В последнее время активно обсуждается тема критики. В Дневниках, на АГ... Что интересно, анонимы в массе своей рьяно отстаивают право на критику на негативное ИМХО, обзывая сторонников мнения: "не нравится - не читай, а прочитал - молчи в тряпочку" - хомяками-фиалками, услужливыми медведями и душителями свободы мнения. А вот в Дневниках картина обратная - большинство осуждает негативные отзывы и сами их не пишут. Любопытная тенденция:-)
Что мне хочется сказать по данной теме.
читать дальшеПрежде всего, критические отзывы пишутся не по одной причине и не с одной целью.
1. Самый крайний случай - слив негатива.
Я открыла фанфик в надежде насладиться чтением. Возможно, мне его порекомендовали, возможно, заинтересовало саммари, главное, ничего плохого я не ожидаю, но... В процессе чтения понимаю - я хочу это развидеть! Мне гадко, противно, в душе клокочет бешенство, перед глазами проносятся кадры, как я дроблю Автору руки молотком. Вот эти эмоции и выплескиваются. Желательная реакция Автора - сносит свою мерзость и сваливает на специальный ресурс для собратов по разуму, куда я не приду никогда. Это, конечно, маловероятно, но пусть хоть получит такой же заряд негативных эмоций, который принёс мне его фанфик. Впрочем, я стараюсь не переходить на личность, не высказываюсь о возрасте, образовании, семейном положении, интеллекте, нравственности и психическом здоровье. Я всегда высказываюсь от своего имени. Так что собственный кодекс блюду, а значит совесть моя чиста. Как вывод - больше этого Автора я не читаю (но есть же Анонимные публикации, плюс я могу забыть Ник).
2. Собственно критический отзыв
2.1. Грамматика, орфография.
У меня взгляд редко цепляется, но если зацепился - сообщу с благой целью помочь Автору. Однако некоторые Авторы оскорбляются и не исправляют из принципа, подозревая у критика какие-то тайные мотивы. Зато для читателя, ищущего фанфик, подобная информация может оказаться полезной - многих грамматические ошибки бесят.
2.2. Стиль, язык, логика.
А вот за это взгляд у меня цепляется. Немотивированные заместительные, корявые фразы, тавтология... И логика! Она должна быть. Логика сюжета, логика поведения. Если даже Автора подобные мелочи не интересуют, они интересуют многих читателей.
3.ИМХО или повод поговорить
3.1 Мир и персонажи.
Фикрайтер творит на чужом поле и в отличии от Автора оригинального произведения не может выступать Гласом Бога этого мира. Преимущественные права принадлежат Автору первоисточника, все остальные находятся в равном положении. Фикрайтер предлагает свою интерпретацию, она может не совпасть с мнением читателей, о чем читатели и сообщают. (Я, кстати, не пишу "онбыникогда", я всегда подчеркиваю, что данная трактовка расходится с моей). Если для Автора это принципиальный вопрос, он естественно пожмет плечами и продолжит писать так, как считает нужным. Здесь возможна интересная беседа о прочтении персонажа, интерпретации фактов канона. Разумеется, если Автор не лезет в бутылку.
3.2. Идея, тема, сюжет.
Как правило, в произведении присутствует идея - то, что Автор хотел сказать. Обсуждать идеи интересно.
4. Аналитика или как это сделано
Как сделано произведение. Его внутренняя структура. Почему вызывает именно такие эмоции. Опять же, мне это интересно.