Можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода... и на прекрасное лицо.
Как же я люблю этот портрет!
Джулиано Медичи был убит 26 апреля 1478 года в результате заговора Пацци. Считается, что этот портрет был заказан после его смерти Лоренцо Великолепным Сандро Боттичелли. К сожалению эту историю я знаю в основном по роману Ирвинга Стоуна "Муки и радости" (о Микеланджелло Буонаротти), поэтому делаю ссылку на более осведомленного автора
www.liveinternet.ru/community/2281209/post13030...Джулиано Медичи (итал. Giuliano de’ Medici, 25 марта 1453 — 26 апреля 1478, Флоренция) — второй сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони, внук Козимо Медичи. После смерти отца в 1469 году шестнадцатилетний Джулиано стал соправителем своего брата Лоренцо Великолепного. Серьезными государственными делами он себя не утруждал, но выполнял некоторые дипломатические поручения. Так, еще незадолго до смерти Пьеро Медичи Джулиано вместе с другими молодыми людьми из знатных флорентийских родов ездил в Рим за будущей супругой брата Клариче Орсини, а позже, по поручению Лоренцо, – ко двору Галеаццо Марии Сфорца с ответным визитом и в Венецию (в 1472 году) для урегулирования экономических вопросов.
Сначала отец, а затем и брат, пытались добиться для Джулиано кардинальской шапки, но отношения Флоренции с Римом в то время оставляли желать лучшего, поэтому духовный сан младший Медичи так и не получил.
Джулиано вел праздную жизнь, принимал участия во всех торжественных празднествах и увеселениях, блистал на турнирах, любил танцы и охоту, легко тратил деньги... Он считался одним из наиболее обворожительных людей высшего флорентийского общества и пользовался большим успехом у женщин. Его возлюбленной называют Симонетту Веспуччи - излюбленную модель Сандро Ботичелли. Портрет Джулиано 1474-1475 годов кисти этого великого художника хранится в Академии Каррара, Бергамо
Размер картины 54 x 36 см, дерево, темпера.
Джулиано суждено было навсегда остаться для Флоренции Принцем Юности Золотого Века – он погиб во время заговора флорентийских патрициев и их сторонников, одобренного и поддержанного папой Сикстом IV, по ряду причин ненавидевшим Медичи, направленный на свержение правящей во Флоренции династии путём убийства Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. На их место должны были стать Франческо де Пацци и Якопо Пацци.
Описание событий у Никколо Маккиавелли:
читать дальше"Джульяно и Лоренцо хорошо знали, как ожесточены против них Пацци и как стремятся они лишить их власти в делах государственных. Однако они были далеки от того, чтобы опасаться за свою жизнь, полагая, что если Пацци и предпримут что-либо, то воспользуются лишь законными средствами, не прибегая к насилию. Поэтому и они, не опасаясь за свою жизнь, делали вид, что дружески расположены к ним. Итак, убийцы подготовились — одни стояли возле Лоренцо, приблизиться к нему, не вызывая подозрения, было нетрудно из-за большого скопления народа, другие подле Джульяно. В назначенный момент Бернардо Бандини нанес Джульяно коротким, специально для этого предназначенным кинжалом удар в грудь. Джульяно, сделав несколько шагов, упал, и тогда на него набросился Франческо Пацци, нанося ему удар за ударом, притом с такой яростью, что в ослеплении сам себе довольно сильно поранил ногу. Со своей стороны мессер Антонио и Стефано напали на Лоренцо, нанесли ему несколько ударов, но лишь слегка поранили горло. Либо они не сумели с этим справиться, либо Лоренцо, сохранив все свое мужество и видя, что ему грозит гибель, стал стойко защищаться, либо ему оказали помощь окружавшие, но усилия убийц оказались тщетными. Охваченные ужасом, они обратились в бегство и спрятались, однако их вскоре обнаружили, предали со всевозможными издевательствами смерти и протащили их трупы по улицам. Лоренцо с окружавшими его друзьями укрылся в ризнице. Бернардо Бандини, видя, что Джульяно мертв, умертвил также Франческо Нори, преданнейшего друга Медичи, то ли движимый давней ненавистью к нему, то ли чтобы не дать ему прийти на помощь Джульяно. Не довольствуясь этими двумя убийствами, он бросился на Лоренцо, чтобы смелостью своей и быстротой довершить то, с чем не справились его сообщники из-за своей слабости и медлительности, но Лоренцо уже успел укрыться в ризнице, и его попытка оказалась тщетной. Среди переполоха, вызванного этими трагическими событиями, когда казалось, что самый храм рушится, кардинал удалился в алтарь, где его с трудом защитили священнослужители. Однако после того, как смятение улеглось, Синьория доставила его во дворец, где он провел в величайшей тревоге все время до своего освобождения."И еще одно описание событий, к сожалению, без указания первоисточника.
читать дальшеЗаговорщики желали уничтожить обоих братьев, а возможность для реализации их планов представилась с приездом во Флоренцию юного кардинала Рафаэле Риарио, внучатого племянника папы. 25 апреля 1478 года Медичи давали прием в честь кардинала на вилле Фьезоле. Проще всего было убить обоих братьев во время пира. Но Джулиано на охоте повредил ногу и остался во Флоренции. Исполнение замысла откладывалось.
Пацци и причастный к заговору архиепископ Сальвиати предложили кардиналу напроситься в гости во дворец на Виа Ларга. Лоренцо с удовольствием согласился его принять. Было условлено, что кардинал отслужит воскресную мессу в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, а потом придет со свитой на пир к Медичи.
И вновь Джулиано спутал все карты заговорщикам, послав к кардиналу сказать, что все еще нездоров и не будет на пиру, однако пойдет в собор. Оставалась единственная возможность - убить братьев во время мессы. Джулиано должны были заколоть Франческо Пацци и Бернардо Бандини.
26 апреля 1478 года, в воскресенье перед Вознесением, в собор Санта-Мария дель Фьоре пришло много народа. Прибыл и Лоренцо, но Джулиано не было.
Франческо Пацци и Бандини отравились за ним во дворец, находящийся неподалеку и уговорили его пойти в собор. Молодой Медичи был легко одет и не носил шпаги, чтобы не тревожить больную ногу. Франческо как бы в шутку ощупал его и убедился, что на нем нет кольчуги. Джулиано немного удивился (он знал, что Пацци ему враги), но решил, что приезд кардинала Риарио — знак скорого мира, и доверчиво дал отвести себя на хоры.
По окончанию мессы сопровители Флоренции направились к выходу. Когда Джулиано оказался рядом с капеллой Санта-Кроче, кинжал Бандини вонзился ему в грудь. Тот зашатался и рухнул. Франческо Пацци яростно набросился на лежащую жертву и нанес Джулиано такое количество ударов и с такой силой, что сам себя серьезно ранил в ногу. Джулиано был уже мертв…
Лоренцо Великолепному удалось вырваться из рук заговорщиков. Пацци и их сторонники просчитались – флорентийцы в тот день поддержали не их, а Медичи.
Убийцы Джулиано жестоко поплатились. Истекающего кровью Франческо Пацци толпа вытащила из постели, голым приволокла к синьории и повесила на одном окне с архиепископом Сальвиати.
Лоренцо устроил любимому брату пышные похороны при большом стечении народа. В церкви Сан-Лоренцо на всеобщее обозрение в открытом гробу было выставлено тело, пронзенное двадцатью одним ударом кинжала, как тело Цезаря. Флоренция погрузилась в глубокий траур, так как младшего Медичи любили.
Также Лоренцо велел скульптору Бертольдо выбить медаль со своим профилем на одной стороне и профилем Джулиано на другой. Над портретом Джулиано была надпись "Luctus publicus" - «Всеобщая скорбь».Ниже изображены соборные хоры в тот момент, когда священник оканчивал мессу, а убийцы пронзали молодого человека кинжалом. На другой стороне над портретом Лоренцо было выбито: "Salus publicus" — «Общественное благо». Здесь изображено неудачное покушение злоумышленников на Лоренцо.
Бернардо Бандини, одному из убийц Джулиано, удалось сбежать, добраться до Константинополя и найти там убежище. Но уже год спустя Лоренцо добился у Мехмеда II его выдачи, и 29 декабря 1479 года он был повешен на оконной решетке Барджелло.
Через месяц после убийства Джулиано 26 мая 1478 года одна из его любовниц родила сына. Имя женщины до сих пор остается под вопросом – ее называют и Фьореттой Горини, и Фьореттой дель Читтадино и даже Ореттой Пацци. Мальчик получил имя Джулио, а Лоренцо воспитал его вместе со своими детьми не как племянника, а как сына. Впоследствии ему предстояло войти в историю под именем папы Климента VII. И еще вот такая версия портрета, не знаю, чья.
А здесь, явно отзеркалено все тоже изображение. И глаза кажется, чуть более приоткрыты. По-моему, написан менее уверенной рукой.