До конца сезона осталось несколько серий, но общее впечатление вряд ли изменится. Подводя черту, Роберт Карлайл великолепный актер, доктор Николас Раш очень интересный персонаж, а сам фильм никакой. Отдельные любопытные моменты и образы тонут в бессвязной шелухе.
Прежде всего меня настораживает концепция: созданный кем-то могущественным и мудрым Артефакт, который пытаются использовать люди, стоящие на гораздо более низкой ступени развития. Дикари на АЭС. Это очень напоминает типичную подростковую фэнтези, когда буквально из ниоткуда сваливается магическая сила, Дары Судьба и Великая Миссия. Человечество здесь не создатели, творцы, ставящие великие цели и изобретающие средства осуществления, а пользователи, пытающиеся разобраться в созданном кем-то другим. Не факт, что они не забивают гвозди микроскопом. Это... унизительно, на самом деле. На мой взгляд, хорошая доза юмора спасла бы ситуацию, но все подано с такой железобетонной серьезность, что абсурд просто вопит о себе. Неумеренный пафос пронизывает все, пафос абсолютно беспочвенный, поскольку дикари сами сунулись в реактор, без малейших сомнений в своем права и умении разбираться с ним.
Не добавляет радости кривой сценарий. Большинство сюжетных поворотов ничем не обоснованы и никуда не ведут, тупо заполняют экранное время. Не только характеры, но и роли персонажей не прописаны. Из почти сотни человек на борту, различимы около дюжины, остальные представляют невнятную массу. Но и те, кто получил имена, реплики, визуальный образ чаще всего являются статистами, которые отыгрывает некую сцену и... и ничего. Не раскрываются характеры, не движется сюжет. Просто для примера: вот Ванесса Джеймс занималась сексом с лейтенантом Скоттом на Икаре, потом на несколько серий об этом забыли, и Скотт начал встречаться с Хлоей, ни на миг не вспоминая о тех отношениях. Ванесса, застукав их, ограничивается язвительность репликой, казалось бы, высокие отношения, расстались без претензий, но! Внезапно Ти Джей заявляет, что Ванесса еще любит Скотта, а сама Ванесса говорит, что не стала бы заниматься сексом просто так, под действием клеща ей видится, что она Скотта убивает - эмоции бурлят, но... Серия заканчивается, и все возвращается на круги своя. И так постоянно. Яркими лучиками в этой пляске теней несколько образов: Николас Раш, Илай - парень, который его играет просто молодец! - Грир, лейтенант Скотт и полковник Янг. Впрочем с ними не все гладко, но хотя бы постарались прописать характер, какую-то мотивацию. Обидней всего за Камиллу, из нее сделали икону однополой любви и только. А ведь она могла стать реальной стороной мировоззренческого конфликта, выразителем либеральных ценностей. Я могу сколько угодно не разделять такую систему взглядов, но это система! Ее нельзя сводить к блеянью, мол мы не можем высадить люшианцев на планете, с террористами нужно договариваться, люди могут сами решать, оставаться ли им на планете. Можно было показать идейное противостояние, в котором каждый из участников видит свою сторону истины, но никто не обладает монополий на нее.
Самое же печальное, мне кажется, авторы так и не определились, о чем собственно они хотят рассказать. О том, что познание - Великая цель человечества? О том, что никакая Великая цель не стоит слезинки? О том, что отказ от великой цели не уменьшает количество слез, но обесценивает их, делая существование Человека бессмысленным? Я принимаю сторону Раша, потому что его взгляды хотя бы сформулированы. А противопоставлено ему детское упрямство - хочу, чтобы все стало по-моему. Можно потопать ногами, это ничего не изменит. Дерганый стиль отражается на всем. С трупом Райли носятся полсезона, как со знаменем, а погибших из-за неверных решений Янга забывают тут же. Решение остаться на Судьбе у большинства добровольцев выглядит абсолютно немотивировано, особенно стремительная переоценка Янга.

Сериал не слишком распространяется на тему происходящего на Земле, но умолчания иногда говорят о многом. Чего нет во Вселенной Звездных врат? Других космических держав Земли. Есть Люшианский союз, захваченные им планеты, планета, аналогичная Икару, принадлежит некому образованию с непонятным названием. Я предполагаю, что это все бывшие земные колонии. На что кстати намекает низкий технологический уровень и деградация социальной структуры (кланы). Также нет других держав, сравнимых по военной, технологической мощи с США. Собственно, под Землей подразумевается именно США - она единственный центр силы. И уже неудивительно, что нет разведывательных структур - на Земле не осталось соперников, не с кем вести борьбу, США безусловный гегемон. Понятна становится психологическая неготовность военных - они привыкли воевать против тех, кто на порядок отличается по уровню технологий. Прилететь, вбомбить в пыль, пройтись патрулем военной полиции, вернуться на базу - рутина.
Я так понимаю, что в этой реальности на месте России и Китая Великая евразийская радиоактивных пустыня. В лучшем случае, сотни полуколониальных государств, под непрямым управлением американских корпораций. Ранее освоенные планеты, оставшись без связи с метрополией, ложатся под США и/или вынуждены подчинится Люшианскому союзу, который, вероятно, был выпестован, как и Аль-Каида с целью противостояния "врагам". К внезапно возросшей мощи союза и его самодеятельности США оказались не готовы и теперь отгребают террористические атаки, впрочем, не объявляя войны. Подозреваю, мои герои в этой Вселенной, засели на планете Зима, отбиваясь, как от Люшианского союза, так и от американцев . (Был такой фильм Земля отцов, довольно глупый, но одна фраза меня покорила: в самом начале при описании альтернативной реальности, в которой Гитлер победил, вся Европа повторилась, и уже США спустя 30 лет собираются завязать дипломатические отношения. И только "в сугробах Сталинграда (за все эти 30 лет весны не было) продолжают сражаться советские партизаны"). М-да, что-то меня на какие-то апокалиптичные мотивы потянуло. Это так недосказанность действует. Если Автор не удосужился вложить идею в произведение, она сама там объявится.