Я искала один эпизод в ЯМ-2 и наткнулась на любопытную мысль Ричарда Окделла:" Раканов и тех, кто им верит, хранит сама Кэртиана..." Изначально для меня подобные рассуждения были доказательством тупости Окделла, его неспособности и нежелания мыслить. Я полагала, он послушно идет за тем, кого почитает высшим авторитетом - за Штанцлером, за Раканом - и снимает с себя всякую нравственную ответственность. Поэтому Дик деградирует нравственно и умственно, пока не доходит до состояния полного ничтожества. Он не сверяется с собственным нравственным чувством, определяя, что должно, что позволительно, что предосудительно, что недопустимо. Его нравственный ориентир всегда расположен вовне, он дарует индульгенцию на любое деяние во благо себе. Я считаю, именно в этом корень очень многих преступлений. Когда человек выбирает некую идеологию, партию, группу единомышленников и слепо следует в указанном направлении, он доходит до удивительной мерзости. И нацистские преступления, и избиение одноклассников на школьном дворе имеют источником простейшее внутреннее чувство: "А я что? Я со всеми. Так сказал имярек, значит, правильно". Собственно, я и в Поттериане разочаровалась потому, что все свелось к "Дамблдор все знает, надо слушаться его и помогать Гарри Поттеру". Я искренне считала, что в ОЭ такого не будет. Но я ошиблась. В Рассветах четко прописана мысль, так смешившая в исполнении Ричарда Окделла: "Раканов и тех, кто им служит, хранит сама Кэртиана". Все, что делается Рокэ Алва и его сторонниками, хорошо и похвально, других ориентиров нет. Бедный мальчик всего лишь ошибся с личностью Ракана. И это очень печально. Еще печальней, что я могла бы догадаться об этом гораздо раньше, по гибели Надора. Да, меня покоробило
тогда, что Окделл был наказан не за реальное преступление - осознанное осуждение на смерть невиновного, - а за то, что сам того не зная, посмел выступить против Ракана. Однако выводов я не сделала - слишком сильно было обаяние персонажей. Но после Рассветов совершенно очевидным становится, если бы Дик совершил все, что совершил, с верой в правоту Рокэ Алва, он был бы молодец и настоящий Повелитель! Легко ведь представить, как Дик в соответствующей обстановке, скажем, в Сагранне, узнал, что Алва настоящий Ракан, а самозванец Альдо готовит заговор, который погубит Кэртиану. И если бы для спасения истинного Ракана и его сторонникам, он решился отравить Эйвона Лаврака или Штанцлера, или самого Альдо с бабкой, или Фердинанда, отдавшего связывающий Ворона приказ, претензий к нему не было бы? А если бы Ричард осудил неудачливого узурпатора Альдо, не потому что он виновен, а потому что опасен? Претензий бы к нему не былор, потому как ради истинного Ракана не только можно, но и нужно.
Насколько интересней была бы книга, если бы Альдо являлся настоящим Раканом! И погубил себя именно недостойными действиями. Тем, что поставил стремление к личной власти, выше блага Кэртиана, которому должен был служить. И тогда ошибка Окделла становилась бы очевидна - он предпочел слепую верность, отказавшись от собственной совести.