Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не уверен.
Эйнштейн.


Нередко утверждают, что современные люди тупеют - снимают на гаджеты свои неблаговидные поступки и вываливают сеть, огребая последствия. Я убеждена, что люди не изменились, но технический прогресс представляет множество возможностей проявить себя. Тем не менее и раньше без интернета и гаджетов справлялись. В частности известный нам благодаря роману Дюма сеньор де Бюсси.
Луи де Клермон сеньор де Бюсси д' Амбуаз (1549-1579)

Принадлежал к одной из ветвей старого, знатного рода Клермон-Галлеранд, его отец Жак унаследовал от своего дяди по матери титулы и гербы барона де Бюсси и де Саксфонтен, соединил имена обоих знатных родов — де Клермон и д’Амбуаз. Луи был старшим сыном и четвертым ребенком, у него было два младших брата, один из них погиб в 1577 году, второй стал гугенотом. Бюсси д'Амбуаз участвовал во многих военных кампаниях своего времени, был губернатором Шалона, шамбелланом герцога Алансонского, а позже — главным управляющим всех его владений. Неплохой поэт, он писал любовные стихи, в которых рассуждал о возвышенных чувствах и необходимости соблюдения тайны любовных отношений. Был известен как скандалист и завзятый бретёр, имел репутацию жестокого и беспощадного противника.
В 1572 году, во время Варфоломеевской ночи, во главе вооружённого отряда руководил убийством своего родственника — гугенота Антуана де Клермона, маркиза де Ренель (двоюродного брата отца, с которым тот вёл тяжбу из-за маркизата. После убийства дело в суде разрешилось в пользу Бюсси д’Амбуазов, но по условиям Эдикта в Болье 1576 года ("Рaix de Monsieur") титул маркиза де Ренель был возвращён семье убитого). Также Бюсси обвиняют, что во время Варфоломеевской ночи под его руководством было убито ещё шесть его родственников, в том числе гугенот Арман де Клермон, барон де Пиль. Но эти обвинения не имеют документального подтверждения.
В 1573 году сопровождал герцога Анжуйского (с 1574 года — короля Франции Генриха III) в Польшу, по возвращении стал любовником королевы Маргариты Наваррской и по ее протекции поступил на службу к младшему брату короля, Франсуа-Эркюлю де Валуа, герцогу Алансонскому (с 1576 года — Анжуйскому), фаворитом которого вскоре стал. При полном одобрении Франсуа и Маргариты активно затевал ссоры с людьми Генриха, нередко приводившие к вооружённым столкновениям, в том числе массовым. В 1576 году был назначен губернатором Анжу. В 1578 году сопровождал герцога Анжуйского в его походе в Нидерланды, одним из наиболее активных инициаторов которого был. Как полководец проявил себя не лучшим образом: при нём во французском лагере в Нидерландах царил беспорядок, кроме того, сам Бюсси вызвал на поединок виконта де Тюренна — отца знаменитого французского полководца, штандарт которого ему не понравился. Герцог, раздражённый всем этим, отослал, потерявшего его доверие Бюсси, обратно в Анжер. Поблизости, в замке Кутансьер на Луаре проживала Франсуаза де Меридор супруга главного ловчего. Ее муж Шарль де Шамб, граф де Монсоро, барон де Поншато (1549—1621) был камергером герцога Анжуйского, впоследствии главным ловчим при дворе короля Генриха ІІІ. Бюсси и Франсуаза познакомились еще в Париже, но первоначально не проявили друг к другу никаких особенных чувств. Только два года спустя после нидерландской авантюры заскучавший в Анжу Бюсси принялся ухаживать за графиней (возможно, просто потому, что других дам его круга в провинции не было), а она, в свою очередь, приняла его ухаживания. В одном из писем к человеку, которого он считал своим другом, он похвастался тем, что «…подстрелил лань главного ловчего». Адресат передал письмо герцогу Анжуйского, а тот – королю. Я встречала версию, согласно которой Франсуаза не ответила на его домогательства, и граф де Монсоро не сомневаясь в верности жены, был возмущен клеветой. Не могу найти, где я это вычитала, но, по-моему, правдоподобно, поскольку эпизод с Бюсси никак не повлиял на супружеские отношения Франсуазы и Шарля - они прожили долгую совместную жизнь, родили шестерых детей. Как бы то ни было, король показал письмо де Монсоро, который вынудил жену отправить поклоннику приглашение.
Пришедший на свидание Бюсси попал в ловушку.
Отбил атаку десятка слуг графа, набросившихся на него, когда закрылись ворота, убив четырёх из них, но его шпага сломалась, и он бросился к окну. Где и пал от кинжала графа де Монсоро.
Де Монсоро не скрывал своей роли в гибели Бюсси, открыто заявляя, что убил вора, проникнувшего ночью в его замок. Поступок графа вызвал в обществе лишь одобрение. Родственники Бюсси, в том числе младший брат Жорж де Маневилль, не пожелали мстить за него.

Думаю, если бы у Бюсси был айфон, он несомненно заснял Франсуазу в разных двусмысленных позах, снабдил комментариями и выложил в открытй доступ. Но и без интернета у него получилось неплохо. Все, кому надо, информацию увидели и вывод сделали.

@темы: "фильмы", "книги", "статьи", "исторические эпохи", "герои Дюма"

Комментарии
02.04.2019 в 11:12

А папа-Дюма перевернул все с ног на голову ))

Хотя, если разбирать ГдМ с точки зрения логики, то даже там Монсоро оказывается порядочным человеком, Франсуаза - глупой курицей, а Бюсси - нда... не облико-морале, мягко говоря. И помню, как раньше нравился "Граф Монте-Кристо". (Сейчас не стану говорить об "истоках" этого романа). А вот сейчас - совершенно же неприятный тип. Уроки мудрого аббата пошли впустую. И кого там жальче всех? Мерседес, которая "огребла" по самое не горюй, и за что? Самый пострадавший персонаж в романе, к тому же и не виноватый в общем-то, если брать ситуацию, в которой она оказалась после ареста Дантеса.
02.04.2019 в 11:18

Хороший, качественный подвиг - а никто даже не заметил (С)
*Задумчиво*
А вот интересно было бы переписать/переснять истории Дюма на современный лад - но при этом с современной же точки зрения. Потому что если смотреть из нашего времени, то подавляющее большинство персонажей Дюма - это мама не горюй :facepalm3: Там что с точки зрения политики, что с точки зрения чисто человеческих отношений герои оказываются таким... *завис, подбирая корректное слово*
02.04.2019 в 12:16

Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Irina77, Хотя, если разбирать ГдМ с точки зрения логики, то даже там Монсоро оказывается порядочным человеком, Франсуаза - глупой курицей, а Бюсси Они там совсем другие люди, с иной биографией. а бытие, как известно определяет сознание. По факту, Дюма взял лишь имена, да и то не все, переименовал Франсуазу в Диану, вывел женщину-мечту, земную богиню. Реальная уже побывала замужем и за графа де Монсоро выходила если не по любви, то по взаимному согласию.
помню, как раньше нравился "Граф Монте-Кристо". Мне Монте-Кристо особо не нравился. Ни роман, ни персонаж, хотя в то время я читала все, что могла найти у Дюма, но потом поняла, кроме трилогии о Генрихе Наваррском, "Трех мушкетеров" и "Двадцати лет спустя" мне не нравится ничего. Но Монте-Кристо был у нас дома, и я его долго мучила, пытаясь найти нечто интересное. Эдмон Дантес мне был как-то параллелен всегда, я пыталась зацепиться за поколение некст, но они все такие зануды, только у Альбера де Морсера что-то вроде мелькало любопытное, но ни во что не выросло. Вот кто мне реально в душу запал - это Нуартье де Вильфор. Даже парализованный, беспомощный, он оставался круче всех молодых и здоровых. Гвозди бы делать из этих людей... И детективная история в семействе Вильфоров была захватывающей, а вот основное повествование никакое - разборки в песочницы, слишком граф превосходил своих противников, заведомо неравны силы, очевиден расклад.
Мерседес, которая "огребла" по самое не горюй, и за что? Самый пострадавший персонаж в романе, к тому же и не виноватый в общем-то, если брать ситуацию, в которой она оказалась после ареста Дантеса. Ну, на самом деле, Мерседес прожила 20 лет в достатке и любви, причем родилась-то она в бедности и темную изнанку жизни знала неплохо. Ей не пришлось думать о куске хлеба, убиваться на тяжелой работе, терпеть унижения, она получила комфорт, безопасность, преданную любовь человека, который не был ей неприятен. У нее вырос здоровый, красивый, любящий сын. Хотела бы я также пострадать! А то, что Мерседес гордо отказалась от имущества уже погибшего мужа и предпочла прозябать в бедности, вместе с Альбером, на мой взгляд, дичайшая натяжка. Какое-то бессмысленное самоистязание.

Сын Дракона,
уже ;)
www.youtube.com/watch?v=Mrput3-oUZQ
Потому что если смотреть из нашего времени, то подавляющее большинство персонажей Дюма - это мама не горюй Я думаю, как и наоборот. Нормы и законы общежития диктуются конкретными условиями существования. Тогда иначе было не выжить. Сейчас люди проявляют себя по-другому, но суть остается та же.
02.04.2019 в 13:15

Хороший, качественный подвиг - а никто даже не заметил (С)
Скарапея Змея,
Ммм? О_о Я имел в виду не отдельный клип, а полноценный роман/фильм/историю.

Сейчас люди проявляют себя по-другому, но суть остается та же
Ну не скажите. В тех же "Трех мушкетерах": заботиться об адюльтере королевы с военно-политическим противником родной страны - это разве героизм?
Про ГМК я лучше вообще промолчу...
02.04.2019 в 14:15

азборки в песочницы, слишком граф превосходил своих противников, заведомо неравны силы, очевиден расклад.

Дело не превосходстве и расстановке сил. Меня коробит, что по сути, он оказался на одном уровне "развития" тк.ск., со своими врагами - теми, кто его упек в Замок Иф. Ибо оказалось, что на деле-то, он ничем не лучше них - а то и хуже. Я имею в виду моральную сторону дела, а не финансовые или умственные возможности.
И от его "благородной" мести тем троим (если не брать Мерседес), пострадало очень много неповинных людей. Тех, кому не повезло оказаться на дороге у этого т.наз. "ангела мщения".


Нормы и законы общежития диктуются конкретными условиями существования.

Нормы и законы "того" общежития гарантировали бы нашей компании четвертование за государственную измену, из-за сношений с военно-политическим врагом страны.
С лишением дворянства, поскольку Англия и Франция находятся на пороге войны. Какие конкретные условия существования могли подвигнуть нашу четверку на подобное самоубийство?
02.04.2019 в 14:23

Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Сын Дракона, Я имел в виду не отдельный клип, а полноценный роман/фильм/историю Я поняла, просто пошутила ;)
В тех же "Трех мушкетерах": заботиться об адюльтере королевы с военно-политическим противником родной страны - это разве героизм?
Это обертка. Что есть героизм, что есть адюльтер и так далее.
К началу 17 века идея национального государства только начала оформляться и была совершенно чужда дворянству - они служили династиям, а не Отечеству. И не государству. Только Ришелье прекратил практику включения пленных в состав французской армии (и на это ушло не день и не год). Мушкетеры действовали согласно представлениям своего времени.
Суть же в том, что человеком движет инстинкт самосохранения и инстинкт сохранения вида, конкретные же действия (не сопротивляться или бить первым; моногамия и защита своего потомства или распространение генофонда на возможно более широкую территорию) определяется сложившими условиями существования и закрепляются в культуре посредством эмоционально выразительных произведений (самой понравилось, как получилось!)
02.04.2019 в 14:44

Хороший, качественный подвиг - а никто даже не заметил (С)
Irina77,
Разрешите выразить полное согласие по всем пунктам? :shuffle2:

Скарапея Змея,
К началу 17 века идея национального государства только начала оформляться и была совершенно чужда дворянству - они служили династиям
Вижу в этом противоречие )
Ок, не государству - королю. И тем не менее, они поддерживают королеву, наставляющую этому самому королю рога.

Мушкетеры действовали согласно представлениям своего времени.
Опять-таки нет. Конкретно д'Артаньян действовал в интересах девушки, которая ему нравилась, а все остальные влезли в эту историю ради дружбы. И все дружно наплевали на все остальное. В детстве это - круто, здорово, романтично и очень "по-мужски". Сейчас же... эм... это нечто на уровне "один влезает в учительскую, чтобы забрать отнятую на уроке у подруги любимой девочки куклу, а трое друзей-одноклассников лезут за компанию".
02.04.2019 в 15:13

Сучность, воспитанная книгами
Великолепная заметка! Да, верно, "смотреть не стоит трезвым взглядом". Того же графа Монте-Кристо без содрогания в трезвом уме читать невозможно. Мушкетёров и ту же Графиню - тоже.
Они рассчитаны, имхо, на романтичных барышень. При первом же трезвом взгляде практически все плюсы и минусы меняются местами. Причём - оооочень быстро!
02.04.2019 в 19:03

Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Irina77, Меня коробит, что по сути, он оказался на одном уровне "развития" тк.ск., со своими врагами - теми, кто его упек в Замок Иф. Ибо оказалось, что на деле-то, он ничем не лучше них - а то и хуже. Нцу, это как раз могло бы быть интересно, если бы Монте-Кристо не выставляли эдаким Ангелом Мести, невероятно могущественным, невероятно прозорливым, заведомо ничем не рискующим. ИМХО, однако. На моц взгляд, это так же скучно, как любое современное кино про супергероев. А вот Нуартье захватывает именно потому что борется с полным напряжением сил. Кстати если бы Дюма рассказал эту историю с точки зрения тех, на кого месть графа направлена было бы гораздо интересней - борьба с неведомой, неумолимой силой, отягощенная сознанием собственной вины.
Нормы и законы "того" общежития гарантировали бы нашей компании четвертование за государственную измену, из-за сношений с военно-политическим врагом страны.
Далеко не факт. Их могли бы показательно наказать в отместку вышестоящим лицам - Тревилю, Шеврез, но ради них самих машину правосудия раскручивать никто бы не стал. Мне не хочется сейчас опять вытаскивать цитаты из "Марии Медичи", вот на всякий случай ссылка www.e-reading.club/bookreader.php/1031458/Karmo.... На всем протяжении царствования Людовика 13 постоянные заговоры и сношения с враждебными государствами, после которых прощения (и подарки) получают не только ближайшие родственники, но и их подручные. Кое-кого. конечно, казнят, но тут надо было либо как следует постараться самому, либо попасть под раздачу в целях назидания. Скажем, придворные бежавшие с Марией Медичи в Брюссель, постепенно возвращались во Францию и занимали соответствующие места. Позже принц Конде прямо перешел на сторону Испании и воевал против Франции во главе ее войска, но получил полное прощение и спокойно вернулся в свои владения. со всем двором и штабом. Мушкетеры ввязались в авантюру не тогда, когда вошли в отношения с англичанами, а по самому факту службы в полку де Тревиля. который противостоял кардиналу (так в романе) и для приговора хватило бы одной доказанной дуэли из множества. Однако не было у них возможности просто служить, не высовываясь, противоборствующие группировки боролись за власть, и полк де Тревиля был одной из действующих сил в этой игре.
Сын Дракона, Ок, не государству - королю. Как королю, так и королеве.
Вообще-то пытаться разобрать Трех мушкетеров гиблое дело, поскольку это опрокинутое в прошлое представление человека уже 19 века. Не помню, Дюма или Вальтер Скотт написал, что "история только гвоздь, на который он набрасывает пестрый плащ вымысла". То есть, придется делать поправку на идеалы Эпохи Романтизма, через которые преломляются обрывочные и часто неверно понимаемые сведения об эпохе. Если говорить о реалиях первой половины 17 века то наши дворяне служили даже не королю, а конкретно тому, кто принял их в свой полк. Разумеется, центральная власть пыталась это изменить, но инерция была сильна. Дюма же подводит еще и идею рыцарского служения даме и верной дружбы. Перенести такой расклад в наше время просто не реально. Выросшие в других условиях Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян были бы совсем другими людьми. То же касается и переноса сюжета Графини де Монсоро.


Белочка Тилли, так то ж литература Романтизма ;)
Я бы не сказала, что плюсы и минусы меняются местами. Скорее приходит понимание, что на самом деле все было гораздо сложнее и хочется понять, почему было именно так, и не могло быть иначе. Того же Бюсси в реалиях второй половины 16 века можно было оставновить только одним способом - навалиться толпой и забить.
03.04.2019 в 23:48

Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Что-то я слегка зависла на Трех мушкетера. Написав, что невозможно разделить историю, которая могла бы произойти в 17 веке, и представления беллетриста века 19, пишущего в духе Романтизма, я, разумеется, именно это и попыталась сделать. Проблема осложняется тем, что читала я роман очень давно и читала на протяжении нескольких лет, в процессе чего мое отношение менялось, потом я стала читать примечания и послесловие, еще более потом исторические сочинения о Ришелье и его времени - в результате в моем сознании перемешаны впечатления и вычленить первоначальное я не могу. Пожалуй, тогда в детстве (а впервые я взялась за Трех мушкетеров в девять лет и, пропуская целые страницы, прочла быть может половину текста) меня более всего цепляла дружба и драки, военные приключения, в меньшей степени история любви. В моем представлении д'Артаньян отправился в Париж делать карьеру, уже будучи идейным противником Ришелье, вряд ли он, 18-летний гасконец из глубокой провинциальной дыры, мог бы внятно сформулировать свои взгляды. Напутствие отца: "Деритесь на дуэлях, это вдвойне славно, поскольку дуэли запрещены" - это выражение консервативной позиции, мечты об идеальном феодальном рыцарстве, противостоящему регулярному бюрократическому государству, воплощенному в образе всесильного Первого Министра. (К слову сказать, в 1625 году Ришелье еще таковым не был и воспринимался обществом как креатура королевы-матери). На старые добрые времена ссылается и Атос перед дуэлью, когда д'Артаньян предлагает отложить поединок до его выздоровления, он замечает, что так поступали рыцари Франциска Великого, но в наше неблагородное время... Образ Франциска короля-рыцаря неоднократно появляется в романе. Мушкетеры оправдываются за свое поражение, напоминая капитану о битве при Павии. Пресловутая шпага, которую Атос отказался одолжить Портосу, была подарена его предку Франциском Великим. В воображении обедневших дворян, вынужденных наниматься на службу в полки огнестрельного боя, при благородном короле Франциске доблестные рыцари служили своему сюзерену на правах вассалов, они формировали тяжелую конницу и решали исход сражения, после чего дружески общались со своими вчерашними противниками, они сами решали конфликтные вопросы на поединках и в частных войнах, а король гордился своими славными воинами и одаривал милостями. А вот нехорошие чиновники, кляузники, чернильные душонки, пользуясь грамотностью, знанием законов, всяческими недостойными уловками, подмяли государственный аппарат, напридумывали какие-то нелепые правила, ввели ужасающие налоги и вообще портят благородным людям жизнь. И вот эти настроения использовали все, кто противостоят центральной власти, прежде всего принцы - владетельные аристократы, которые тайно игнорировали и прямо бунтовали всю первую половину 17 века. Д'Артаньян был готов вступить под такое знамя. Он едет с рекомендательные письмом к де Тревилю, который был противником Ришелье и оказался причастен к заговора Сен-Мара 1642 года. На самом деле он возглавил роту королевских мушкетеров только в 1634 году, но для Дюма его политическая ориентация вполне очевидна. В романе подчеркивается, что Тревиль и его мушкетеры роялисты, король на их стороне душой (глубоко-глубоко в душе), он поддерживает их борьбу с кардиналом, чего естественно не было и не могло быть, однако, сами дворяне успешно предавались самообману. По воле Автора д'Артаньян вступает в конфликт с людьми кардинала случайно по дороге в Париж, в столице его друзьями становятся мушкетеры из полка де Тревиля, возлюбленной - камеристка королевы. Политическая позиция юноши определена, он служит в роте Дез Эссара, шурина де Тревиля, через свою возлюбленную становится доверенным лицом королевы. У его друга Арамиса роман с герцогиней де Шеврез - ближайшей подругой Анны Австрийской, яростной ненавистницей кардинала, вся жизнь которой прошла в заговорах и интригах. В политической борьбе, кипевшей в правление Людовика 13, мушкетеры занимали вполне определенную позицию, они активно с оружием в руках поддерживали противников Ришелье. Даже без влюбленности д'Артаньяна в Констанцию и дружеской солидарности друзей мушкетеры все равно выступали бы на той же стороне - они бы прикрывали Анну Австрийскую и ее интриги, противодействовали агентам кардинала, не переставая считать себя верноподданными короля и отважно сражаться под его знаменами. И здесь вот такой любопытный нюанс, разумеется, противники Ришелье, проигрывая, теряли должности, оказывались в тюрьме, изгонялись (Тревиль потерял должность в 1642), попадали на плаху, но не потому что изменили государству, а потому что потерпели поражение в борьбе групп властьимущих. И предъявлять дворянам 17 века отсутствие патриотизма неисторично, они о нем не имели ни малейшего понятия (Ришелье только начал вводить в официальный оборот термин Отечество, но его кругозор и интеллект несравним), они служили своему непосредственному сеньору - феодалу или военному командиру, как капитан де Тревиль. И в Трех мушкетера личные привязанности формируются в полном соответствии с идеологическими, политическими пристрастиями персонажа. В финале романа Ришелье дает д'Артаньяну патент лейтенанта, и это не фантастика - другого кадрового резерва у центральной власти не было.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail