Сказка упрощает реальность, именно поэтому в наше время она почти целиком перешла в категорию детской литературы. Первые две книги Поттерианы откровенно сказочны. Они отражают восприятие ребенка, каким является и сам Гарри Поттер, и целевая аудитория.
читать дальше
Совершенно логично, что для ребенка школа - место первостепенной важности, где происходят все самые интересные и значимые события. Директор школы практически всемогущ и всеведущ. Мир за пределами школы фрагментарен и лишен связей. Взрослые - непонятные личности, нередко враждебные, как правило чуждые и далекие, равнодушные. Они заняты какими-то неважными и неинтересными делами, ничего не знают и не понимают. Лучшие из них добродушны и гостеприимны, угощают вкусняшками и дают простые объяснения. Требования взрослых обусловлены исключительно их злонамеренностью, оценка за урок напрямую отражает личное отношение. Правила бессмысленны, придуманы специально для стеснения детей. Преступник, убивший папу с мамой, может быть только воплощением вселенского Зла, и угрожает он всему Человечеству.
Взрослея, ребенок расширяет пределы познаваемого мира, начинает различать детали и нюансы, устанавливает логические связи, систематизирует действительность. Роулинг честно попыталась изменить масштаб, растягивая сказочную реальность, словно изображение на гугл-карте. При этой нехитрой процедуре кружок, обозначающий город, сперва приобретает неровные очертания, потом дробится на кварталы, затем на улицы, скверы, площади, дороги, потом отдельные дома, дворы, деревья, тропинки... А вот в Поттериане ровный кружок увеличился в размерах и появилось несколько отдельно стоящих домиков. Система не обнаружилась.
читать дальше