понедельник, 17 ноября 2014
Не так давно, я писала о то, что Хогвартс представляет собой модель средневековой школы.
"Как пример - школа чернокнижия на мельнице в Козельбрухе ("Крабат" Пройслера). И дело не только в приемах обучения - заучивание заклинаний, повторение за Мастером, но в самом подходе к образованию - получить знания и навыки важно Ученику, он лезет из кожи вон, а Учитель снисходит до него и награждает за старание, позволяя приобщится к своему искусству, своим знаниям. Разумеется, это в корне противоречит современному подходу, когда заказчиком образования является государство, и учитель, отрабатывая зарплату, должен втянуть ученика в учебный процесс.
Так как никакой педагогической подготовки в Магической Британии Роулинг не предусмотрела, следует предположить, что подготовкой кадров и обучением молодых специалистов должны заниматься опытные педагоги, прежде всего заместитель директора, можно сравнить первый урок Трансфигурации и Зельеварения - они проходят по одной схеме, причем подчеркивается, что Снейп держит аудиторию, также как Макгоннагалл. Можно сравнить индивидуальные занятия ГП окклюменцией с тем, как учил его вызывать Патронуса Люпин, и противостоять Империусу Крауч под обороткой. Метод неизменен - натаскивание на определенный навык".
Однако просматривая сейчас ГП и ФК я наткнулась на одно любопытную вещь - список литературы:
читать дальше
«Курсическая книга заговоров и заклинаний» (первый курс). Миранда Гуссокл
«История магии». Батильда Бэгшот
«Теория магии». Адальберт Уоффлинг
«Пособие по трансфигурации для начинающих». Эмерик Свитч
«Тысяча магических растений и грибов». Филли-да Спора
«Магические отвары и зелья». Жиг Мышъякофф
«Фантастические звери: места обитания». Ньют Саламандер
«Темные силы: пособие по самозащите». Квентин Тримбл
Что же мы видим на первых уроках?
Каждую среду ровно в полночь они приникали к телескопам, изучали ночное небо, записывали названия разных звезд и запоминали, как движутся планеты. Трижды в неделю их водили в расположенные за замком оранжереи, где низкорослая полная дама — профессор Стебль — преподавала им травологию, науку о растениях, и рассказывала, как надо ухаживать за всеми этими странными растениями и грибами и для чего они используются.
Самым утомительным предметом оказалась история магии — это были единственные уроки, которые вел призрак. Профессор Бинс был уже очень стар, когда однажды заснул в учительской прямо перед камином, а на следующее утро он пришел на занятия уже без тела. Бинс говорил ужасно монотонно и к тому же без остановок. Ученики поспешно записывали за ним имена и даты и путали Эмерика Злого с Уриком Странным.
Профессор Флитвик, преподававший заклинания, был такого крошечного роста, что вставал на стопку книг, чтобы видеть учеников из-за своего стола. На самом первом уроке он, знакомясь с курсом, взял журнал и начал по порядку зачитывать фамилии. Когда он дошел до Гарри, то возбужденно пискнул и исчез из вида, свалившись со своей подставки.
То ли никакой теоретической подготовки нет, то ли Гарри ее не заметил.
Я совершенно не удивлена тому, что лекции профессора Биннса не согласуются с учебником по "Истории магии" Скорее всего он дает тот же материал, что и при жизни, а Батильда Бэгшот писала гораздо позже. Интересней ситуация с Трансфигурацией.
А вот профессор МакГонагалл была совсем другой. Гарри был прав, когда, увидев ее, сказал себе, что с ней лучше не связываться. Умная, но строгая, она произнесла очень суровую речь, как только первокурсники в первый раз пришли на ее урок и расселись по местам.
— Трансфигурация — один из самых сложных и опасных разделов магии, которые вы будете изучать в Хогвартсе, — начала она. — Любое нарушение дисциплины на моих уроках — и нарушитель выйдет из класса и больше сюда не вернется. Я вас предупредила.
После такой речи всем стало немного не по себе. Затем профессор МакГонагалл перешла к практике и превратила свой стол в свинью, а потом обратно в стол. Все были жутко поражены и начали изнывать от желания поскорее начать практиковаться самим, но вскоре поняли, что научиться превращать предметы мебели в животных они смогут еще очень нескоро.
Потом профессор МакГонагалл продиктовала им несколько очень непонятных и запутанных предложений, которые предстояло выучить наизусть. Затем она дала каждому по спичке и сказала, что они должны превратить эти спички в иголки. К концу урока только у Гермионы Грэйнджер спичка немного изменила форму — профессор МакГонагалл продемонстрировала всему курсу заострившуюся с одного конца и покрывшуюся серебром спичку Гермионы и улыбнулась ей. Эта улыбка поразила всех не меньше, чем превращение стола в свинью, — ведь казалось, что профессор МакГонагалл вовсе не умеет улыбаться.
То ли "Теорию магии" и "Пособие для начинающих" профессор Макгонагалл не использует для обучения студентов, то ли Гарри не прочитал, не запомнил, не усвоил, и зубрит непонятные и запутанные предложения, даже не пытаясь понять их смысл.
С особым нетерпением все ждали урока профессора Квиррелла по защите от Темных искусств, однако занятия Квиррелла скорее напоминали юмористическое шоу, чем что-то серьезное.
Собственно, больше ничего о самих занятиях не сообщается, только о мании Квиррелла.
Но , наверное самый большой сюрприз ждал меня на Зельях.
— Поттер! — неожиданно произнес Снегг. — Что получится, если я смешаю измельченный корень асфоделя с настойкой полыни?
«Измельченный корень чего с настойкой чего?» — хотел переспросить Гарри, но не решился. Он покосился на Рона, но тот, похоже, был не менее ошарашен вопросом. Зато Гермиона Грэйнджер явно знала ответ, и ее рука взметнулась в воздух.
— Я не знаю, сэр, — ответил Гарри.
На лице Снегга появилось презрительное выражение.
— Так, так… Очевидно, известность — это далеко не все. Но давайте попробуем еще раз, Поттер. — Снегг упорно не желал замечать поднятую руку Гермионы. — Если я попрошу вас принести мне безоаровый камень, где вы будете его искать?
Гермиона продолжала тянуть руку, с трудом удерживаясь от того, чтобы не вскочить с места. А вот Гарри абсолютно не представлял, что такое безоаровый камень. И старался не смотреть на Малфоя, Крэбба и Гойла, которые сотрясались от беззвучного смеха.
— Я не знаю, сэр, — признался он.
— Похоже, вам и в голову не пришло почитать учебники, прежде чем приехать в школу, так, Поттер?!
Гарри заставил себя не отводить взгляд и смотреть прямо в эти холодные глаза. По правде, он читал свои, новые учебники, пока жил у Дурслей, но неужели Снегг рассчитывал на то, что он наизусть выучит «Тысячу волшебных растений и грибов»?
А при чем тут «Тысячу волшебных растений и грибов»? Почему Гарри ожидает, что ответ на заданные вопросы должен быть в этом учебнике? Вспомним: профессор Стебль — преподавала им травологию, науку о растениях, и рассказывала, как надо ухаживать за всеми этими странными растениями и грибами и для чего они используются. Было бы логично, начни он судорожно вспоминать содержание других учебников -«Магические отвары и зелья», «Теория магии» или даже «История магии».
Вывод: либо в Хогвартсе не преподают теорию, а учебники нужны для галочки, либо Роулинг не знает, как строится учебный процесс, либо Гарри Поттер не подготовлен к обучению в средней школе, оставаясь психологически на уровне младшего школьника.
@темы:
"ГП",
"гербарий"
О, Вы тоже удивились! И я подумала, что "Тысяча..." - учебник по травологии. При чем здесь Снейп.
По его предмету - «Магические отвары и зелья». Жиг Мышъякофф
Разве что зацепиться за фразу того же Снейпа "вам и в голову не пришло почитать учебники" - Снейп намекает, что ответы можно найти в разных учебниках, в смежных дисциплинах?
Юморист, я сразу подумала о Теории магии, Истории магии...
Вообще, мне кажется, последний вопрос Снейп задал, чтобы выяснить, только ли к Зельям Гарри не подготовился.
Вообще, мне кажется, последний вопрос Снейп задал, чтобы выяснить, только ли к Зельям Гарри не подготовился. мне тоже так кажется. Я уже не раз писала, что и Напиток живой смерти и Безоар на первом курсе не изучаются. Это скорее общие вопросы по ориентации, на местности, что вообще данная дисциплина изучает.
Или же Роулинг напутала все, что возможно.
Гарри считал, что безоаровый камень надо искать в растении? Или в грибе?
На мой субъективный взгляд Поттер читал учебники не как учебное пособие(то что должно помочь в будущей учебе), а как просто интересную литературу(необычные рассказы, сказки).
Дурсли не любили Гарри и сомневаюсь что бы интересовались школьными делами мальчика. К тому же у меня возникло такое чуство как будто ГП жил одним днем и не видел свое будущее от слова совсем (словно он останется маленьким мальчиком и никогда не вырастит; этакий Питер Пен): проснуться, отсидеть в школе, не попасться шайке Дадли, выполнить работу по дому, не нарваться на наказание, уснуть - и так всю жизнь. Пока не пришел добрый великан и не пообещал сказку. Он подсознательно не верил что-то изменится и, возможно, даже боялся этого, поэтому так же жил одним днем(угу, и так все курсы, и если бы не Гермиона...).
Плюс не забываем что Поттер хоть и сын магов, но маггловоспитанный. Людьми, которые всегда с гордостью заявляли, что уж они-то совершенно нормальны, спасибо большое. А значит волшебная школа - сказка.
Спроси любого 11 ребенка: как бы ты учился в сказке? И он(она) ответит: по-волшебству, взмаху волшебной палочки, но не как в обычной школе, например читая учебники и делая домашние задание.
либо Роулинг описывала школу, в которой она училась, со своей (но детской) точки зрения
Да, и она , вроде, этого не скрывала. В частности перенесла свои детские воспоминания о учителе химии на учителя зельеварения.