Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Ездили вчера в Ярославль на Князя Игоря. Новая опера дает представление в стенах Спасского монастыря. читать дальше. Я преследовала две цели: реализовать свою давнюю мечту посмотреть представление в историческом интерьере и приобщить ребенка к высокой культуре. Что касается первого, я полностью удовлетворена. Эффект потрясающий: сгущающиеся сумерки, разгорающемся подсветка, чернильно-черная ночь, окутавшая сцену, вызванная из тьмы площадка, на которой кипят страсти, освещение, акцентирующее происходящее, чудесная музыка под открытым небом и белокаменное массивные стены звонницы... Кое-какие организационные огрехи можно простить и забыть, впечатление осталось ярчайшее. Что касается второго... Как правило, мы хотим, чтобы дети были лучше нас. В моем образовании музыкальная составляющая отсутствовала, уже в юности я пыталась что-то почитать, просветиться, послушать, пришла к выводу: увы, для меня серьезная музыка - тяжелый труд, я могу это осилить, но слушать Моцарта для собственного удовольствия не в состоянии. Данное обстоятельство отрезает от меня значительную часть культурного пространства - я не захожу на территорию, потому что не ориентируясь на местности. Детям мне хочется дать карту. Как ни странно, в отличии от меня у них есть музыкальный слух, мелодию они слышат. Сыну я отчасти навязала свои вкусы (не специально! - да, ладно, себя зачем врать? - я приобщаю его к тому, что мне интересно, для того чтобы мне было интересно с ним общаться), однако, помимо меня он всерьез увлекся народными песнями. Я раньше никогда не встречала живых людей, которые реально слушают казачий хор и смотрят народные танцы! Теперь знаю, они есть - канал жар-птица вещает не в пустоту. Историю бедному мальчику тоже пришлось полюбить (чтобы родителей не возненавидеть). В общем, ему должен был понравится Князь Игорь, и действительно Вовчик был очень доволен поездкой.
Разумеется, я заранее прочитала об опере. Была крайне удивлена тем, что в описании самым приличным персонажем представал хан Кончак - серьезный мужчина, воин и политик. Посмотрела, что известно о его прототипе. Все, конечно же, бы сложнее и интересней, история взаимоотношений Кончака и русских князей вообще, и князя Игоря в частности, началась за полтора десятка лет до и закончилась много позже 1185 года. Самое любопытное, в реальности он поставленных целей достиг - Игорь и его родственники больше не становились объектом его набегов и не выступали против него. Но это так отступление.
Что касается оперы - в данной постановке выбросили весь третий акт, сильно порезали первый и четвертый. У Владимира Игоревич были столь откровенно неславянские черты, что вся его линия приобретала подозрительный оттенок - а не был ли он сыном половчанки, и нет ли здесь конфликта полукровки с непринимающим его обществом? ;)
Мне очень понравился Владимир Галицкий. Мои продвинутые родственники объяснили, что его партию можно было исполнить лучше, но на мой невзыскательный вкус, князь был хорош! Живой, яркий, громогласный, размашистый. Было понятно, что он популярен - рядом с ним сытно, пьяно, весело - легко представлялось, как он соберет вокруг себя сторонников и захватит власть. Ну и не оставалось никаких сомнений, во что выльется его правление тоже сомнений не вызывало. Жаль, что линия князя Галицкого в самой опере не получила развития - можно, конечно, предположить, что пришел Гзак и все побочные линии обрубил ;). В этой постановке выкинули даже разговор Галицкого с сестрой. Но я все равно искренне насладилась его образом.
Хан Кончак великолепен! Прежде всего прекрасен сам сюжетный поворот: антагонист не пытается пленников, не мучит, он поступает, как разумный, стратегически мыслящий противник. Для меня всегда было загадкой, почему злодей попавшего к нему героя тут же начинал зверски пытать? Если он разумен, то понимает, что если противника не убивать сразу, его следует перетянуть на свою сторону - уговорить, убедить, соблазнить... Хан Кончак чертовски убедителен! Он демонстрирует Игорю истинное дружелюбие, предлагая не только печеньки (в виде роскошных девушек), но союз равных. Кончак восхищается мужеством своего пленника, подчеркивает, что сам такой же - "Мы с тобой одной крови!". Но тревожной ноткой звучит, как он видит их совместное правление - будут ходить в походы, сажать на кол недовольных. Когда Игорь отказывается, Кончак соглашается отпустить его на волю, при условии, что тот не будет наступать ему дорогу на Русь. По сути, хан предлагает князю занять позицию благожелательного нейтралитета - через его княжества будут ходить половцы, жечь, разорять, уводить пленников. Личное благополучие Игорь может купить простым невмешательством. Какое ему дело до тех убитых, искалеченных, чье добро привезут по его землям, до обращенных в рабство? В этом случае невмешательством равно соучастию. Сам по себе Кончак прекраснейший человек - доблестный воин, умелый политик, радушный хозяин, любящий отец - но он хан половцев, степняков, основа его благосостояния - набеговая экономика. Половцы будут ходить на Русь, грабя города и угоняя полон - земледельцы для них являются кормовой базой. Игорь - русский князь - он должен остановить их, сделать невозможным подобный образ жизни. В этом противоречие между отличным парнем Кончаком и не менее отличным парнем Игорем. Разумеется, сами они так не формулируют. Кончак понимает, что ему надо загрузится с пленником и совершенно искренне его ублажает. Игорь чувствует, что должен сопротивляться такому легкому и приятному выбору. Но Кончак получает неожиданный козырь: сын князя влюблен в его дочь, которая отвечает ему взаимностью. Владимир Игоревич выглядит на редкость современно: юноша хочет жениться, а папа не хочет и слышать об этом, пока они в плену - злой, нечуткий зануда, погруженный в какие-то скучные переживания о какой-то погибшей дружине! У мальчика тут любоффь, понимаешь, а этот унылый предок не дает счастьем насладиться. Какое насилие над уникальной свободной личностью с тонкой душевной организацией! Кончаковна метко втыкает пальчик в ранку: "А мой папенька добрее. Он хоть сейчас согласен нас женить". Ну как тут устоять! Маленькая проблема, княжич работать дизайнером не может, и на завод пойти, даже землю пахать. Он в 12-13 веках воюет и правит. То есть, влюбленный юноша Володенька подписывается на то, что будет, как минимум, предоставлять тестю базу для набегов. Разумеется, за долю малую с награбленной добычи, да проданных в рабство пленников.
Я не думала, что князь Игорь произведет на меня столь сильное впечатление. Он был... настоящим! Истинный средневековый князь, воин, по сути, дикарь, варвар... Он не меньше хана любит роскошь, упоение битвой, смертоносную сталь, его пьянит слава, кружит голову возможность заполучить все... Но! Но князь Игорь уже человек цивилизации, его "хочу" ограничено жесткими рамками "нельзя" и "надо". Ограничения обоснованы религией - Игорь хватается за образок, крестится, шепчет молитву. Он помнит, что христианин, это якорь, не позволяющий ему сорваться в разгул, как Галицкий, такую сладкую жизнь ради ублаготворения себя, как Владимир Игоревич. Помимо собственных желаний, Игорь помнит о мире вокруг, о людях, о своем долге. С ним сломанный меч, память о погибшей дружине, любимой жене, которая поймет и простит. Было видно, как его внутренне корежит, сильнее физической боли от ран, душевная мука. Игорю на самом деле невыносимо пребывание в плену, и чем мягче условия, тем труднее бороться с собственными демонами. Сцена половецкой пляски представлена почти бесовской - а Сатана там правит бал... - Игорь едва не поддаётся наваждение, позволяет надеть на себя богатые одежды, любуется саблей... Это соблазн, почти непереносимый соблазн, но он отвергает его. Увы, третьего действия нет. Игорь возвращается на свою разоренную землю со сломанным мечом.