Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Привольно весной под сенью лесной!
Как запах жаркого хорош,
Как весел и дружен приятельский ужин,
Когда ты оленя убьешь!
Дождешься дождей, холодных ночей,
Короткого зимнего дня —
С гульбой попрощайся, домой возвращайся,
Сиди до весны у огня.
"Черная стрела". Р.Л. Стивенсон
Как запах жаркого хорош,
Как весел и дружен приятельский ужин,
Когда ты оленя убьешь!
Дождешься дождей, холодных ночей,
Короткого зимнего дня —
С гульбой попрощайся, домой возвращайся,
Сиди до весны у огня.
"Черная стрела". Р.Л. Стивенсон
Я досмотрела сериал Робин из Шервуда и собиралась изложить свои впечатления, но, оказалось, это не так-то просто. Я не могу рассматривать отдельно взятый сериал о Робин Гуде, как самодостаточное произведение искусства вне культурного контекста. Невольно приходиться обращаться к первоисточнику - народным балладам - и позднейшим интерпретациям.
читать дальшеРобин Гуд стал фигурой мифологической еще в Средние века. Как известно, баллады о нем впервые упомянуты около 1377 года в поэме Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре», а самые ранние их записи датируются серединой XV век («Робин Гуд и монах») и концом XV («Малая жеста о Робин Гуде»). Согласно ранним преданиям Робин Гуд жил в конце 13 - начале 14 века, был простолюдином, йоменом. Неизвестно был ли у него реальный прототип, историки и литературоведы не устают находить претендентов на эту роль. Например, Роберт Гоуд (Гуд или Ход) родился в 1290 году, жил в эпоху Эдуарда II, в 32 года оказался на службе у графа Ланкастерского, который потерпел поражение в ходе поднятого им восстания против короля, а его слуги были объявлены вне закона. Чтобы избежать правосудия, Роберт ушел в Шервудский лес, где собрал разбойничью банду с целью выколачивания денег из богачей. Про этого же Роберта есть запись, что он несколько месяцев работал при дворе Эдуарда II – легенда красиво обыграла этот эпизод, выстроив свою хронологическую последовательность событий. Умер Роберт в 1346 году в Кирклейском монастыре от тяжелой болезни. Другая несколько похожая по хронологии событий легенда гласит, что Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля – об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г., найденном в Лондонском общественном архиве. В документе также прописано, что шериф Йорка завладел имуществом сбежавшего «Робин Гуда», однако в казну деньги не передал, а через год объявил в розыск, называя его «преступником и злодеем нашей земли». Чуть позже разбойника нашли и казнили. Существует версия, что Робин Гуд являлся сторонником Симона де Монфор, убитого в Ившеме в 1265 году. С уверенностью можно сказать, что Робин Безземельный стал популярным персонажем народной мифологии к тому времени, как Вильям Ленгленд написал свое "Видение о Петре-пахаре" в 1377 году.
Вскоре каждого пятого разбойника стали именовать «Робин Гудом». Робин (или Роберт) Гуд (или Ход, или Хьюд) являлось прозвищем, которым награждали мелких преступников до середины XIII века. Кажется неслучайным, что имя Робин созвучно слову "роббинг" (ограбление). Интересно, что фраза "Rob in Hood" дословно означает "грабитель в капюшоне". Непонятно, то ли имя Робин появилось из этой фразы, а то ли само слово от имени разбойника. Дела всех Робин Гудов суммировались, из чего складывались баллады и легенды. Это уже современные писатели сформировали образ благородного разбойника, как реальный.
Первоначально баллады освещали деятельность персонажа более скептично. Самая длинная, и, вероятно, старая история о Робин Гуде, это "Небольшое славное приключение Робин Гуда". Предположительно она была записана в 1492-1510 годах, но вполне вероятно, что и намного раньше, в 1400-х. В этом тексте есть комментарий, что Робин сделал много хорошего для бедняков. Но в то же время он деньгами помогает рыцарю, испытывающему финансовые затруднения. В этом произведении, как и в других ранних балладах, нет никакого упоминания о деньгах, которые отдавались крестьянам, о перераспределении благ между социальными слоями. Наоборот, в рассказах присутствует история о том, как разбойник искалечил уже побежденного противника и даже убил ребенка.
О том, что Робин Гуд был благородным человеком, грабящим богатых и отдававших деньги бедным первым написал шотландский историк Джон Мейджер в 1521 году. Согласно ему, Робин не причинял никакого вреда женщинам, не задерживал товары бедняков, щедро делился с ними тем, что брал у богачей. Такое благородство могло быть объяснено лишь соответствующим происхождением. Так в некоторых балладах Робин Гуд был незаконным сыном графской дочери, которая родила его под сенью зеленого леса, что и предопределило судьбу.
Джон Леланд писал в 1530 году, что Робин Гуд был благородным разбойником. Скорее всего, речь шла о его поступках, но образ теперь дополнился и соответствующим происхождением. А в 1569 году историк Ричард Графтон утверждал, что в одной старинной гравюре он нашел доказательства графского достоинства Робин Гуда. Это объясняло его рыцарство и мужественность. Эта идея впоследствии была популяризована Энтони Мандеем в его пьесах "Падение Роберта, графа Хантингтон" и "Смерть Роберта, графа Хантингтон", написанных в 1598 году. В этом произведении обедневший из-за козней дяди граф Роберт стал в обличье разбойника бороться за правду, спасая свою невесту Мэриан от домогательства принца Джона. А в 1632 году появилось "Истинное сказание о Робин Гуде" Мартина Паркера. Там недвусмысленно сказано, что известный преступник, граф Роберт Хантингтон, в простонародье названный Робин Гудом, умер в 1198 году. Но реальным графом Хантингтон в этот период был Дэвид Шотландский, умерший в 1219 году. После кончины его сына Джона в 1237 году эта дворянская ветвь прервалась. Только через столетие титул был дарован Вильяму де Клинтону.
Девица Мэриан попала в легенду про благородного разбойника из французской поэмы XIII века, где она выступает в роли подруги пастуха Робина. Первоначально высоконравственной Мэриан не была, такая репутация появилась у нее значительно позже, под влияние целомудренной морали викторианской эпохи. У Робина и других разбойников из самых первых преданий не было ни жен, ни семьи. Образ женщины появляется разве что в преданности Робин Гуда Деве Марии. Наверное, рассказчики считали такое преклонение неуместным в годы после протестантской Реформации в XVI веке. Вполне вероятно, что Мэриан потому и появилась в легендах о Робин Гуде примерно в это время, чтобы обеспечить альтернативный женский фокус. Красавица, опекаемая принцем Джоном, познакомилась с Робин Гудом, попав в его засаду в лесу. И раз есть положительные персонажи, мужчина и женщина, то они непременно должны пожениться.
Интересно, что из всех соратников Робин Гуда источники подтверждают существование монаха Тука. Письменные свидетельства говорят, что брат Тук действительно был разбойником. Вот только действовал он в 200 милях от Шервудского леса, к тому же через 100 лет после предполагаемого времени жизни Робин Гуда. И был этот священник вовсе не безобидным и веселым - он безжалостно разорял и сжигал очаги своих врагов. В последующих легендах имена знаменитых разбойников стали упоминать вместе, они стали сообщниками.
Упоминание о Шервуде появилось в балладах самое раннее - в середине XV века. В сборнике баллад о Робин Гуде, вышедшем в 1489 году, его деятельность связывается совсем с другим графством, с Йоркширом. Он находится не в центре Англии, а на севере. Стоит упомянуть, что Йоркширская Большая Северная Дорога, на которой по этой версии и действовал Робин Гуд, действительно обладала дурной славой из-за многочисленных грабежей путешественников.
В сказаниях о Робин Гуде его главный враг – шериф, никогда не называется по имени. Среди прототипов называют имена Уильяма де Брюера, Роджера де Ласи и Уильяма де Венденаля. Шериф Ноттингемский существовал, но непонятно, кто им был в годы действия Робин Гуда. В ранних сказаниях шериф был просто врагом "лесной братвы" по роду своей службы, борясь со всеми разбойниками. Но позже этот персонаж оброс деталями, став настоящим отрицательным героем. Он притесняет бедняков, присваивает себе чужие земли, вводит новые налоги и вообще злоупотребляет своим положением. А в некоторых историях шериф даже домогается леди Мэриан и с помощью интриг пытается стать королем Англии. Правда, баллады высмеивают шерифа. Он выставляется трусливым глупцом, который пытается выполнить работу по поимке Робин Гуда чужими руками. Поведение сэра Гая Гисборна совсем другое, нежели у шерифа. Рыцарь в легендах предстает смелым и отважным воином, хорошо владеющим мечом и луком. В одной из легенд рассказывается, как Гай Гисборн вызвался за награду покончить с Робин Гудом, но в итоге сам пал от руки благородного разбойника. Не во всех историях этот рыцарь предстает благородным персонажем. Кое-где его называют жестоким кровожадным убийцей, легко переступающим через закон ради достижения своих целей. В некоторых балладах Гай Гисборн домогается девы Мэриан, а кое-где он даже выступает ее женихом. Но исторического такого персонажа вообще не существовало. Вероятно, сэр Гай Гисборн был некогда героем отдельной легенды, которая позже слилась с историей о Робин Гуде.
Я полагаю, Робин Гуд - собирательный образ, воплощающий народные мечты о справедливости и возмездии, которому придавали черты реально существовавших разбойников, не стремящихся облагодетельствовать простой народ. читать дальшеДля первых рассказчиков и слушателей историй о Робин Гуде, это были предания недавних дней. Робин Гуд и его ватага жили одно-два поколения назад, во времена дедушек. Их борьба все еще была актуальна. Законы о браконьерстве продолжали действовать, сословное деление никуда не делось, налоги и поборы ложились тяжким бременем, а привилегированные использовали свои преимущества для злоупотреблений. Робин Гуд воплощал народный протест уже тем, что жил в лесу, каждодневно нарушая законы об охоте, наказанием за что было отсечение руки, ослепление, кастрация, даже повешение. Сам оказавшись вне закона, Робин больно бил тех, в чьих интересах работал закон, и помогал, пострадавшим от него. Шериф, епископ, аббат, рыцарь - были представителями системы, их личные качества не имели значения, они выполняли свою социальную роль эксплуататоров. На мой взгляд, лучше всего дух народных баллад передает советский фильм "Стрелы Робин гуда". Он пронизан пафосом народного протеста и трагизма борьбы с системой. Робин Гуд добился свадьбы бедного рыцаря Алана э'Дэйла, но молодоженов убили сразу после венчания. Разбойникам из Шервуда не победить, даже если они одолеют людей конкретного шерифа, захватят казну, рассеются по всей Англии, власть феодалов устоит, ответит жестокими репрессиями. Но сдаться, сложить руки, признать себя подлым бесправным сословиям невозможно!
Вальтер Скотт предложил очень соблазнительную модель, согласно которой в старой доброй Англии жадный и коварный принц Джон захватил власть, пока его брат был в плену. Беззакония и поборы вызвали справедливый протест, когда же король Ричард вернулся, он наказал приспешников Джона, даровал прощение и награду разбойникам. Согласно этой схеме, столь полюбившейся в 20 веке, проблема была в пороках неких отдельных личностей, случайно оказавшихся при власти. Конфликт общественный, мировоззренческий был низведен до уровня частной ссоры. Не случайно из фильмов последних лет убран антиклерикальный мотив. Церковь, как крупнейший землевладелец, выступала антагонистом в народных балладах, жестокость и жадность епископов, лицемерие монахов - все это исчезло из современных произведений. Робин Гуд окончательно превратился в графа Хантингтона, то есть представителя господствующего класса, его борьба стала борьбой политической, за конкретного сюзерена, который обеспечивал лично его процветание.
Сериал Робин из Шервуда сделал попытку вернуться к истокам - к проблеме борьбы угнетаемого народа с эксплуатирующей его общественной системой. Авторы обращаются к национальной теме - конфликту англосаксов с норманнскими завоевателями. Господствующий класс был представлен в основном норманнами, официальным языком делопроизводства являлся французский, англичане, саксы оказались в своей стране людьми второго сорта, даже лично свободные были не ровня пришельцам-норманнам, потому что говорили на английском языке, придерживались прежних местных обычаев. В сериале бог Херн призывает Робина из Локсли к борьбе с завоевателями. Эта концепция придает смысл произведению, объясняет мотивы Робин Гуда. Однако сразу возникает проблема с церковью, почему-то ни Тука, ни других монахов не смущает возрождение языческих обрядов на подвластной им территории. Религиозную тему в Робине из Шервуда основательно замылили. Вместо исторической Церкви - крупнейшего феодала и господствующего идеолога - выведено сообщество благостных гуманистов и отдельные деструктивные секты. Поразительно, но королевская власть показана в сериале критично. Ричард Львиное Сердце - истинный представитель своей эпохи и своего сословия, шериф и рыцари выполняют историческую роль - они обеспечивают функционирование общественной системы. Именно поэтому невозможен классический счастливый финал. Однако бог Херн выполняет в сериале роль бога из машины и спасает безнадежные ситуации, обеспечивая продолжение борьбы.
Мне очень понравилась визуализация. Деревенские хижины с низкими соломенными крышами, огороды, тесные каморки. Однако не возможно не заметить, что все три сезона в Шервуде царит лето, ясная, солнечная погода. По-моему, в одной лишь серии была то ли ранняя весна, то ли осень и шел дождь. Разумеется, на таких условиях в лесу можно жить. На огородах постоянно показывали кочан капусты в одной и той же стадии созревания. Костюмы у шерифа и Гая Гисборна выглядели вполне в духе эпохи.






Разбойники выглядят достаточно убедительно, хотя их костюмы эпохе не соответствуют.


К сожалению, костюмеры не удержались от соблазна и нарядили сарацина в узкие кожаные штаны. А в одной из серий в Ноттингем прислали "мясника" в байкерском прикиде из кожи молодого дермантина.


Зато Мэриан в свободном платье.


В первых двух сезонах Робин из Локсли щеголяет густой растительностью на груди. В третьем сезоне сменивший его сын графа Хантингтона рубаху не распахивает, но на одежде у него нашиты какие-то нелепые колечки.


Впечатление портят модельные стрижки персонажей и чисто вымытые волосы.




Создатели сериала отрвались на "диких кельтах" - то, как нарядили их запечатлевается в сознании надолго.
Майкл Предд в роли Робин Гуда был очень убедителен.
Он казался настоящим идеалистом, глубоко верящим в свою миссию. Джейсон Коннери очень симпатичный сам по себе пострадал из-за слабо прописанной роли. Сакс из сожженной норманнами деревни, ушедший в леса для борьбы был достоверен. Норманн, сын графа. ни с того ни с сего, послушавший рогатое чудовище и ополчившейся на свое сословие - неверибельно совсем. Джуди Тротт в роли Мэрион Лифорд изумительно хороша.


На мой взгляд, главный недостаток Робина из Шервуда совершенно карикатурное изображение противной стороны. Антагонисты глупы, смешны, нелепы. Шестеро разбойников легко расправляются с многократно превосходящими стражниками. Вероятно, потому что последние не используют щиты. Стражники постоянно промахиваются, стрелы разбойников неизменно попадают в цель и пробивают кольчуги. Убитых легко списывают со счетов, но жизнь шерифа Ноттингемского для Робин Гуда почему-то неприкосновенна. Простой йомен из Локсли мастерски сражается на мечах, побеждая тех, кто этим ремеслом живет. Леди Мэриан оказывается непревзойденной лучницей. Однако не могу не отметить, что ее удар не только не свалил с ног здорового мужика, тот даже не покачнулся.
В сериале Робин из Шервуда определенно был потенциал, но его не реализовали, предпочтя простую схему - идеальный герой против карикатурных врагов. Невольно возникает вопрос, если власть имущие были столь слабы и беспомощны, почему же власть захватили и удержали именно они? Крестьяне с дубинками в сериале легко противостоят вооруженным воинам в кольчугах и верхом. Лучники из Шервуда выкашивают стражников шерифа десятками. К ним должны были бежать толпами все угнетенные и недовольные, в том числе пресловутые стражники, после чего армия восставших саксов уничтожила бы власть норманнов. Однако это не происходит, значит, преимущество было на стороне шерифа, а Робин Гуд и его люди вынуждены были прятаться по лесам, изредка нанося точечные удары.
@темы: "фильмы", "Гисборн", "исторические эпохи"
Официальным языком "делопроизводства" являлась латынь. Все документы и государственные бумаги составляли именно на латыни. И судебные заседания, емнип, тоже проходили на латыни. Изменения начались разве что при Эдуарде, который "узаконил" английский как государственный.
А вот для общения - да, знать пользовала французский. Хотя те норманны, что родились и выросли в Англии, местный (английский) язык таки знали.
Кстати, сам принц Джон также английский хорошо знал, в отличие от своих братьев и родителей.
Впечатление портят модельные стрижки персонажей и чисто вымытые волосы.
А как по мне, пусть лучше чисто вымытые волосы, нежели грязные патлы. И потом, надо все таки сделать скидку на то, что воздух еще не был загрязнен до такой степени, как сейчас. И помывка требовалась все же, гораздо реже )))
Официальным языком делопроизводства являлась латынь. Все документы и государственные бумаги составляли именно на латыни. И судебные заседания, емнип, тоже проходили на латыни.
Вот точно помню, что где-то читала про французский, но где именно? Буду искать.
Не авторитет, конечно, но
Википедия: "До XIV века англо-нормандский, а затем французский были языками судопроизводства и правительственных учреждений".
История английского языка: "Языком аристократии, судов стал французский, языком науки оставалась латынь".
Так что вопрос, как минимум, дискуссионный. Впрочем, для английского простолюдина, что французский, что латынь - равно были препятствием.
сам принц Джон также английский знал, в отличие от своих братьев и родителей. Меня это всегда умиляло.
А как по мне, пусть лучше чисто вымытые волосы, нежели грязные патлы. И потом, надо все таки сделать скидку на то, что воздух еще не был загрязнен о такой степени, как сейчас. И помывка требовалась все же, реже ))) Можно было на этом внимание не акцентировать, но в сериале именно аккуратная стрижка обращает внимание на состояние волос, а они чистые настолько, что чуть ли не скрипят. А у Мэриан и у Мача пушистые кудри. Ну и гладко выбритый Робин Гуд - ему делать нечего было в лесах?
киса в свитере, рада, что понравилось.
На латыни. Учитывая, что король не писал их лично.
А письма-распоряжения писались в основном по определенному шаблону. Для этого были секретари и писцы, латынью владеющие. К тому же, знание латыни для дворянства и административно-чиновничьего аппарата являлось если не обязательным, то весьма желательным. Так как делопроизводство велось на ней, сюда же - церковные службы шли на латыни, Библия была на латыни. Поэтому без нее по большей части - никуда.
читать дальше
"Личные" письма, с делами государственными не связанные, либо же писанные собственноручно принцем / королем, возможно, могли быть и на французском.
Дописываю.
Т.е, латынь не являлась узко-специализированным языком, каковым стала в гораздо более позднюю эпоху.
А имела более широкое и практическое применение, как т.наз. "международный" язык, понятный от Англии до Рима.