Как персонаж литературный Ричард Окделл понравился мне безумно. Типичный герой подростковой приключенческой литературы: славный мальчик - эмоциональный, впечатлительный, храбрый - рано оставшийся сиротой, жил в бедности (относительной, конечно, бедный герцог и бедный крестьянин - две большие разницы) и унижении. Он трепетно относится к памяти о своем отце, своих предках, хочет быть таким же благородным, отважным, идеальным рыцарем, хочет бороться с пагубным режимом Олларов. Дик отправляется в столицу и встречает друга отца, человека, который становится его наставником. Мудрый старец объясняет юноше, что есть что и кто есть кто, подсказывает, как действовать, как думать, как чувствовать. Юный Окделл учится рыцарскому ремеслу, знакомится с соблазнами большого города, встречается с различными людьми, совершает ошибки и проявляет храбрость на войне. Он влюбляется в прекраснейшую женщину и решает посвятит ей свою жизнь.
А потом Камша делает ловкий финт - она отказывается играть за Окделла! В самом деле, что станет с типичным персонажем, если наставник - хитрый пройдоха, прекрасная женщина - не только не любит, но и использует его, артефакты в руки не падают, Оракулы истин не изрекают? То будет - юнец запутается, завязнет, не сумеет разобраться в свалившейся на его информации. Ведь он не привык думать самостоятельно, а полагается на чужие слова и снизошедшее озарение. Дик покорно съедает любую байку Штанцлера и Катарины, даже не пытаясь анализировать, он считает свои впечатления - единственным критерием истины, отвергает любую мысль, противоречащую его представлениям, он строит великолепные льстящие его самолюбию теории, чей единственный недостаток - их невозможно проверить.
Гарри Поттер - тот же тип, но Автор играет за него, вовремя подбрасывая подвиги, артефакты, откровения и убирая с его дороги то, чего он не сумел осилить (например, проникновение в сознание ГП после провала с окклюменцией). Она спасает его от последствий неверных решений, защищает от Авады, дарит ему возможность противостоять Империо и терпеть Круцио, не меняясь в лице. Наспех слепленная теория о переходе Старшей Палочки оказывается верной, хотя она также высосана из пальца, как теории Дика о Силе Раканов и Щите Скал. Наконец, вся Поттериана крутится вокруг ГП, все остальные - статисты не только в его воображении,но и во всем мире книги. Качества всех персонажей проявляются не сами по себе, но исключительно по отношению к Поттеру (его семье).
Кстати о семье. Окделлы столь же легендарны, как Певереллы. Святой Алан - безупречный рыцарь, убивший предателя, оказался недалеким, импульсивным мечтателем, который совершил трагическую ошибку. Мне крайне подозрителен Игнациус Певерелл - ну, не могу я принять то, что прятаться от смерти под мантией-невидимкой, долго-долго коптить небо, а потом сложив ручки на груди упокоиться - героизм. Жизнь корнеплода.
Эгмонт Окделл и Мирабелла - потрясающая пара! Идеальный брак, идеальная семья, где муж гулял по бабам, строя из себя безутешного страдальца, а жена создала его культ, похоронив заживо детей. Мелочность, самодовольство и тупость. Катарина сказала, что Эгмонт делал из своей жизни балладу, но не сумел и этого, балладу создала его жена. Она возвела его на пьедестал. Но и балладу о Поттерах создала Лили. Боец ОФ, бросавший вызовы Темному Лорду, чистокровный маг, несгибаемый и храбрый ДП не сделал ничего для спасения семьи, он выбрал Хранителем предателя, отдал мантию-невидимку, впустил в дом убийцу. Лили сознательно пожертвовала жизнью и дала сыну кровную защиту. Джеймс - такой же пшик, как и Эгмонт. Но и Гарри, и Дик не могут взглянуть в глаза такой реальности. Они лелеют образ Отца-Героя и негодуют на тех, кто его разрушает вольно или невольно.
Дик и Гарри изначально очень трогательны, невозможно не сочувствовать их несчастным обстоятельствам. Им сочувствуют. Гарри принимают в Хогвартсе с распростертыми объятиями, включают в команду, вопреки существующим правилам, дарят метлу. На защиту Дика встают пятеро студентов, ему поддаются, помогая войти в шестерку лучших. И они быстро привыкают к этому, к тому, что им должны. Должны безоговорочно верить, должны за ними следовать, должны разделять их убеждения и устремления. Дик становится по-настоящему омерзителен, когда занимает дворец Алвы. Размышления о том, что слуги-кэналлийцы ограбили ЕГО, просто отвратительны. Но Гарри очень похоже ведет себя с учебником Принца-полукровки - он убежден, что имеет право использовать чужие знания. Как далеко способен зайти ГП в присвоении чужого, вопрос остается открытым.
Дик охотно соглашается со всем, что Штанцлер говорит о Рокэ, и оправдывает свои поступки тем, что Алва "не хочет жить", "ищет смерти", он вроде как даже помогает ему в этом (ну, так он себе объясняет). И выводы Гарри из просмотренных воспоминаний Снейпа схожи - он мигом вообразил, что знает об этом человеке все и легко соглашается с тем, что для Снейпа это лучший конец.