мира не увлекла его, Ланселот грешен, он не может узреть Грааль, но он первый рыцарь при дворе короля Артура и возлюбленный королевы Гвиневры. Вот и Джеймс Поттер – первый парень в Хогвартсе, возлюбленный школьной королевы Лили, отец будущего героя. Надо сказать, Ланселот мне не нравиться, как не нравятся первые парни на деревне, и в жизни, и в литературе, а Джеймс Поттер – чрезвычайно несимпатичный образчик данного типа. Не стоит также забывать, что нарушение Ланселотом вассального долга послужило катализатором войны и гибели королевства, мелкие прегрешения Джеймса – легкомыслие, самодовольство, нечуткость – имели трагичные последствия.