Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Сказка упрощает реальность, именно поэтому в наше время она почти целиком перешла в категорию детской литературы. Первые две книги Поттерианы откровенно сказочны. Они отражают восприятие ребенка, каким является и сам Гарри Поттер, и целевая аудитория.
читать дальшеНа самом деле дети бывают разными. Я в пятом классе прочитала Фауста и плотно подсела на идею богоборчества - восстания гордого вольнолюбивого Духа против косного тирана Иеговы. Надо заметить, у меня была абсолютно нерелигиозная семья, и я воспринимала христианскую традицию так же как мифы и легенды других народов мира. И Христос, и Люцифер были для меня персонажами литературными, чисто художественными. К философскому осмыслению христианства я подошла гораздо позже кружным путем через Достоевского, Честертона, Клайва Стейплза Льюиса. А в одиннадцать-двенадцать лет я была полностью очарована тем "унылым романтизмом", в который по словам Пушкина "лорд Байрон прихотью удачной облек безнадежный эгоизм". Я рисовала рогато-хвостатых мятежников с летучемышиными крыльями, замирала перед врубелевским Демоном и восхищалась всяческими Вампирами, Агасферами, Кудеярами. Позже, гораздо позже я приняла мораль как необходимость по рациональным мотивам. Хоть я и равнодушна к литературному таланту Чернышевского, но теория разумного эгоизма мне близка и понятна. Она для меня естественна. Если копать совсем глубоко, то фундаментом моего мировоззрение является вера в разумность мира. Разумность не в том смысле, что есть некий Высший Разум, знающий ответы на все вопросы. Разумность мира означает, что в его основе находятся некие незыблемые законы, которые принципиально познаваемы. Античные мыслители вывели, что даже Боги не могут отменить математических истин. Это то, во что я верю. То, как я воспринимаю мир. Но добралась я до таких формулировок далеко не сразу. В возрасте Гарри Поттера мне очень импонировала идея "той Силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает Благо. Дьявол, как Темная сторона Бога, Дьявол, как заместитель Бога по злым делам...
И после того, как я сейчас все это написала, мне стало ясно, почему я не люблю Гарри Поттера и всех прочих Избранных борцов со Злом в массовой культуре. Моральный выбор без рационального основания для меня таковым не является. Это результат стечения обстоятельств, вспышки эмоций, симпатий и антипатий. Случайность, итог чужой манипуляции. Но не выбор. Гарри Поттер сражается с убийцей своих родителей, за свое собственное светлое будущее (хотя бы в форме благодарной памяти), за жизнь тех, кто дорог лично ему. То, что при этом его враги оказываются экзистенциальным Злом - просто удачно совпало. Моральный выбор совершает тот, кто понимает, что он делает, почему делает именно это, а главное, что произойдет в следствие его действий.
Вот такое длинное отступление получилось. Но возвращаемся к тому, как представлена реальность Поттерианы в восприятии главного героя, который позиционируется как "самый обычный мальчик". Я бы сказала, не слишком развитый мальчик. А чего еще можно было ожидать от ребенка из чулана? У Гарри не было возможности не только расширить свой кругозор, но хотя бы социализироваться. Показательно отсутствие у него каких-то значимых контактов в маггловской школе, эмоциональных взаимоотношений с учителями, ровесниками, хотя бы кошкой миссис Фигг! Честное слово, в приюте или на улице у него было бы больше шансов познакомиться с многообразием мира и неоднозначностью действительности. Но Гарри заперт в доме Дуослей с людьми, чья роль в его жизни носит сугубо функциональный характер.
Совершенно логично, что для ребенка школа - место первостепенной важности, где происходят все самые интересные и значимые события. Директор школы практически всемогущ и всеведущ. Мир за пределами школы фрагментарен и лишен связей. Взрослые - непонятные личности, нередко враждебные, как правило чуждые и далекие, равнодушные. Они заняты какими-то неважными и неинтересными делами, ничего не знают и не понимают. Лучшие из них добродушны и гостеприимны, угощают вкусняшками и дают простые объяснения. Требования взрослых обусловлены исключительно их злонамеренностью, оценка за урок напрямую отражает личное отношение. Правила бессмысленны, придуманы специально для стеснения детей. Преступник, убивший папу с мамой, может быть только воплощением вселенского Зла, и угрожает он всему Человечеству.
Взрослея, ребенок расширяет пределы познаваемого мира, начинает различать детали и нюансы, устанавливает логические связи, систематизирует действительность. Роулинг честно попыталась изменить масштаб, растягивая сказочную реальность, словно изображение на гугл-карте. При этой нехитрой процедуре кружок, обозначающий город, сперва приобретает неровные очертания, потом дробится на кварталы, затем на улицы, скверы, площади, дороги, потом отдельные дома, дворы, деревья, тропинки... А вот в Поттериане ровный кружок увеличился в размерах и появилось несколько отдельно стоящих домиков. Система не обнаружилась.
читать дальшеЛичный враг Гарри Поттера вырос до размеров мировой угрозы. Но одиночка, как бы он ни был зол и силен, опасности обществу не представляет. Даже очень кровавый маньяк причинит горе отдельным семьям, десяткам семей, напугает сотни человек, но на общество в целом влияние не окажет, разве что войдет в фольклор, как Джек Потрошитель. Чтобы оказывать воздействие на массы, злодей должен представлять некую общественную силу, а она просто так, по желанию не возникает. Общественные организации формируются, когда люди осознают свои интересы и принимают решение их отстаивать. Какие же интересы у Пожирателей Смерти, если шире - у чистокровных магов? К чему они стремятся? Если судить по последней седьмой книге - мучить магглов и уничтожать магглорожденных. С такой мотивацией можно подбить банду отморозков на погром, но не организовать Гражданскую войну, расколовшую все общество. Для того, чтобы человек оторвал задницу от дивана и пошел кого-то убивать нужны ощутимые причины - реальные проблемы и конкретный интерес. Не любить магглов - мало. Антисеметизм процветал не только в Германии, но "окончательное решение еврейского вопроса" стало востребовано в стране, униженной Версальским миром, пережившей революцию, десятилетие экономического упадка, социального кризиса, политической деградации. Наоборот колонисты истребляли коренное население Северной Америки, не прекращая благодарить их за плоды и индеек. Ничего личного, только бизнес. Зря они что ли через океан добирались? Им земля нужна, на которой они построят самое лучшее, самое справедливое общество! А потому, благодарим за индейку, пожалте в резервацию. (Представляю, как недоумевали немцы в Нюрнберге - почему янки можно уничтожить индейцев и привезти из африки для черной работы негров, а им сделать то же самое с евреями и славянами нельзя? Где логика?! А логика элементарная - мир уже поделен, никаких конкурентов колониальным державам не нужно.) Так вот никакого конкретного интереса для издевательств над магглорожденными Роулинг не показывает. Если бы у них можно было отнять "украденную" магию - другое дело. Но нельзя же! Немецкие промышленники, поддержавшие Гитлера получили реальный профит, а чистокровные, поддержавшие Волдеморта что? Чувство глубокого морального удовлетворения? А почему они испытывали неудовлетворенность раньше? Я понимаю, почему колонисты ехали в Америку, почему европейцы рвали на части Африку, почему британцы подмяли под себя Индию и Ближний Восток, почему немцы голосовали за национал-социалистов и шли в вермахт добровольцами, но чего не хватало чистокровным в Магической Британии Роулинг не раскрывает. Были там глобальные противоречия, раз такой конфликт разразился, но что это за противоречия - загадка. В Поттериане так ничего и не сказали про экономический базис, социальную надстройку, идеологическое оформление. Не считать же идеологией лепет: "любят магглов"/"не любят магглов". Я не утверждаю, что Роулинг должна была приводить в детском фэнтези статистические выкладки. Но вот в любовных романах Джейн Остин социально-экономические отношения обрисованы легко и ненавязчиво, однако вполне определенно - четко обозначены и социальные страты и процессы слияния мелкого дворянства с высшей буржуазией, и правовая база, оставшаяся от феодальной формации и требования капиталистического уклада, и гендерная ситуация и культурно-идеологическая. Мир Потерианы условен, как это свойственно сказочному миру. Не ясно кому принадлежит собственность на средства производства (и какие именно эти средства?), что лежит в основе правовых норм, как формируются элиты, как работают социальные лифты и институты социальной защиты... Судя по масштабности конфликта в Магической Британии накопились противоречия, с которыми правящие силы справиться не смогли, и тогда некая группировка, объединившаяся вокруг харизматического лидера Волдеморта попыталась захватить власть насильственным путем и осуществить свою программу преобразований. Против них выступила столь же нелегальная организация под предводительством харизматического лидера Альбуса Дамблдора. Ключевое здесь то, что обе группировки с точки зрения права равно незаконны. Примечательно, что Дамблдор даже не попытался легализовать свою группировку, вести разъяснительную работу среди обывателей. Разворачивается типичная война частных армий за первенство, а "народ безмолвствует".
В седьмой книге Волдеморту удается захватить власть и претворить в жизнь свою программу. Если верить Роулинг она состоит из двух пунктов: 1. Творить Зло! 2. Преследовать Гарри Поттера. Причем и в том, и в другом случае главным является не достижение цели, а сам процесс. Второе еще можно хоть как-то обосновать логически: Волдеморт стремится обеспечить свою безопасность, избавившись от потенциального противника, и хочет оформить эту акцию, как поединок (с ребенком! - где он учился пиару?!). Но первое - воплощение маразма, зло не столько беспощадно, сколько бессмысленно. Пожиратели гоняются за какими-то левыми полукровками, нападают на мирных лавочников, а участники Ордена Феникса и их родственники спокойно работают в Министерстве (Уизли), Хогвартсе (Макгоннагал, Хагрид). Систематический террор в учебном заведении, где вместе с угнетаемыми категориями учатся будущие кадры режима, вообще какой-то нонсенс. Даже в самых зверских диктатурах подрастающему поколению старались дать праздничную картинку действительности, дабы прониклись и сами стремились защитить прекрасный новый мир от поползновений всяких злобных унтерменшей. Тех, кто не соответствовал представлениям о гегемоне, исключали из образцово-показательных школ, институтов. В Хогвартсе творилось нечто беспрецедентное, словно по заветам иезуитов: "чем хуже, тем лучше". Более качественной антирекламы режиму нельзя и представить. (Нормальный тиран напротив смягчил бы правила, отменив отработки, подарил оснащение для квиддича, добавил другие состязания, открыл Дуэльный клуб, еще какие-нибудь элитарные клубы, проводил танцевальные вечера, всякий праздники-балы-маскарады, специально назначенные обаятельные инструктора вели бы задушевные беседы с каждым ребенком, а на обязательном маггловедении давали бы историю со всеми войнами, техногенными катастрофами, зачитывали статьи про экологию, санитарную обстановку, социальное неравенство, подводили к мысли, что магглы угробят сами себя и нас, магов, заодно, им необходимо руководство более продвинутого. более совершенного вида (и все это подкрепить маггловским же художественным творчеством - от люденов Стругацких до супергероев - да, магглы сами мечтают о сверхчеловеке!) В общем "Несите бремя белых..." - учитесь у классиков.) Где идеологическая обработка, где печеньки, хотя бы виртуальные? Так опору режиму не создать, а Волдеморт каким-то образом привлек на свою сторону будущих ПС. Можно предположить, что раньше он был вполне адекватным лидером (ловко прятал свою психопатию), а после уничтожения физического тела и возрождения совершенно обезумел, но тогда его бывшие сторонники должны были реагировать. Даже на Гитлера были покушения, почему среди ПС не появилось антиволдемортовских настроений? Он бессмертен? - Зато уязвим, проверено в 1981. Распылить физическое тело и пусть себе в виде духа летает. Однако ничего похожего Роулинг не показывает. Пожиратели смерти послушно идут за своим предводителем, как бычки на заклание. Больше всего Пожиратели Смерти напоминают тоталитарную секту, но в том-то и дело, что секта не может стать самостоятельной силой, у нее слишком ограниченная опора в обществе, у нее нет позитивной программы. Если секта находит широкую опору, она перестает быть сектой.
Роулинг неоднократно сравнивала Пожирателей Смерти с национал-социалистами Германии, но это некорректно. Во-первых, позитивная программа у нацистов была - социально ориентированное национальное государство, получающее прибавочный продукт за счет колонизации земель Восточной Европы (которые по недоразумению заселены тупыми безответственными и ленивыми недочеловеками-славянами, годными только для рабского труда под присмотром бережливых хозяйственников-немцев). Во-вторых, национальность - феномен социокультурный (поэтому великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье), а наличие магии - врожденное свойство, при этом у магглов рождаются магически одаренные дети, а у магов - сквибы. То есть, очистить магов от магглорожденных невозможно, даже поработив магглов, - они самовоспроизводятся. (А ведь как легко было объявить магглорожденных незаконными отпрысками магов, магических существ, наконец, подменышами!) Время от времени в эпопеи появлялись отсылки к Темной магии - нечто плохое по самой своей сути, разрушительное независимо от цели. Однако в то же время положительные персонажи пользовались темной магией и непростительными заклинаниями без всякого ущерба для себя. То есть, главное все же намерение? Темным созданием был Ремус Люпин, выведенный добрейшим, порядочнейшим человеком (я его таковым не считаю, но это мое личное мнение). Если суть оборотня определяется не Тьмой, а его человеческим выбором, то и остальные темные силы неоднозначны и запрещать их скопом, огульно - некорректно. В этом вопросе охранители действуют в худших традициях идеологий, запрещавших переливание крови и современные методы контрацепции (католическая церковь еще во второй половине 20 века). Возможно Роулинг не захотела прописать более-менее внятную идеологию и политическую программу сторонникам Волдеморта, чтобы в ней не нашли рационального зерна. Одна сторона конфликта предстала Злом, творящим Зло, ради Зла. "Чтобы такого сделать плохого..."
Волдеморт со своими приспешниками вторгается в жизнь Магической Британии однозначно разрушительной силой. Власть не способна остановить его, не может защитить себя. Не трудно заметить, что в Поттериане "верхи не могут" практически ничего. Министра и прочих чиновников не воспринимаю всерьез. Действуют нелегальные организации, такие как Орден феникса,Хогвартс существует совершенно обособленно, директор приглашает преподавать кого ему вздумается, независимо от квалификации и репутации, прячет потенциально опасные предметы (и существ), замалчивает о ЧП. Даже трагические происшествия не дают возможности навести порядок, отстранить Дамблдора удается только при поддержке Попечителей, точнее именно попечители приняли и реализовали решение, к которому министр присоединился. Когда же Министру удалось спихнуть директора (не факт, что своими силами) и поставить свою креатуру, последняя устроила полный произвол и самоуправство. Что примечательно, ей не противопоставили никаких легальных методов борьбы. Структур, контролирующих директора школаы просто не было. Чиновники министерства не считают нужным следовать тем законам, за соблюдением которых они призваны следить (Артур Уизли), правоохранители состоят в незаконной боевой организации (Кингсли, Тонкс). Это же полный бардак и тотальная импотенция власти! Не действуют никакие общественные институты, более того, никто даже не пытается их использовать. Ни Гильдий, ни общин, ни кланов - никаких даже самых архаичных структур не прослеживается. Только Министерство Магии как предмет карго-культа, без реального содержания и Орден Феникса - личный проект Дамблдора.
директор школы - всемогущий с точки зрения первокурсника, оказывается самым могущественным, самым мудрым, самым светлым магов и в масштабах глобального противостояния Добра со Злом. Почему тогда он в школе?! Почему не работает со всем Магическим обществом Британии. Не хочет сам занимать пост лидера, может проводить политику через своих людей. Дамблдор не один десяток лет был деканом Гриффиндора, он мог вырастить и поспособствовать карьере целой плеяды управленцев. Однако нет - ужасное отсталое бессильное Министерство и Альбус Дамблдор весь в белом спокойно взирает на то, как Волдеморт прямо в Хогвартсе вербует сторонников. А потом Пожиратели Смерти и орденовцы рубились друг с другом. Самое интересное, ничего ведь не было сделано после развоплощения Волдеморта. Даже разоблачительная компания не проведена. Чего стоило ославить Тома Реддла, как невежественного полукровку, который сам ничего не понимал в истинно магических традициях. Десять лет это не мало, политического лидера за такой срок могут основательно забыть. А расклад сил из четырех факультетов может основательно поменяться. Как будто для того, чтобы Слизерин оставался обособленным Дамблдор назначает деканом самую одиозную фигуру. Именно того человека, который будет вечным катализатором конфликта и по своим личным качествам, и по обязанности отрабатывать легенду, и по сложившейся репутации. Можно по-разному оценивать Снейпа, как преподавателя (на мой взгляд, Хогвартсу, который абсолютно не похож на современную школу, он вполне соответствует), но в любом случае его назначение, подготовка для работы с детьми и контроль за ним - ответственность Дамблдора. Мудрого и доброго мага устраивал именно такой преподаватель.
В сказках часто работает принцип замершего времени. Пока главный герой не начнет действовать, никаких процессов вроде бы не происходит. Царство стоит, царь правит, царевна сидит в высокой башне. Вот и в Поттериане, пока Гарри не отправился в Хогвартс, Магический мир словно застыл в 81 году на низком старте. Как только Поттеру исполнилось одиннадцать, все отмерли и задвигались, начали происходить разные события, плестись интриги, очнулся Дамблдор и начал искать крестражи. Роулинг все объясняет тем, что только Гарри Поттер мог сразить Волдеморта, а значит до его взросления и дергаться было не зачем. Все зависит только от него, поэтому не надо ни с кем работать, ничего организовывать.
Вот такой простой расклад: с одной стороны злонравное Зло, завязанное на Главного Злодея, с другой Избранный с группой поддержки, защищающий Добро в лице инертной массы обывателей, и тупое, косное, серое Министерство, путающееся под ногами. схема, подходящая для детской сказки, но Роулинг же писала о романе взросления. Помню, я повзрослев, обнаружила, что самое интересное в книгах Дюма примечания и послесловия, потом перешла к биографиям и мемуарам, наконец монографиям и перестала читать исторические романы, потому что "на самом деле" все было гораздо интереснее. Разбирать концепции и версии, различные интерпретации интересней, чем любоваться однозначной приглаженной, с безапелляционными оценками трактовкой. А вот у Гарри расширения кругозора не происходит. Он продолжает мыслить простыми блоками, связками личных отношений. "Он ненавидел моего отца, поэтому придирается ко мне" превращается в "он любил мою маму, поэтому помогал мне". Ему даже не приходит в голову, что личность человека не исчерпывается - "он человек Дамблдора" в противовес "он служит Волдеморту". Почему служит, зачем служит... Все не важно. Трус, как самое серьезное оскорбление, храбрый человек, как величайшая похвала. и кошмарная сцена эпилога, где выясняется, что магам плевать на правила, в том числе мира магглов, и они спокойно околдовывают магглов ради достижения своих целей (Рон Уизли), межфакультетская рознь может оказаться сильнее родственных уз (быть может, Рон шутит, но в каждой шутке только доля шутки), и сам Гарри Поттер не считает нужным одернуть старшего сына, который доводит младшего брата (Альбус ведь на самом деле расстроен и напуган), а заодно транслирует предубеждение (как бы от имени своего отца, главного аврора, мальчика-который-выжил). Но шрам не болит, а значит все хорошо.
читать дальшеНа самом деле дети бывают разными. Я в пятом классе прочитала Фауста и плотно подсела на идею богоборчества - восстания гордого вольнолюбивого Духа против косного тирана Иеговы. Надо заметить, у меня была абсолютно нерелигиозная семья, и я воспринимала христианскую традицию так же как мифы и легенды других народов мира. И Христос, и Люцифер были для меня персонажами литературными, чисто художественными. К философскому осмыслению христианства я подошла гораздо позже кружным путем через Достоевского, Честертона, Клайва Стейплза Льюиса. А в одиннадцать-двенадцать лет я была полностью очарована тем "унылым романтизмом", в который по словам Пушкина "лорд Байрон прихотью удачной облек безнадежный эгоизм". Я рисовала рогато-хвостатых мятежников с летучемышиными крыльями, замирала перед врубелевским Демоном и восхищалась всяческими Вампирами, Агасферами, Кудеярами. Позже, гораздо позже я приняла мораль как необходимость по рациональным мотивам. Хоть я и равнодушна к литературному таланту Чернышевского, но теория разумного эгоизма мне близка и понятна. Она для меня естественна. Если копать совсем глубоко, то фундаментом моего мировоззрение является вера в разумность мира. Разумность не в том смысле, что есть некий Высший Разум, знающий ответы на все вопросы. Разумность мира означает, что в его основе находятся некие незыблемые законы, которые принципиально познаваемы. Античные мыслители вывели, что даже Боги не могут отменить математических истин. Это то, во что я верю. То, как я воспринимаю мир. Но добралась я до таких формулировок далеко не сразу. В возрасте Гарри Поттера мне очень импонировала идея "той Силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает Благо. Дьявол, как Темная сторона Бога, Дьявол, как заместитель Бога по злым делам...
И после того, как я сейчас все это написала, мне стало ясно, почему я не люблю Гарри Поттера и всех прочих Избранных борцов со Злом в массовой культуре. Моральный выбор без рационального основания для меня таковым не является. Это результат стечения обстоятельств, вспышки эмоций, симпатий и антипатий. Случайность, итог чужой манипуляции. Но не выбор. Гарри Поттер сражается с убийцей своих родителей, за свое собственное светлое будущее (хотя бы в форме благодарной памяти), за жизнь тех, кто дорог лично ему. То, что при этом его враги оказываются экзистенциальным Злом - просто удачно совпало. Моральный выбор совершает тот, кто понимает, что он делает, почему делает именно это, а главное, что произойдет в следствие его действий.
Вот такое длинное отступление получилось. Но возвращаемся к тому, как представлена реальность Поттерианы в восприятии главного героя, который позиционируется как "самый обычный мальчик". Я бы сказала, не слишком развитый мальчик. А чего еще можно было ожидать от ребенка из чулана? У Гарри не было возможности не только расширить свой кругозор, но хотя бы социализироваться. Показательно отсутствие у него каких-то значимых контактов в маггловской школе, эмоциональных взаимоотношений с учителями, ровесниками, хотя бы кошкой миссис Фигг! Честное слово, в приюте или на улице у него было бы больше шансов познакомиться с многообразием мира и неоднозначностью действительности. Но Гарри заперт в доме Дуослей с людьми, чья роль в его жизни носит сугубо функциональный характер.
Совершенно логично, что для ребенка школа - место первостепенной важности, где происходят все самые интересные и значимые события. Директор школы практически всемогущ и всеведущ. Мир за пределами школы фрагментарен и лишен связей. Взрослые - непонятные личности, нередко враждебные, как правило чуждые и далекие, равнодушные. Они заняты какими-то неважными и неинтересными делами, ничего не знают и не понимают. Лучшие из них добродушны и гостеприимны, угощают вкусняшками и дают простые объяснения. Требования взрослых обусловлены исключительно их злонамеренностью, оценка за урок напрямую отражает личное отношение. Правила бессмысленны, придуманы специально для стеснения детей. Преступник, убивший папу с мамой, может быть только воплощением вселенского Зла, и угрожает он всему Человечеству.
Взрослея, ребенок расширяет пределы познаваемого мира, начинает различать детали и нюансы, устанавливает логические связи, систематизирует действительность. Роулинг честно попыталась изменить масштаб, растягивая сказочную реальность, словно изображение на гугл-карте. При этой нехитрой процедуре кружок, обозначающий город, сперва приобретает неровные очертания, потом дробится на кварталы, затем на улицы, скверы, площади, дороги, потом отдельные дома, дворы, деревья, тропинки... А вот в Поттериане ровный кружок увеличился в размерах и появилось несколько отдельно стоящих домиков. Система не обнаружилась.
читать дальшеЛичный враг Гарри Поттера вырос до размеров мировой угрозы. Но одиночка, как бы он ни был зол и силен, опасности обществу не представляет. Даже очень кровавый маньяк причинит горе отдельным семьям, десяткам семей, напугает сотни человек, но на общество в целом влияние не окажет, разве что войдет в фольклор, как Джек Потрошитель. Чтобы оказывать воздействие на массы, злодей должен представлять некую общественную силу, а она просто так, по желанию не возникает. Общественные организации формируются, когда люди осознают свои интересы и принимают решение их отстаивать. Какие же интересы у Пожирателей Смерти, если шире - у чистокровных магов? К чему они стремятся? Если судить по последней седьмой книге - мучить магглов и уничтожать магглорожденных. С такой мотивацией можно подбить банду отморозков на погром, но не организовать Гражданскую войну, расколовшую все общество. Для того, чтобы человек оторвал задницу от дивана и пошел кого-то убивать нужны ощутимые причины - реальные проблемы и конкретный интерес. Не любить магглов - мало. Антисеметизм процветал не только в Германии, но "окончательное решение еврейского вопроса" стало востребовано в стране, униженной Версальским миром, пережившей революцию, десятилетие экономического упадка, социального кризиса, политической деградации. Наоборот колонисты истребляли коренное население Северной Америки, не прекращая благодарить их за плоды и индеек. Ничего личного, только бизнес. Зря они что ли через океан добирались? Им земля нужна, на которой они построят самое лучшее, самое справедливое общество! А потому, благодарим за индейку, пожалте в резервацию. (Представляю, как недоумевали немцы в Нюрнберге - почему янки можно уничтожить индейцев и привезти из африки для черной работы негров, а им сделать то же самое с евреями и славянами нельзя? Где логика?! А логика элементарная - мир уже поделен, никаких конкурентов колониальным державам не нужно.) Так вот никакого конкретного интереса для издевательств над магглорожденными Роулинг не показывает. Если бы у них можно было отнять "украденную" магию - другое дело. Но нельзя же! Немецкие промышленники, поддержавшие Гитлера получили реальный профит, а чистокровные, поддержавшие Волдеморта что? Чувство глубокого морального удовлетворения? А почему они испытывали неудовлетворенность раньше? Я понимаю, почему колонисты ехали в Америку, почему европейцы рвали на части Африку, почему британцы подмяли под себя Индию и Ближний Восток, почему немцы голосовали за национал-социалистов и шли в вермахт добровольцами, но чего не хватало чистокровным в Магической Британии Роулинг не раскрывает. Были там глобальные противоречия, раз такой конфликт разразился, но что это за противоречия - загадка. В Поттериане так ничего и не сказали про экономический базис, социальную надстройку, идеологическое оформление. Не считать же идеологией лепет: "любят магглов"/"не любят магглов". Я не утверждаю, что Роулинг должна была приводить в детском фэнтези статистические выкладки. Но вот в любовных романах Джейн Остин социально-экономические отношения обрисованы легко и ненавязчиво, однако вполне определенно - четко обозначены и социальные страты и процессы слияния мелкого дворянства с высшей буржуазией, и правовая база, оставшаяся от феодальной формации и требования капиталистического уклада, и гендерная ситуация и культурно-идеологическая. Мир Потерианы условен, как это свойственно сказочному миру. Не ясно кому принадлежит собственность на средства производства (и какие именно эти средства?), что лежит в основе правовых норм, как формируются элиты, как работают социальные лифты и институты социальной защиты... Судя по масштабности конфликта в Магической Британии накопились противоречия, с которыми правящие силы справиться не смогли, и тогда некая группировка, объединившаяся вокруг харизматического лидера Волдеморта попыталась захватить власть насильственным путем и осуществить свою программу преобразований. Против них выступила столь же нелегальная организация под предводительством харизматического лидера Альбуса Дамблдора. Ключевое здесь то, что обе группировки с точки зрения права равно незаконны. Примечательно, что Дамблдор даже не попытался легализовать свою группировку, вести разъяснительную работу среди обывателей. Разворачивается типичная война частных армий за первенство, а "народ безмолвствует".
В седьмой книге Волдеморту удается захватить власть и претворить в жизнь свою программу. Если верить Роулинг она состоит из двух пунктов: 1. Творить Зло! 2. Преследовать Гарри Поттера. Причем и в том, и в другом случае главным является не достижение цели, а сам процесс. Второе еще можно хоть как-то обосновать логически: Волдеморт стремится обеспечить свою безопасность, избавившись от потенциального противника, и хочет оформить эту акцию, как поединок (с ребенком! - где он учился пиару?!). Но первое - воплощение маразма, зло не столько беспощадно, сколько бессмысленно. Пожиратели гоняются за какими-то левыми полукровками, нападают на мирных лавочников, а участники Ордена Феникса и их родственники спокойно работают в Министерстве (Уизли), Хогвартсе (Макгоннагал, Хагрид). Систематический террор в учебном заведении, где вместе с угнетаемыми категориями учатся будущие кадры режима, вообще какой-то нонсенс. Даже в самых зверских диктатурах подрастающему поколению старались дать праздничную картинку действительности, дабы прониклись и сами стремились защитить прекрасный новый мир от поползновений всяких злобных унтерменшей. Тех, кто не соответствовал представлениям о гегемоне, исключали из образцово-показательных школ, институтов. В Хогвартсе творилось нечто беспрецедентное, словно по заветам иезуитов: "чем хуже, тем лучше". Более качественной антирекламы режиму нельзя и представить. (Нормальный тиран напротив смягчил бы правила, отменив отработки, подарил оснащение для квиддича, добавил другие состязания, открыл Дуэльный клуб, еще какие-нибудь элитарные клубы, проводил танцевальные вечера, всякий праздники-балы-маскарады, специально назначенные обаятельные инструктора вели бы задушевные беседы с каждым ребенком, а на обязательном маггловедении давали бы историю со всеми войнами, техногенными катастрофами, зачитывали статьи про экологию, санитарную обстановку, социальное неравенство, подводили к мысли, что магглы угробят сами себя и нас, магов, заодно, им необходимо руководство более продвинутого. более совершенного вида (и все это подкрепить маггловским же художественным творчеством - от люденов Стругацких до супергероев - да, магглы сами мечтают о сверхчеловеке!) В общем "Несите бремя белых..." - учитесь у классиков.) Где идеологическая обработка, где печеньки, хотя бы виртуальные? Так опору режиму не создать, а Волдеморт каким-то образом привлек на свою сторону будущих ПС. Можно предположить, что раньше он был вполне адекватным лидером (ловко прятал свою психопатию), а после уничтожения физического тела и возрождения совершенно обезумел, но тогда его бывшие сторонники должны были реагировать. Даже на Гитлера были покушения, почему среди ПС не появилось антиволдемортовских настроений? Он бессмертен? - Зато уязвим, проверено в 1981. Распылить физическое тело и пусть себе в виде духа летает. Однако ничего похожего Роулинг не показывает. Пожиратели смерти послушно идут за своим предводителем, как бычки на заклание. Больше всего Пожиратели Смерти напоминают тоталитарную секту, но в том-то и дело, что секта не может стать самостоятельной силой, у нее слишком ограниченная опора в обществе, у нее нет позитивной программы. Если секта находит широкую опору, она перестает быть сектой.
Роулинг неоднократно сравнивала Пожирателей Смерти с национал-социалистами Германии, но это некорректно. Во-первых, позитивная программа у нацистов была - социально ориентированное национальное государство, получающее прибавочный продукт за счет колонизации земель Восточной Европы (которые по недоразумению заселены тупыми безответственными и ленивыми недочеловеками-славянами, годными только для рабского труда под присмотром бережливых хозяйственников-немцев). Во-вторых, национальность - феномен социокультурный (поэтому великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье), а наличие магии - врожденное свойство, при этом у магглов рождаются магически одаренные дети, а у магов - сквибы. То есть, очистить магов от магглорожденных невозможно, даже поработив магглов, - они самовоспроизводятся. (А ведь как легко было объявить магглорожденных незаконными отпрысками магов, магических существ, наконец, подменышами!) Время от времени в эпопеи появлялись отсылки к Темной магии - нечто плохое по самой своей сути, разрушительное независимо от цели. Однако в то же время положительные персонажи пользовались темной магией и непростительными заклинаниями без всякого ущерба для себя. То есть, главное все же намерение? Темным созданием был Ремус Люпин, выведенный добрейшим, порядочнейшим человеком (я его таковым не считаю, но это мое личное мнение). Если суть оборотня определяется не Тьмой, а его человеческим выбором, то и остальные темные силы неоднозначны и запрещать их скопом, огульно - некорректно. В этом вопросе охранители действуют в худших традициях идеологий, запрещавших переливание крови и современные методы контрацепции (католическая церковь еще во второй половине 20 века). Возможно Роулинг не захотела прописать более-менее внятную идеологию и политическую программу сторонникам Волдеморта, чтобы в ней не нашли рационального зерна. Одна сторона конфликта предстала Злом, творящим Зло, ради Зла. "Чтобы такого сделать плохого..."
Волдеморт со своими приспешниками вторгается в жизнь Магической Британии однозначно разрушительной силой. Власть не способна остановить его, не может защитить себя. Не трудно заметить, что в Поттериане "верхи не могут" практически ничего. Министра и прочих чиновников не воспринимаю всерьез. Действуют нелегальные организации, такие как Орден феникса,Хогвартс существует совершенно обособленно, директор приглашает преподавать кого ему вздумается, независимо от квалификации и репутации, прячет потенциально опасные предметы (и существ), замалчивает о ЧП. Даже трагические происшествия не дают возможности навести порядок, отстранить Дамблдора удается только при поддержке Попечителей, точнее именно попечители приняли и реализовали решение, к которому министр присоединился. Когда же Министру удалось спихнуть директора (не факт, что своими силами) и поставить свою креатуру, последняя устроила полный произвол и самоуправство. Что примечательно, ей не противопоставили никаких легальных методов борьбы. Структур, контролирующих директора школаы просто не было. Чиновники министерства не считают нужным следовать тем законам, за соблюдением которых они призваны следить (Артур Уизли), правоохранители состоят в незаконной боевой организации (Кингсли, Тонкс). Это же полный бардак и тотальная импотенция власти! Не действуют никакие общественные институты, более того, никто даже не пытается их использовать. Ни Гильдий, ни общин, ни кланов - никаких даже самых архаичных структур не прослеживается. Только Министерство Магии как предмет карго-культа, без реального содержания и Орден Феникса - личный проект Дамблдора.
директор школы - всемогущий с точки зрения первокурсника, оказывается самым могущественным, самым мудрым, самым светлым магов и в масштабах глобального противостояния Добра со Злом. Почему тогда он в школе?! Почему не работает со всем Магическим обществом Британии. Не хочет сам занимать пост лидера, может проводить политику через своих людей. Дамблдор не один десяток лет был деканом Гриффиндора, он мог вырастить и поспособствовать карьере целой плеяды управленцев. Однако нет - ужасное отсталое бессильное Министерство и Альбус Дамблдор весь в белом спокойно взирает на то, как Волдеморт прямо в Хогвартсе вербует сторонников. А потом Пожиратели Смерти и орденовцы рубились друг с другом. Самое интересное, ничего ведь не было сделано после развоплощения Волдеморта. Даже разоблачительная компания не проведена. Чего стоило ославить Тома Реддла, как невежественного полукровку, который сам ничего не понимал в истинно магических традициях. Десять лет это не мало, политического лидера за такой срок могут основательно забыть. А расклад сил из четырех факультетов может основательно поменяться. Как будто для того, чтобы Слизерин оставался обособленным Дамблдор назначает деканом самую одиозную фигуру. Именно того человека, который будет вечным катализатором конфликта и по своим личным качествам, и по обязанности отрабатывать легенду, и по сложившейся репутации. Можно по-разному оценивать Снейпа, как преподавателя (на мой взгляд, Хогвартсу, который абсолютно не похож на современную школу, он вполне соответствует), но в любом случае его назначение, подготовка для работы с детьми и контроль за ним - ответственность Дамблдора. Мудрого и доброго мага устраивал именно такой преподаватель.
В сказках часто работает принцип замершего времени. Пока главный герой не начнет действовать, никаких процессов вроде бы не происходит. Царство стоит, царь правит, царевна сидит в высокой башне. Вот и в Поттериане, пока Гарри не отправился в Хогвартс, Магический мир словно застыл в 81 году на низком старте. Как только Поттеру исполнилось одиннадцать, все отмерли и задвигались, начали происходить разные события, плестись интриги, очнулся Дамблдор и начал искать крестражи. Роулинг все объясняет тем, что только Гарри Поттер мог сразить Волдеморта, а значит до его взросления и дергаться было не зачем. Все зависит только от него, поэтому не надо ни с кем работать, ничего организовывать.
Вот такой простой расклад: с одной стороны злонравное Зло, завязанное на Главного Злодея, с другой Избранный с группой поддержки, защищающий Добро в лице инертной массы обывателей, и тупое, косное, серое Министерство, путающееся под ногами. схема, подходящая для детской сказки, но Роулинг же писала о романе взросления. Помню, я повзрослев, обнаружила, что самое интересное в книгах Дюма примечания и послесловия, потом перешла к биографиям и мемуарам, наконец монографиям и перестала читать исторические романы, потому что "на самом деле" все было гораздо интереснее. Разбирать концепции и версии, различные интерпретации интересней, чем любоваться однозначной приглаженной, с безапелляционными оценками трактовкой. А вот у Гарри расширения кругозора не происходит. Он продолжает мыслить простыми блоками, связками личных отношений. "Он ненавидел моего отца, поэтому придирается ко мне" превращается в "он любил мою маму, поэтому помогал мне". Ему даже не приходит в голову, что личность человека не исчерпывается - "он человек Дамблдора" в противовес "он служит Волдеморту". Почему служит, зачем служит... Все не важно. Трус, как самое серьезное оскорбление, храбрый человек, как величайшая похвала. и кошмарная сцена эпилога, где выясняется, что магам плевать на правила, в том числе мира магглов, и они спокойно околдовывают магглов ради достижения своих целей (Рон Уизли), межфакультетская рознь может оказаться сильнее родственных уз (быть может, Рон шутит, но в каждой шутке только доля шутки), и сам Гарри Поттер не считает нужным одернуть старшего сына, который доводит младшего брата (Альбус ведь на самом деле расстроен и напуган), а заодно транслирует предубеждение (как бы от имени своего отца, главного аврора, мальчика-который-выжил). Но шрам не болит, а значит все хорошо.
@темы: "ГП"
Они есть. Влиятельные чистокровные семьи поколениями сидели на попе ровно и пользовались своими привилегиями, выезжая на заслугах предков. Общество костное, культура менее гибкая, чем у магглов, но более гладкая, новшеств и перетряхиваний гораздо меньше. А потом кто-то решил, что все маги равны, как-то уже достигли определенного уровня - и оказалось, что конкуренции с лильками и гермионами, ничем не уступающими в магическом даре, но приносящими из маггловского мира совсем другую манеру мышления, активно развивающимися и динамичными - выдерживать конкуренцию не получается. И никакого от них почитания за то, что там твой пра-пра-дедушка был крут, когда ты сам ему только фамилией и соответствуешь. Парадокс, но идеалам Слизерина лучше всего маглорожденные и соответствуют. Два сюжетных слизеринца, чего-то реально стоящие - Волди и Снейп - оба "нечистого" происхождения.
"Эти выскочки отбирают ТРАДИЦИОННО наше" - последователи Воландеморта это своего рода мощнейший рывок агонии у костного аристократического общества.
А я намекнула на возможность сознательного саботажа, упомянув иезуитский принцип: "чем хуже, тем лучше"
Belus-gorri, а вот это можно обсудить. Согласно канону Певереллам артефакты подарили, но даже если это легенда, удивительно ли, что на протяжении тысячелетий были созданы в единичном экземпляре несколько шедевров? Проблема в том, что у нас научные открытия внедряются в производство и становятся достоянием всех, изобретения появляются на базе общей научной подготовки и доступны познанию. Магия сродни искусству, как если бы Леонардо воплотил в материале свои изобретения.
Кстати не факт, что в настоящем маги не создают сравнимые артефакты. Просто герои Роулинг не в курсе.
На самом деле можно придумать и обосновать версию о деградации мира магов. Можно прописать успешно развивающийся мир, которого не заметил Гарри Поттер. Проблема в дискретной изложении Роулинг, которая выхватывает некое явление и даже не пытается согласовать его со всеми остальными. Так существуют хроновороты, Карта Мародеров (единственное объяснение того, что принцип опознания на местности не применяется в ОФ, Карта - принадлежность Хогвартса, и повторить нечто подобное в другой локации невозможно).
Состояние старых семей могло бы основываться на земельной собственности, но чтобы земля приносила доход она должна сдаваться в аренду или использоваться для производства (сыроварение из молока единорогов, например). Здесь магглорожденные могли бы заявить о себе как специалисты, сперва наемные, потом партнеры, и начать потихоньку выкупать земли и вытеснять с рынков. Но эта проблема решается законодательно - ограничением на продажу земли, например (были такие схемы в нашей истории - землю может приобрести только член общины, а стать членом общины можно только будучи собственником земли). Тогда бы бунт подняли именно магглорожденные, чтобы добиться отмены привелигий старых собственников, и они представляли бы собой серьезную политическую силу, организационно оформленную.
Кто-то решил, что все маги равны - это прекрасно! Но решение мало принять, его надо провести в жизнь. Магглорожденные должны представлять серьезную силу, способную продавливать свои решения. Со своей прессой, деньгами, общественными организациями, в том числе военизированных... Такой силы в Поттериана не показано.
Вы излагает прекрасные лозунги, но не ясно, какое реальное преимущество есть у чистокровными - собственность, привелегии, организация производства по принципу цеха и т.д. В чем заключалась конкуренция магглорожденных? Каким видом деятельности они занимаются? Ответ: наукой - не принимается. Без экономического базиса магглорожденные превращаются в ученую обслугу чистокровных собственников. Магглорожденные оказываются в мире, где все уже давно поделено без них. Гоблины подмяли финансовый рынок, старые семьи - ремесленные производство. Положение магглорожденных сравнимо с мигрантами, первое поколение неизбежно окажется на самом низу пищевой пирамиды в роли наемных работников. Чтобы предположить дальнейшее развитие, необходимо представлять общество Магической Британии - какая там собственность, какое производство, какие общественные институты. Ничего этого в Поттериане не отмечено.
Очень соблазнительно идея, что магглорожденные, которым старые собственники перекрывают доступ в традиционные сферы хозяйственной деятельности, идут на государственную службу и постепенно заполняют Министерство. Это объяснило бы выбор чистокровными насильственных методов борьбы (из легального поля они уже вытеснены), но тогда Министерство не было бы столь беспомощно. Оно бы активно сопротивлялись.
Магия сродни искусству
очень точная аналогия - шедевры прошлого прекрасны, неповторимы и со временем только растут в цене.