Читал у меня ребенок "Республику ШКИД", а я давала ему историко-культурные пояснения, но на мельком упомянутом в тексте Вильгельме Телле Шиллера засыпалась. Оказалось, я эту историю помню только в изложении Сатирикона, а о Шиллера вообще - то, что в нежном возрасте его читала, и он мне не понравился, причем , что именно не понравилось, благополучно забыла. В библиотеке нашелся "Вильгельм Телль" и "Орлеанская Дева", а вот стихов не оказалось, но мы взяли баллады Жуковского, среди которых были и переводы Шиллера. Баллады - не только Шиллера, но и остальные - Вовчику понравились (ну наконец -то у меня появился единомышленник!), читать пьесу он отказался. А я решила восполнить пробел в образовании - вдруг, я не смогла оценить Шиллера, потому что была маленькая и глупая? Прочитала. Резко вспомнила, за что его невзлюбила. Пафос! Килотонны пафоса. Мне было, наверное, лет 12-13, когда я в одном сборнике прочитала пьесу Шиллера, не помню какую, "Эгмонта" Гете и "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега, и я никак не могла понять, почему Лопе де Вега на рубеже 16-17 веков описывает живых людей с нормальными человеческими эмоциями, естественными реакциями, которые общаются друг с другом на понятном языке, а у Шиллера через полтора та лет какие-то картонные куклы, вещающие для публики максимально заковыристо. Казалось бы, чем ближе к нам по времени, тем более понятными должны быть драматические произведения, но нет, все наоборот! Лопе де Вега и Шекспир читаются на одном дыхании, Шиллер - волевым усилием. Его героям невозможно сочувствовать, все настолько выхолощенное, приложенное, отлакированное... Квинтэссенция того, что я ненавижу в художественном произведении, будь то голливудская продукция или фанфикшен. Прежде всего заочное прославление героя - он и такой, и сякой, и все его знают, о нем думают, благоговеют, сам герой беспрестанно демонстрирует свою Избранность - ни слова, ни жеста в простоте, он бесконечно разъясняет окружающим смысл своих деяний и суть своих раздумий; окружающие снимают. Злодеи злодействуют просто из любви к искусству, они черны беспросветно, наделены всеми пороками без исключения, и все их ненавидят. Все положительные персонажи действуют заодно, между ними нет конфликта интересов, недоразумений, они все горят одной идеей и полностью согласны не только в стратегии, но и в тактике. Если кто-то случайно оказался в лагере злодеев, он сделает поворот направо кругом без малейших колебаний, просто потому что возлюбленная так сказала. Все положительные персонажи вне зависимости от возраста, опыта и темперамента беспрестанно заламывают руки, бледнеют, дрожат, слабеют, заливаются слезами, падают в объятия, лишаются чувств и долго-долго распинаются о том, что именно они испытывают, как, с какой интенсивновностью, причем употребляют заковыристыеметафоры и сложнейшие грамматические конструкции. Герои не взаимодействуют друг с другом, они вещают для читателя, отчего кажется, что все они работают на публику, прикидываются. Самое смешное, что нередко персонаж, начав отстаивать одну позицию, в конце своей речи столь же рьяно настаивает на прямо противоположном. Все беды и несчастья имеют один источник, стоит его устранить, как наступит всеобщее счастье и благоденствие.