Возможны два способа.
Первый. Углубление морально-нравственной проблематики.
Определенная тенденция присутствует и в некоторых классических сказках, например, выбор на распутье. Мы оставляем в покое статичный Мир, но персонаж выбирает быть ему героем, злодеем или тыквы выращивать. Блестяще реализовано Шварцем в пьесах-сказках и Пройслером. Именно на это я надеялась при чтении ГП и ТК. На историю Крабата, который может стать Чернокнижником. Последний лучик надежды погас в финале ГП и ОФ. ГП был объявлен хранилищем великой силы Любви, просто не способный стать злодеем (а тыквы выращивать ему Волдеморт не позволит), после этого, как персонаж он для меня перестал существовать.
Собственно, Поттериана для меня - история Снейпа, потому то он делает выбор. Он может стать злодеем, он может стать героем. Он принимает решение, реализуя Кантовский идеал добродетели - его подвиг не приносит ему пользы или морального удовлетворения. Он выполняет, что должно.
Второй. Глобализация.
Зло угрожает Миру. Мир должен реагировать. Собираются армии, строятся планы, заключаются договора... Перед читателем разворачивается обширная панорама, множество персонажей, переплетение сюжетных линий, тонкости взаимоотношений. Да здравствует Эпос!
Здесь есть подвох. Велика опасность поделить персонажей на два лагеря и на этом успокоиться. Пусть, подонок, зато за дело Света сражается! В результате, победа этого самого Света начинает вызывать сомнения - а нам точно будет хорошо, если победят подонки?
Как избежать? Очень просто: любая, совершенная гадость льет воду на мельницу Темного Властелина. Если рыцарь Света струсил, оклеветал, обидел кого-то, количество Зла в Мире увеличилось, и победа Света отодвинулась, ну и, наоборот.

А еще Сказку можно разобрать на составные элементы и использовать их произвольно.