www.youtube.com/watch?v=pdX1_tlDjJY
www.youtube.com/watch?v=hNjsknSMZI0
Лично мне в данном изложении импонирует акцент на подоплеку событий. Классическая схема развода. Большой Человек (Папа Римский) объявил о неком проекте, чрезвычайно выгодном, престижной и безусловно достойном; аудитория (рыцари-крестоносцы) с энтузиазмом вошла в дело, вложилась, но так как первоначального капитала оказалась недостаточно, пришлось договариваться с логистической Организацией (Венеция) в кредит. Из-за ряда проблем, неучтенных рядовыми участниками, но прогнозируемых Организацией и Большим Человеком реализация проекта оказалась на грани срыва, контрольные сроки пропущены, на долг стала нарастать пеня. Тогда Организация предложила отработать проценты по долгу, а договор переписать (с тем, чтобы ей причиталась уже не половина прибыли, а три четверти). То есть, тот, кого разводят выполняет грязную и опасную работу, еще и оставаясь должен.
Извилистым путем мои мысли набрели на две ассоциации.
Первая. Я сразу вспомнила о Гае Гисборне. Не только из-за хронологии. Очень гисборновкий сюжет, и герой Роберта Эдди, и герой Ричарда Армитеджа вполне мог попасть в такой переплет. Более того, я думаю, нечто подобное и произошло,но не в столь значительном масштабе. Вместо венецианского дожа был шериф, вместо Папа - аббат, вместо Задара и Константинополя - окрестности Ноттингема, но суть неизменна. Рыцари, отправившиеся в Крестовый поход, хотели заслужить славу, земли, сокровища. Все блага земные, но заслужить! Заслужить, совершая безусловно благие богоугодные деяния - Папа Римский врать не будет. Однако, не имея собственных ресурсов, они оказались заложниками организаторов, которые имели собственные планы. Рыцари оказались кругом должны и вынуждены были отрабатывать, совершая деяние очевидно неэтичное и даже преступное. За взятие Задара Папа отлучил Венецию от церкви, а крестоносцев, выполнявших преступный приказ, - нет, что означало сохранение их долга, который по-прежнему надо отрабатывать. Все, они увязли, соскочить уже невозможно - есть долг денежный и моральный - Задар им простили авансом, как вынужденный шаг для достижения Святой Земли. А если Святой Земли не достигнут, то и нападение на Задар пойдет в зачет. Я очень хорошо представляю Гисборна в такой ситуации. Она ему подходит как родная.
Вторая. История Алексея IV Ангела напоминает мне сюжет первых книг "Отблесков Этерны". Принц-изгнанник находит поддержку у зарубежных интересантов, он раздает обязательства и собирает армию вторжения. Точнее, заинтересованные лица собирают под него армию. Цель принца - вернуть трон, цель религиозного владыки - подчинить отколовшуюся церковь своей власти, цель финансовых агентов - получить торговые привилегии, цель непосредственных участников вторжения - получить земли, должности, деньги. При этом само государство настолько ослаблено внутренними проблемами, что неспособно сопротивляться, провинции не идут на помощь к столице, армия не принимает бой, правитель беспомощен. Принц-изгнанник триумфально восходит на престол и... и тут оказывается, что он не может выполнить своих обязательств. Очень скоро оказывается неугоден всем - и тем, кого привел в страну, и тем, кто приветствовал его на местах. Противоречия набирают силу, конфликт неизбежен. И совершенно не важны личные качества принца-изгнанника, он может быть прекраснейшим человеком, дело не в нем, а в неустранимых противоречиях всех участников процесса. На мой взгляд, ВВК сделала ошибку, сведя все к врожденной гнусности Альдо Ракана. Проблема была не в его личности, а в том, что те, кто возвел его на престол преследовал свои собственные цели, и удовлетворить их притязаний он в полном объеме не мог. Ну и к слову, слишком долго пребывали Раканы в изгнании. Кто бы их стал четыреста лет просто так кормить? По идее они должны были давным-давно интегрироваться в феодальную систему, обзаведясь кучей обязательств и связей. Другое дело, если бы анести был сыном королевы Бланш.