Как это ни печально, но Рокэ Алва является стержнем, на котором все держится. В мистико-магическом смысле он Ракан, Император, уполномоченный по Кэртиане. Его физическое состояние напрямую связано с общей ситуацией в мире, без него все мироздание рушится. Отсюда и вера в то, что алва вернется (из Ургота, Багерлее...) и все исправится. Признаться, меня восхитил финал Заката - Мессия не явился, не только не разрешил проблем, но даже не погиб публично и пафосно, чего-то там завещав. Он просто сгинул. С концами. А значит людям придется справляться своими силами и, возможно, им бы это удалось. Но Алва вернулся и триумфального шествия, похоже, не избежать. Однако дело не только в предназначении Истинного Короля (что набило оскомину еще со времен Толкиена) в сугубо утилитарном смысле Алва также является стержнем Талига.
Здесь небольшое отступление. Изначально книги ОЭ мне понравились отсутствием примитивного деления на силы Света и силы Тьмы. Точнее, эта тема иронически переосмысливалась. Напротив, была попытка показать реальный конфликт - социальный, политический, идеологический - в изрядно смягченной версии конкретной эпохи. Старая региональная знать противостояла центру, опираясь на свои традиционные привилегии. Королевская власть опиралась на бюрократию и мелкое служилое дворянство строило регулярное государство. И в историческом контексте дело Ричарда Окделла и Людей Чести (даже будь они все поголовно рыцарями без страха и упрека) было обречено на поражение, что никоим образом не отменяет пороки и преступления складывающейся системы.
Так вот, в первых же главах романа ВВК очерчивает длящееся уже четыре сотни лет противостояние двух парий, назовем условно, роялистской и ревизионистской. Разумеется, они не являются партиями в современном смысле слова, речь идет о группировках. объединенных некими общими интересами. Для Людей Чести этот интерес - свержение династии Олларов. Собственно, прочие их требования никак не конкретизируются, лишь мутное - возвращение старых добрых времен. Роялисты же четко следует курсу Франциска Великого (собственно уже это предопределяет их победу). Талиг уверенно превращается из феодального королевства в национальное капиталистическое государство (как они ухитрились обойтись без обезземеливания крестьян, толпах нищих, поставляющих дешевую рабочую силу на фабрики, и прочих прелестях, сопровождавших данный процесс на Земле - для меня загадка). И на фоне этого противостояния сторонники Алисы не более чем смутьяны, желающие произвести рокировку на троне, не меняя по большому счету концепции. Буквально сразу Автор дает понять, что сам король - фигура малозначительная, и довольно долгое время кажется, что олларианцы группируются вокруг кардинала Сильвестра. Однако смерть кардинала и последующие откровения открывают, что не он обеспечивал консенсус. Старики, такие как Ноймаринен и Валмон отстранились от большой политики и занимаются своими регионами. Молодые - Алва и Савиньяк ведут свою игру за спиной Сильвестра. Однако именно скрытность их действий при явно видимой поддержке кардинала обеспечивает, скажем так, непротивление его политики. Смерть Сильвестра, отречение, а потом и смерть Фердинанда очень наглядно показала, на кого в действительности оглядывались те, у кого есть ресурсы, материальные и человеческие. Военачальники, администраторы - все связывают надежды на разрешение конфликта с Алвой. Его первенство никто не собирается оспаривает (что довольно-таки неправдоподобно с точки зрения человеческой психологии, но Автор уже сообщила, что Абвении слегка подкорректировали психику золотоземельцев). Лишь убрав Алву, можно получить какой-то иной расклад. И это было бы очень интересно, но увы...