Есть сериалы, построенные на цельном сюжете, например Рим, Игра престолов, Вечный зов. Есть сериалы, образующие цепь отдельных эпизодов-историй с самостоятельным сюжетом, например, Звездный путь, Друзья, Закон и порядок, общая сюжетная канва у них, конечно же, присутствует, но является фоном. Звездные врата представляют собой гибрид, что случается не так уж редко. И это не самый удачный образец соединения центрального сюжета и отдельных эпизодов. Хотела написать, что, возможно, лично мне не нравится подобное, я предпочитаю чистые образцы, вроде Наркос (последовательное развитие сюжета) или Закон и порядок (последовательность отдельных эпизодов), но тут вспомнила сериал Хорошая жена - там действительно очень органично и взвешенно соединены обе линии. На мой взгляд, истории-эпизоды вписаны в основной сюжет Звездных врат грубо и чисто механически. Только что была серия, посвященная бунту, а в следующих уже сложная обстановка внутри корабля практически не учитывается, внимание сосредоточено на перепетиях сюжета конкретного эпизода. Вот Хлоя приняла сторону бунтовщиков, как это отразилось на ее отношениях с любовником? Судя по следующим сериям никак. С другом Илаем хоть разговор был, после которого все вернулось к прежнему. Рисунок поведения недавних участников противостояния как бы ни на что не намекает. Нет никаких едва заметных заминок, взглядов, погашенных порывов - того, что продолжилио бы линию предыдущих серий и создавало контекст для будущих событий. Жанровая смекалка подсказывает, противостояние обострилтя внезапно, возможно, по какому-нибудь внешнему поводу, в повествование не заложены камешки для него. Те самые камешки, которые бы цепляли, заставляя гадать - гаснет ли конфликт или скрытно набирает мощь. Точно также не показано фоновое взаимодействие персонажей, которое бы создавало общее ощущение присутствия. Когда надо, выдергивается один из персонажей и объявляется, что он, скажем, подруга Ти Джей. В результате многие образы не проработаны, чисто функциональны. Больше всего мне в этом отношении обидно за Камиллу, по-моему, ее слили. Она периодически подает некие реплики, даже вроде бы осуществляет действия, но за этим нет личности, а ведь можно было так развернуться! К сожалению, ее роль чисто функциональна. Ее брак является светлым пятном на фоне проблемной личной жизни остальных, однако, этого мало. За образом Камиллы пустота, у нее нет целей, пристрастий, предпочтений, нет истории взаимоотношений с остальными персонажами, нет личного отношения к ним.
Вместе с тем в сериале есть потрясающие находки. Например, Илай, которого я изначально опасалась - думала, будет еще один безалаберный гений, совершающий прорывы по наитию. Он, в самом деле, безалаберный гений, пренебрегают методично работой, но вместе с тем раскрыт довольно безжалостно: бездельник, сидящий на шее больной матери, по-детски наивный и эгоистичный, совершенно не стесняющийся ни своей трусости, ни своей слабости, всегда гооовый примкнуть к сильному, но не умеющий держать язык за зубами, маленькие сынок, тянущийся к сильным женщинам. Он очень живой - сыграно бесподобно. Сильное впечатление производит полковник Янг, когда под маской бравого вояки, отца-командира, обнаруживается такое, такое... Очень сложное. Нельзя впихивать Янга в героический шаблон, он фигура драматическая, мятущаяся.
...to be continued...