Вчера до конца не досмотрели, осталось наверное полчасика, но атаку крылатых гусар мы дождались, собственно, ради нее фильм и скачивали.

Это не из фильма, просто картинка. читать дальше
Боевые сцены великолепны, выучка коней, мастерство наездников - просто загляденье. Легко, уверенно, красиво! А как жеребец танцевал - сказка! Рукопашный бой поставлен изумительно.
Разумеется, историческая действительность подчищена согласно идеологической линии - за всю переметнувшуюся к шведом шляхту отдуваются одни литовцы Радзивиллы (да эпизодический мерзавец, из тех, что "и канарейку задушил, и бабушку убил"). Поэтому центральный персонаж Анджей Кмитиц, обманутый Радзивиллом, потом мучается, не зная к кому приткнуться - его имя стало символом предательства. В реальности таких была тьма-тьмущая, магнаты то шли под шведов и выступали против Яна Казимира, то порывали с ними и возвращались к королю, соответственно и их хоругви ходили туда-сюда, сегодня дрались со шведами против поляков, а завтра наоборот.
Шведы представлены злобными бесчувственными захватчиками, и это еще можно понять, но союзные татары изображены просто карикатурно, словно "поганые" в былинах. Дикие, грязные с рабской психологией, сперва бычат, но, получив по морде, лижут бьющую руку. Орда, в общем. Что-то мне подсказывает, что татары, которые уже не одну сотню лет живут в соседстве с поляками (входят, между прочим, в состав Великого княжества Литовского), воюют в союзе с ними еще с Грюнвальда, прекрасно знают их обычаи и вполне адекватно общаются. Во всяком случае на уровне командиров точно. Не могло быть никакого почесыванья голого пуза и таскания за волосы. Ну, да ладно, это так придирки. Как и тюль в виде воротника на европейском костюме.
Что мне понравилось очень и очень, так это наглядность сюжета. Каждая деталь в кадре на своем месте, она о чем-то говорит. Вот трапеза в доме панны Биллевич - чинно, благопристойно, традиционно, с уважением к гостю и чувством собственного достоинства. И Анджей ест аккуратно, вежливо вытирая руки о скатерть. А вот он приезжает в завещанное ему имение со своей боевой ватагой, и они буквально набрасываются на еду - рвут руками мясо, заливаются хмельным, очень быстро доходя до скотства. Вот обед у Радзивиллов на европейский манер - иначе накрыты столы, другие блюда, и люди иначе сидят, иначе взаимодействуют. По-европейски. Видно, что для кого-то это естественно, а кто-то пыжится, изо всех сил стараясь соответствовать. Красивая работа, вдумчивая, кропотливая.
Очень показательно противопоставления Анджея Кмитица и любимого героя Сенкевича пана Володыевского. Не знаю, как в книге, не дочитала пока, но в фильме очень ярок контраст. Анджей высок, строен, красив как античный бог. Он очень молод, храбр и горяч. Горячность его и подводит, потворствуя своей ватаге, он настраивает против себя местную шляхту, мстя за перебитых в драке товарищей устраивает смертоубийство с поджогом. Володыевский уже опытный боец, умелый военачальник, ему доверяют подчиненные, уважает шляхта, он храбр и рассудителен, добродетелен, как бы старомодно это ни звучало. В фильме они сталкиваются, когда Анджей, натворивший всякого разного похитил отказавшуюся от него невесту, а оправившийся от полученных в походе ран Володыевский по просьбе шляхты пришел ее выручать. Он старше, ниже ростом, полноват с простецким лицом. По сравнению с красавцем Анджеем выглядит нарочито непримечательно.

По-моему, здесь разница в росте не просто подчеркнута, но даже утрирована.


Но Володыевский объективно круче. Анджею не удалось продержаться на молодости и здоровье.

Володыевский обезоружил противника.

Позволил поднять саблю, продолжил бой и вырубил. Это было реально красиво.