Муж нашел очередной клип и заинтересовался боевыми сценами из фильма Потоп. Скачал, начали вчера смотреть. Четыре часа сорок минут продолжительность, так что за вечер посмотрели чуть больше трети. Потрясающее впечатление! В юности я бы не оценила, но с возрастом восприятие меняется - я наслаждалась великолепной работой. Начиная с самых первых кадров возвращения войска после разгрома. Сдохла последняя лошадь, спешенный воин снимает седло, кладет его на голову, бредет. Идут перевязанные, один на деревяшке, на носилках несут раненого. Раскисшая грязь, островки первого снега, низкое серое небо. Потрясающе сняты крупные планы и массы людей, реалистично изображена грязь, выношенная одежда, детали быта. Очень достоверно выглядят длинные низкие дома с высокими покатыми крышами, крестьянские хаты, внутреннее убранство. Национальный польский костюм радует глаз, а вот кружево на европейском платье напоминают тюль, с другой стороны, возможно, оно адекватно отражает особенности моды на северо-востоке Европы. Отличная верховая езда. Шикарная постановка драк. Без компьютерной графики и спецэффектов все более чем убедительно. Что меня поражает, так это то, что в 70-е годы ухитрялись не запихивать современные ценности в исторические картины. Ни в польской, ни в шведской армии нет ни одного негра и трансгендера, никто не призывает спасать собачек и лошадок, охранять детство, проявлять толерантность. Это середина 17 века, это суровый мир, где война обыденность, где не жалеют себя и еще меньше ближних своих и уж тем более никто не собирается "понять и простит" захватчиков. Александра Биллевич не знакома с феминистскими идеями, она не доказывает своего превосходства мужчинам, не показывает чудеса владения холодным оружия (ага, людям, которые не просто тренируются с детства, а живут этим в режиме 24/7), не знакома с кунг-фу и не строит окружающих мощью своей харизмы. У нее твердые убеждения, но она взывает не к гуманистическим идеалам и общеевропейским ценностям, а к рыцарскому кодексу чести, требует от жениха благородного поведения. Это же просто восторг, после того потока белиберды, который льется с экранов последние годы. Для мня загадка, почему для современных борцов за права так непереносима мысль, что в разные эпохи и в разных странах люди жили по-разному и мировоззрение у них было соответствующее условиям существования. Большинство современных исторических фильмов просто невозможно смотреть из-за назойливого впихивания взглядов абсолютно несообразных изобрважаемой эпохе.
Пару слов о Генрике Сенкевиче. Я очень любила Камо Грядеши, не обращая впрочем внимания на основную любовную линию и христианскую проблематику, мне был интересен Петроний и интриги императорского Рима. В надежде на что-то подобное я героически прочитала Крестоносцев и была разочарована. Удивительно нудное произведение без единого сколько-нибудь занимательного персонажа. Огнем и мечом я забросила на первых главах - непреодолимым оказался идеологический барьер. Для меня Богдан Хмельницкий герой, а казаки молодцы (даже когда Тарас Бульба "гуляет" по польскому краю), шляхте же следует платить и каяться. У Генрика Сенкевича взгляд прямо противоположный. Но со временем я научилась читать, абстрагируясь от эмоциональных пристрастий, (по крайней мере Олега Соколова о наполеоновских войнах я осилила, несмотря на то, что кардинально расхожусь с ним в симпатиях), возможно, поэтому Потоп мне вполне зашел. К тому же эта часть трилогии описывает противостояние со шведами. (В общем сейчас у меня открыта статья по польско-шведской войне 1654-1659 года, так называемый Шведский потоп, Роман Потоп Сенкевича и до кучи Война в Средние Века.)
Разумеется, художественное произведение расходится с исторической действительностью. Шведы представлены чуть ли не орками - они уродливы, циничны, лишены рыцарских чувств, которые присущи даже самым опустившимся представителям польской шляхты. Януш Радзивилл, изображенный в фильме тяжело больным стариком, в действительности был 43-летним мужчиной в расцвете сил. Его сговор со шведами в реальности не являлся внезапным предательством ради мечты о польской короне. Радзивиллы изначально были против унии Литвы с Польшей, они боролись за независимое Литовское королевство (с собой во главе, конечно) и будучи протестантами естественно обращались к протестантской Швеции. Януш Радзивилл вел переговоры с королем Швеции еще до вторжения его войск, так что их соглашение не было чем-то неожиданным. В реальности многие магнаты Речи Посполитой искали защиты у иностранных государей и к концу 1654 года вступили в активные переговоры о "протекции" со шведами. На сторону шведского короля перешел коронный канцлер и уже в июле Посполитое рушение (ополчение шляхты) . Магнаты и шляхта Великой Польши признали протекторат. В Литве не только Радзивилл принял сторону шведов, его поддержали, хотя часть шляхты ушла в оппозицию.
О персонажах напишу позже, пошла досматривать.