Мне недавно пришло в голову, что к историческим акторам отношение не менее эмоциональное, чем к героям художественных произведений. Это естественно. Ведь, что такое История если не Драматическое Представление в масштабах Вселенной? Как сказал Омар Хайям:
"Бог нашей драмой коротает вечность!
Сам сочиняет, ставит и глядит".
читать дальшеБольшинство из нас воспитаны в европейской исторической традиции, которая, что неудивительно, предельно европоцентрична. Для эпохи античности, Греция - привычный протагонист, за которого мы и болеем против Персии, просто потому что персидской точки зрения до нас не дошло (равно как и взгляда местного населения Малой Азии, Италии, Черноморского побережья, где греки так радостно основывали колонии). Но если симпатия к 300 спартанцам и победителям на Марафоне вполне объяснима историографической традицией, то в отношении к другим акторам я замечаю за собой любопытные нюансы.
У меня нет любимчиков во внутригреческих разборках, чаще я более за слабейшего, но скорее симпатизирую личностям: Фемистоклу, Периклу, Алкивиаду и почему-то не люблю Аристида, абсолютно необоснованно. просто "не ндравится". Спартанских лидеров, как правило, не люблю, но со спартанцами в целом скорее солидарна.
Я за Македонию против Греции и прочих противников, точнее за Филиппа II против всех его оппонентов в том числе внутренних. Мое отношение к Александру Македонскому поменялось со временем на 180 градусов, и сейчас я его откровенно недолюбливаю. среди его сподвижников любимчиков у меня нет. Они великолепны, но оставляют равнодушной.
Я за Рим в его итальянской экспансии, и в войне с Карфагеном. Но против Рима и за Митридата Боспорского. И за парфян. Я за Цезаря против всех его оппонентов - галлов, бриттов, Помпея, "республиканцев" (вот кого ненавижу, так этих олигархов-хамелеонов во главе с Брутом, классно его в сериале "Рим" обстебали - "Я тоже могу ткнуть ножом в свежий труп и заявить, что убил тирана"). Я за Мария против Суллы, исключительно потому что Цезарь начинал марианцем. Так-то Сулла мне понравился бы, но я с Цезарем и теми, кого он поддерживал. Я за Октавиана против Марка Антония.
В имперский период у меня нет четко выраженных симпатий. Хотя я скорее за регулярное государство, то есть Империю, против недооформленных варварских сообществ. Но это скорее рациональный выбор.
Мои любимые Средние века! О, здесь у меня симпатии формируются зачстую вопреки господствующей в историографии английской интерпретации. Я за Францию против Англии. И за Ирландию, Шотландию, Уэльс против той же Англии. Но за Гаральда Годвинсона против Гаральда Гардрада и Вильгельма Завоевателя. Хотя в целом викингами скорее восхищаюсь, особенно Гаральдом Гардрада, как их высшим выражением. Я за Капетингов против их непокорных вассалов. За Людовика VII против Алиеноры и Генриха II. Но за Генриха против Фомы Бекета и мятежных сыновей. Я за Филиппа Августа. Причем полюбила его после многочисленных некомплиментарных отзывов английских авторов. Я против Ричарда Львиное Сердце, и мое негативное отношение сформировалось в ответ на безудержные восхваления этого деятеля. Я за Саладина и вообще за сарацин против крестоносцев. Хотя против арабов-мусульман в их экспансионистском движении за персов, египтян, византийцев. Против Византии за болгар и сербов.
Я за Францию в любом противостоянии. Даже в альбигойских войнах (так было надо), процессе над тамплиерами (а чего они?!), войнах с фламандцами. В Столетнюю войну я решительно на стороне Франции, даже когда ее правители явно тупят, а англичане объективно круче. За Карла Мудрого против всех, и немножко за Карла Злого Наваррского. А в Англии я за Генриха Болингброка, исключительно благодаря Шекспиру (и мне нравится как звучит прозвище Болингброк), ну и за пинца Хела по той же причине. Пока он не становится Генрихом V и не отправляется во Францию. Там я за Орлеанского и арманьяков против бургиньонов. За Карла VII обеими руками, вопреки историографии дружно его оплевывающей. В Англии за Йорков против Ланкастеров. И за Ричарда III, вопреки даже любимому Шекспиру.
Я скорее за испанцев в Реконкисте, но на на завершающем этапе за Гранадский эмират. Гвельыф и гибеллины для меня нейтральны, симпатии зависят от сиюминутного настроения. Я за Флоренцию в Италию, и за Медичи внутри Флоренции. За Венецию. Немножко за Чезаре Борджиа. За сицилийцев в их борьбе с испанцами и французами.
за Францию против Империи. Хотя в последнее время мое отношение к Испании меняется, она все больше вызывает интерес и симпатию, но Франция - первая и самая сильная любовь. Я не могу окончательно определиться с симпатиями внутри Империи. Традиционно за швейцарцев против австрийцев. За Чехию и Венгрию. Однако в последнее время меня все больше интересует Австрия.
Ах, да! Конечно, я за Византию против турков, за сербов, болгар, венгров...
Во Франции я за королевскую власть против крупных феодалов. А потом за гугенотов против католиков, вероятно, потому что за Генриха Наваррского. Мой любимый исторический персонаж. Тут и Дюма, и Манн, и Баблон, и Эрланже... В общем все постарались.
В Англии я за Елизавету Тюдор против Марии Стюарт.
За местное население Америки против европейцев. Ну и за местное население других частей тоже.
Я за Ришелье против всех его оппонентов. За Францию в Тридцатилетней войне. Немножко за Чехию, но они на одной стороне, так что все логично. А испанцы все равно крутые ребята. Кардинал-инфант Хуан Австрийский мой любимец.
Я за центральную власть во времена Фронды, но люблю Ларошфуко и Гонди из противоположного лагеря (прелесть в том, что эти двое яростно ненавидели друг друга). Равнодушна к Людовику XIV.
В Англии я против всех: Стюарты получили, что заслужили, Кромвель обижал ирландцев, пуритане просто бесят.
Вообще со второй половины семнадцатого века и до середины восемнадцатого я эмоционально нейтральна. Потом за Пруссию и Фридриха II (за исключением его взаимодействия с Россией ). За революцию против королевской власти и интервентов. Против Наполеона (ну не ндравится он мне!) за испанцев, итальянцев, швейцарцев, всех кого он походя завоевывал и присоединял. Против Англии, Империи в которой никогда не заходит солнце. Теперь уже точно за Испанию и за всех, кого англосаксы нагибают. За балканские народы против турок. За немцев и итальянцев в их стремлении к объединению. За Китай в опиумных войнах. Против США в войне с Мексикой, Испанией и так далее.
Вот как-то так.
Мне недавно пришло в голову, что к историческим акторам отношение не менее эмоциональное, чем к героям художественных произведений. Это естественно. Ведь, что такое История если не Драматическое Представление в масштабах Вселенной? Как сказал Омар Хайям:
"Бог нашей драмой коротает вечность!
Сам сочиняет, ставит и глядит".
читать дальше
Вот как-то так.
"Бог нашей драмой коротает вечность!
Сам сочиняет, ставит и глядит".
читать дальше
Вот как-то так.