Естественным образом размышления о Робин Гуда привели к Айвенго, и я попыталась вспомнить, когда же я читала эту книгу. По-моему, еще в начальной школе. Было бы мне лет 12, я увлеклась бы Брианом де Буальгибером, но, как выяснилось, я почти ничего о нем не помню. В отличии от прочитанных тогда же Трех мушкетеров, Айвенго моей настольной книгой не стал. Персонажи Вальтер Скотта меня не трогают, я к ним равнодушна, но меня завораживает описанный им мир. Тщательная проработка деталей создает совершенно особую атмосферу. Возможно, она не совсем исторична, но ощущается очень достоверно. Сюжет построен филигранно, все линии сбалансированы и сведены в единство. Вальтер Скотт определено мастер. Хотя некоторые его книги я не осилила в детстве, а когда прочитала уже лет в 30, их содержание исчезло из моей памяти бесследно (это Уэверли, Пуритане, Антиквар и что-то еще).
Так вот, Айвенго. Главные герои этого произведения не произвели на меня никакого впечатления. И лишенного наследства рыцаря и леди Ровену я всегда воспринимала, как некие условные фигуры, необходимые для продвижения сюжета, и лешенные какого-то содержания. В моих воспоминаниях Айвенго засветился на турнире, лишился чувств и выпал из повествования. К тому времени, когда он начал совершать какие-то телодвижения, я окончательно потеряла к нему интерес и, по-моему, финальный поединок прочитала по диагонали. Я очень четко помню Седрика Секса и его окружение: Гурта и Вампу, Освальда, Ательстана. Он мне был по-настоящему интересен, я все ждала, что вот сейчас появятся его сторонники англосаксы и начнется национально-освободительная борьба с норманнами. Не дождалась. Меня завораживает кровавая драма фрон де Бефу. Какие страсти, какая изумительная последовательность! И как же хороша Ульрика! По сравнению с ней Ровена и Ребекка раскрашенные куклы. Впрочем, для меня женские персонажи у Вальтера Скотта всегда были чисто декоративными. Вот сейчас читаю - нормально они прописаны (по контрасту с современными чудофеминами системы все включено), возможно, я просто не люблю женщин.
А в предисловие дивная фраза о том, что после гибели Вильгельма 2 Англия не знала потрясений. Ага, двадцать лет войны Стефана и Матильды, суета с Фомой Бекетом - это так мелочи жизни.