Последние полгода мне периодически попадаются заметки об очередном "новом" фильме Диснея, по сути пересъемке мультика, с темнокожей актрисой в роли русалочки Ариэль. Регулярные сообщения на протяжении длительного времени волей-неволей просачиваются в сознание, побуждая как-то реагировать.
Прежде всего уточню, я против любой дискриминации, в том числе положительной. Определяющим качеством должна быть компетентность, а не расовая или половая принадлежность, сексуальная ориентация или пищевые предпочтения. В противном случае снижается уровень профессионализма, страдает выполненная работа. Мне не важно какой цвет кожи, пол, ориентация у хирурга, мне важно, чтобы он отлично провел операцию. То же относится к инженерам, водителям, рабочим. читать дальше. Для актера внешность тоже является рабочим инструментом. Он должен визуально воплощать созданный автором образ. И обожаемый мной Питер Динклейндж не может сыграть не только рослого красавца Эдуарда IV, но и его брата Ричарда III, потому что физические недостатки этого исторического деятели не являлись патологией и не мешали ему жить обычной жизнью знатного рыцаря своего времени. Однако Динклейндж мог бы сыграть Ричарда III в пьесе Шекспира, потому что он изображен отталкивающим, бесформенным, как новорожденный медвежонок, которого не вылизала мать. "Уродлив, исковеркан и до срока я послан в мир живой; я недоделан, - такой убогий и хромой, что псы, когда пред ними ковыляю, лают". В историческом произведении актеры должны хотя бы отдаленно напоминать прообразы своих персонажей, они не могут внешне походить на представителей другой расы, поскольку это было важно, принципиально важно. В фэнтези расовое разнообразие только приветствуется, если оно непротиворечиво вписано в реалии вымышленного мира.
Что касается конкретно Ариэль, то, на мой взгляд, убиваться по поводу внешности актрисы после того, что студия Диснея сотворила с оригинальной историей Андерсена, просто нелепо. Все равно, что переживать об испачканном краской трупе, которого до этого зверски пытали, насиловали, медленно убивали и расчленяли, частично съев. Какая мелочь по сравнению с совершенным надругательством! Ведь сказка Андерсена была совсем не о провинциалке из глубинки, которая ловко охмурила богатого и знаменитого. Студия Диснея извратила глубоко христианскую суть, убила прекрасное произведение и жестоко надругалась над ним под радостное улюлюканье публики.
Я очень любила Андерсена в детстве, Русалочка в моем сердце занимала почетное второе место (на первом "Снежная королева", на третьем - "Дикие лебеди"). Меня просто тошнило от той банальной и пошлой мелодрамы производства студии Диснея.
Морские жители Андерсена не имеют души, они живут вольно и беспечно, не зная нравственного закона, не ведая добра и зла. Смерть прекращает их существование, они становятся морской пеной, что высыхает на солнце. Русалочка, ставшая героиней истории стремится к чему-то, что она не может объяснить и назвать. Она задумчива и тиха, ее манит красота цветов и предметов искусства, собранных у нее в садике. Ее сестры весело резвятся среди бури и шторма, не жалея о погибших моряках, но Русалочка спасает прекрасного Принца, потерпевшего кораблекрушения. Она влюбляется в него и хочет быть вместе с ним. Но ей нужны не только ноги, они лишь дадут внешнее подобие человека, Русалочка должна обрести ДУШУ, чтобы стать ЧЕЛОВЕКОМ и парой любимому. Но душа у нее появится, только если Принц полюбит ее, а если он женится на другой, Русалочка умрет и станет пеной морской, растает на полуденном солнце. Она отдает свой голос ведьме, платя за свой шанс обрести ноги, любовь, бессмертную душу - жизнь вечную.
Принц отнесся к найденной на берегу девушке очень по-доброму, подружился с ней, привязался. Но не полюбил. И это гениальный ход Андерсена! Он не сделал Принца самодовольным придурком, Принц замечательный человек, добрый, отзывчивый, ответственный. Прежде всего ответственный, поэтому он согласен заключить политический брак - так надо для вверенной ему Богом страны.
А ведь эту историю можно рассказать и как классический любовный роман. С точки зрения принцессы. Предназначенная в жены Принцу девушка воспитывалась в монастыре и однажды утром нашла на песке потерпевшего кораблекрушение. Она привела его в чувство, позвала на помощь. И Принц влюбился в свою спасительницу, не зная, кто она. Принц и Принцесса из чувства долга дали согласие на брак с незнакомцами. Но оказалось, они уже давно любят друг друга. Для этой пары наступает вполне заслуженный счастливый финал!
А в мультфильме злая ведьма приняла облик невесты (куда делась настоящая принцесса, хотела бы я знать?) и обманула Принца голосом Русалочки, он принял ее за свою спасительницу. В притче Андерсена никакого обмана не было - Принц считал своей спасительницей ту, которая нашла его на берегу, он не знал, что и на берег его вытащили. Далее следует разоблачение и типично голливудская финальная бойня с неизбежным хэппи эндом в виде взаимного удовлетворения сексуального влечения и последующей свадьбы девчонки из глубинки с богатым плейбоем. Здесь нет нравственного выбора, герои идут к своей цели, отбрасывая препятствия. Удовлетворения желания возводится в абсолют. "Я хочу его!" - значит, он должен стать моим. Он обязан полюбить, обязан пренебречь всеми своими обязательствами, все, кто препятствуют исполнению моих желаний - враги, исчадия зла и должны быть уничтожены. Мои желания превыше всего! - воо логика студии Диснея.
Русалочка Андерсена должна погибнуть на закате. Но ей предложен выбор - она может вернуться к прежнему беззаботному, бездушному существованию волшебного существа. Если убьет Принца. Если убьет свою любовь, саму возможность бессмертной души и вечной жизни. И это кульминация. Выбор между своим комфортом и счастьем другого человека. Любовь Русалочки отрывается от животного "хочу", от инстинкта совокупления с наиболее статусным самцом, она выходит на иной уровень, ничего уже не прося для себя. Русалочка желает счастья Принцу с той, которую он сам выбрал, ее любовь истинно духовная, лишенная эгоизма, похоти и зависти, она той же природы, что и любовь божественная. Русалочка выбрасывает нож и умирает, но не становится пеной, а присоединяется к дочерям воздуха, у которых тоже нет души, но они могут заслужить ее.
Мультипликаторы Диснея превратили философскую притчу христианского писателя в убогую поделку для потребителей поп-культуры. Типичный фаст-фуд. А фаст-фуд необходимо время от времени обновлять. В этом сезоне у нас гамбургер по-мексикански и негритянка Ариэль! Ешьте, не бойтесь лишних жиров и углеродов, в следующем сезоне бодипозитивную принцессу снимем.

Вы процессе обсуждения у меня выкристаллизировалась главная идея мультфильма "Русалочка" студии Дисней. Увидела шикарного парня на многомиллионной яхте? Продай почку, купи лабутены, никому не сказав, отправляйся за ним в другую страну. Тебя, как родную, примут во дворце, твой красавчик окажется кладезем всяческих достоинств и непременно тебя полюбит. Твоя соперница без сомнения лживая преступная тварь. которую нужно мочить любыми способами.

Даже на чисто бытовом. житейском уровне сказка андерсена глубже и мудрее. Как бы ты ни была хороша, как бы сильно не любила, ответного чувства может не быть. Человек, который не полюбил тебя, не превращается в мерзкого, гадкого урода и негодяя. Он может быть прекрасным, замечательным, самым лучшим, но любить другую. И они достойны счасть. Это нужно принять и заниматься своей жизнью.