Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Последние полгода мне периодически попадаются заметки об очередном "новом" фильме Диснея, по сути пересъемке мультика, с темнокожей актрисой в роли русалочки Ариэль. Регулярные сообщения на протяжении длительного времени волей-неволей просачиваются в сознание, побуждая как-то реагировать.
Прежде всего уточню, я против любой дискриминации, в том числе положительной. Определяющим качеством должна быть компетентность, а не расовая или половая принадлежность, сексуальная ориентация или пищевые предпочтения. В противном случае снижается уровень профессионализма, страдает выполненная работа. Мне не важно какой цвет кожи, пол, ориентация у хирурга, мне важно, чтобы он отлично провел операцию. То же относится к инженерам, водителям, рабочим. читать дальше . Для актера внешность тоже является рабочим инструментом. Он должен визуально воплощать созданный автором образ. И обожаемый мной Питер Динклейндж не может сыграть не только рослого красавца Эдуарда IV, но и его брата Ричарда III, потому что физические недостатки этого исторического деятели не являлись патологией и не мешали ему жить обычной жизнью знатного рыцаря своего времени. Однако Динклейндж мог бы сыграть Ричарда III в пьесе Шекспира, потому что он изображен отталкивающим, бесформенным, как новорожденный медвежонок, которого не вылизала мать. "Уродлив, исковеркан и до срока я послан в мир живой; я недоделан, - такой убогий и хромой, что псы, когда пред ними ковыляю, лают". В историческом произведении актеры должны хотя бы отдаленно напоминать прообразы своих персонажей, они не могут внешне походить на представителей другой расы, поскольку это было важно, принципиально важно. В фэнтези расовое разнообразие только приветствуется, если оно непротиворечиво вписано в реалии вымышленного мира.
Что касается конкретно Ариэль, то, на мой взгляд, убиваться по поводу внешности актрисы после того, что студия Диснея сотворила с оригинальной историей Андерсена, просто нелепо. Все равно, что переживать об испачканном краской трупе, которого до этого зверски пытали, насиловали, медленно убивали и расчленяли, частично съев. Какая мелочь по сравнению с совершенным надругательством! Ведь сказка Андерсена была совсем не о провинциалке из глубинки, которая ловко охмурила богатого и знаменитого. Студия Диснея извратила глубоко христианскую суть, убила прекрасное произведение и жестоко надругалась над ним под радостное улюлюканье публики.
Я очень любила Андерсена в детстве, Русалочка в моем сердце занимала почетное второе место (на первом "Снежная королева", на третьем - "Дикие лебеди"). Меня просто тошнило от той банальной и пошлой мелодрамы производства студии Диснея.
Морские жители Андерсена не имеют души, они живут вольно и беспечно, не зная нравственного закона, не ведая добра и зла. Смерть прекращает их существование, они становятся морской пеной, что высыхает на солнце. Русалочка, ставшая героиней истории стремится к чему-то, что она не может объяснить и назвать. Она задумчива и тиха, ее манит красота цветов и предметов искусства, собранных у нее в садике. Ее сестры весело резвятся среди бури и шторма, не жалея о погибших моряках, но Русалочка спасает прекрасного Принца, потерпевшего кораблекрушения. Она влюбляется в него и хочет быть вместе с ним. Но ей нужны не только ноги, они лишь дадут внешнее подобие человека, Русалочка должна обрести ДУШУ, чтобы стать ЧЕЛОВЕКОМ и парой любимому. Но душа у нее появится, только если Принц полюбит ее, а если он женится на другой, Русалочка умрет и станет пеной морской, растает на полуденном солнце. Она отдает свой голос ведьме, платя за свой шанс обрести ноги, любовь, бессмертную душу - жизнь вечную.
Принц отнесся к найденной на берегу девушке очень по-доброму, подружился с ней, привязался. Но не полюбил. И это гениальный ход Андерсена! Он не сделал Принца самодовольным придурком, Принц замечательный человек, добрый, отзывчивый, ответственный. Прежде всего ответственный, поэтому он согласен заключить политический брак - так надо для вверенной ему Богом страны.
А ведь эту историю можно рассказать и как классический любовный роман. С точки зрения принцессы. Предназначенная в жены Принцу девушка воспитывалась в монастыре и однажды утром нашла на песке потерпевшего кораблекрушение. Она привела его в чувство, позвала на помощь. И Принц влюбился в свою спасительницу, не зная, кто она. Принц и Принцесса из чувства долга дали согласие на брак с незнакомцами. Но оказалось, они уже давно любят друг друга. Для этой пары наступает вполне заслуженный счастливый финал!
А в мультфильме злая ведьма приняла облик невесты (куда делась настоящая принцесса, хотела бы я знать?) и обманула Принца голосом Русалочки, он принял ее за свою спасительницу. В притче Андерсена никакого обмана не было - Принц считал своей спасительницей ту, которая нашла его на берегу, он не знал, что и на берег его вытащили. Далее следует разоблачение и типично голливудская финальная бойня с неизбежным хэппи эндом в виде взаимного удовлетворения сексуального влечения и последующей свадьбы девчонки из глубинки с богатым плейбоем. Здесь нет нравственного выбора, герои идут к своей цели, отбрасывая препятствия. Удовлетворения желания возводится в абсолют. "Я хочу его!" - значит, он должен стать моим. Он обязан полюбить, обязан пренебречь всеми своими обязательствами, все, кто препятствуют исполнению моих желаний - враги, исчадия зла и должны быть уничтожены. Мои желания превыше всего! - воо логика студии Диснея.
Русалочка Андерсена должна погибнуть на закате. Но ей предложен выбор - она может вернуться к прежнему беззаботному, бездушному существованию волшебного существа. Если убьет Принца. Если убьет свою любовь, саму возможность бессмертной души и вечной жизни. И это кульминация. Выбор между своим комфортом и счастьем другого человека. Любовь Русалочки отрывается от животного "хочу", от инстинкта совокупления с наиболее статусным самцом, она выходит на иной уровень, ничего уже не прося для себя. Русалочка желает счастья Принцу с той, которую он сам выбрал, ее любовь истинно духовная, лишенная эгоизма, похоти и зависти, она той же природы, что и любовь божественная. Русалочка выбрасывает нож и умирает, но не становится пеной, а присоединяется к дочерям воздуха, у которых тоже нет души, но они могут заслужить ее.
Мультипликаторы Диснея превратили философскую притчу христианского писателя в убогую поделку для потребителей поп-культуры. Типичный фаст-фуд. А фаст-фуд необходимо время от времени обновлять. В этом сезоне у нас гамбургер по-мексикански и негритянка Ариэль! Ешьте, не бойтесь лишних жиров и углеродов, в следующем сезоне бодипозитивную принцессу снимем.
Вы процессе обсуждения у меня выкристаллизировалась главная идея мультфильма "Русалочка" студии Дисней. Увидела шикарного парня на многомиллионной яхте? Продай почку, купи лабутены, никому не сказав, отправляйся за ним в другую страну. Тебя, как родную, примут во дворце, твой красавчик окажется кладезем всяческих достоинств и непременно тебя полюбит. Твоя соперница без сомнения лживая преступная тварь. которую нужно мочить любыми способами.
Даже на чисто бытовом. житейском уровне сказка андерсена глубже и мудрее. Как бы ты ни была хороша, как бы сильно не любила, ответного чувства может не быть. Человек, который не полюбил тебя, не превращается в мерзкого, гадкого урода и негодяя. Он может быть прекрасным, замечательным, самым лучшим, но любить другую. И они достойны счасть. Это нужно принять и заниматься своей жизнью.
Прежде всего уточню, я против любой дискриминации, в том числе положительной. Определяющим качеством должна быть компетентность, а не расовая или половая принадлежность, сексуальная ориентация или пищевые предпочтения. В противном случае снижается уровень профессионализма, страдает выполненная работа. Мне не важно какой цвет кожи, пол, ориентация у хирурга, мне важно, чтобы он отлично провел операцию. То же относится к инженерам, водителям, рабочим. читать дальше . Для актера внешность тоже является рабочим инструментом. Он должен визуально воплощать созданный автором образ. И обожаемый мной Питер Динклейндж не может сыграть не только рослого красавца Эдуарда IV, но и его брата Ричарда III, потому что физические недостатки этого исторического деятели не являлись патологией и не мешали ему жить обычной жизнью знатного рыцаря своего времени. Однако Динклейндж мог бы сыграть Ричарда III в пьесе Шекспира, потому что он изображен отталкивающим, бесформенным, как новорожденный медвежонок, которого не вылизала мать. "Уродлив, исковеркан и до срока я послан в мир живой; я недоделан, - такой убогий и хромой, что псы, когда пред ними ковыляю, лают". В историческом произведении актеры должны хотя бы отдаленно напоминать прообразы своих персонажей, они не могут внешне походить на представителей другой расы, поскольку это было важно, принципиально важно. В фэнтези расовое разнообразие только приветствуется, если оно непротиворечиво вписано в реалии вымышленного мира.
Что касается конкретно Ариэль, то, на мой взгляд, убиваться по поводу внешности актрисы после того, что студия Диснея сотворила с оригинальной историей Андерсена, просто нелепо. Все равно, что переживать об испачканном краской трупе, которого до этого зверски пытали, насиловали, медленно убивали и расчленяли, частично съев. Какая мелочь по сравнению с совершенным надругательством! Ведь сказка Андерсена была совсем не о провинциалке из глубинки, которая ловко охмурила богатого и знаменитого. Студия Диснея извратила глубоко христианскую суть, убила прекрасное произведение и жестоко надругалась над ним под радостное улюлюканье публики.
Я очень любила Андерсена в детстве, Русалочка в моем сердце занимала почетное второе место (на первом "Снежная королева", на третьем - "Дикие лебеди"). Меня просто тошнило от той банальной и пошлой мелодрамы производства студии Диснея.
Морские жители Андерсена не имеют души, они живут вольно и беспечно, не зная нравственного закона, не ведая добра и зла. Смерть прекращает их существование, они становятся морской пеной, что высыхает на солнце. Русалочка, ставшая героиней истории стремится к чему-то, что она не может объяснить и назвать. Она задумчива и тиха, ее манит красота цветов и предметов искусства, собранных у нее в садике. Ее сестры весело резвятся среди бури и шторма, не жалея о погибших моряках, но Русалочка спасает прекрасного Принца, потерпевшего кораблекрушения. Она влюбляется в него и хочет быть вместе с ним. Но ей нужны не только ноги, они лишь дадут внешнее подобие человека, Русалочка должна обрести ДУШУ, чтобы стать ЧЕЛОВЕКОМ и парой любимому. Но душа у нее появится, только если Принц полюбит ее, а если он женится на другой, Русалочка умрет и станет пеной морской, растает на полуденном солнце. Она отдает свой голос ведьме, платя за свой шанс обрести ноги, любовь, бессмертную душу - жизнь вечную.
Принц отнесся к найденной на берегу девушке очень по-доброму, подружился с ней, привязался. Но не полюбил. И это гениальный ход Андерсена! Он не сделал Принца самодовольным придурком, Принц замечательный человек, добрый, отзывчивый, ответственный. Прежде всего ответственный, поэтому он согласен заключить политический брак - так надо для вверенной ему Богом страны.
А ведь эту историю можно рассказать и как классический любовный роман. С точки зрения принцессы. Предназначенная в жены Принцу девушка воспитывалась в монастыре и однажды утром нашла на песке потерпевшего кораблекрушение. Она привела его в чувство, позвала на помощь. И Принц влюбился в свою спасительницу, не зная, кто она. Принц и Принцесса из чувства долга дали согласие на брак с незнакомцами. Но оказалось, они уже давно любят друг друга. Для этой пары наступает вполне заслуженный счастливый финал!
А в мультфильме злая ведьма приняла облик невесты (куда делась настоящая принцесса, хотела бы я знать?) и обманула Принца голосом Русалочки, он принял ее за свою спасительницу. В притче Андерсена никакого обмана не было - Принц считал своей спасительницей ту, которая нашла его на берегу, он не знал, что и на берег его вытащили. Далее следует разоблачение и типично голливудская финальная бойня с неизбежным хэппи эндом в виде взаимного удовлетворения сексуального влечения и последующей свадьбы девчонки из глубинки с богатым плейбоем. Здесь нет нравственного выбора, герои идут к своей цели, отбрасывая препятствия. Удовлетворения желания возводится в абсолют. "Я хочу его!" - значит, он должен стать моим. Он обязан полюбить, обязан пренебречь всеми своими обязательствами, все, кто препятствуют исполнению моих желаний - враги, исчадия зла и должны быть уничтожены. Мои желания превыше всего! - воо логика студии Диснея.
Русалочка Андерсена должна погибнуть на закате. Но ей предложен выбор - она может вернуться к прежнему беззаботному, бездушному существованию волшебного существа. Если убьет Принца. Если убьет свою любовь, саму возможность бессмертной души и вечной жизни. И это кульминация. Выбор между своим комфортом и счастьем другого человека. Любовь Русалочки отрывается от животного "хочу", от инстинкта совокупления с наиболее статусным самцом, она выходит на иной уровень, ничего уже не прося для себя. Русалочка желает счастья Принцу с той, которую он сам выбрал, ее любовь истинно духовная, лишенная эгоизма, похоти и зависти, она той же природы, что и любовь божественная. Русалочка выбрасывает нож и умирает, но не становится пеной, а присоединяется к дочерям воздуха, у которых тоже нет души, но они могут заслужить ее.
Мультипликаторы Диснея превратили философскую притчу христианского писателя в убогую поделку для потребителей поп-культуры. Типичный фаст-фуд. А фаст-фуд необходимо время от времени обновлять. В этом сезоне у нас гамбургер по-мексикански и негритянка Ариэль! Ешьте, не бойтесь лишних жиров и углеродов, в следующем сезоне бодипозитивную принцессу снимем.
Вы процессе обсуждения у меня выкристаллизировалась главная идея мультфильма "Русалочка" студии Дисней. Увидела шикарного парня на многомиллионной яхте? Продай почку, купи лабутены, никому не сказав, отправляйся за ним в другую страну. Тебя, как родную, примут во дворце, твой красавчик окажется кладезем всяческих достоинств и непременно тебя полюбит. Твоя соперница без сомнения лживая преступная тварь. которую нужно мочить любыми способами.
Даже на чисто бытовом. житейском уровне сказка андерсена глубже и мудрее. Как бы ты ни была хороша, как бы сильно не любила, ответного чувства может не быть. Человек, который не полюбил тебя, не превращается в мерзкого, гадкого урода и негодяя. Он может быть прекрасным, замечательным, самым лучшим, но любить другую. И они достойны счасть. Это нужно принять и заниматься своей жизнью.
В нынешних их ремейках я вижу ещё другую страшную проблему: они повторяются. Да разве у нас на планете закончились сказки? Или нет хороших книг? Или слабо в оригинальный сценарий? Разве нельзя снять что-то по мотивам африканских сказок (ну, это интересно, политкорректно и логично было бы).
Я неверующая, но философия христианства мне близка именно как философия.
Даже на чисто бытовом уровне сказка Андерсена сложнее, глубже и мудрее мультфильма.
Ее идейный посыл: как бы ты хороша ни была, как бы не любила, твое чувство может остаться без взаимности. Человек, который не полюбил тебя, который любит другую, не превращается в урода и мерзавца, он остается замечательным, чудесным, самым лучшим. просто любит не тебя. И это надо принять. Потому что только ты отвечаешь за то, что делаешь со своей жизнью - можешь растратить ее на злобу и месть, а можешь писать стихи о неразделенной любви.
только пошлость, банальность и потворство массовому вкусу. - учитывая, что студия Дисней - предприятие коммерческое и в условиях капитализма должно свой товар продавать, то естественно с их стороны делать то, что люди купят. Если не продадут - будут лапу сосать. Они не могут позволить себе той свободы творчества ни в техниках, ни в сюжетах, что была, скажем, у Союзмультфильма (тут можно до облысения спорить о советской цензуре, и да, она была - но помимо госзаказа на "пионеры там и тут песню Ленину поют" там судя по продукции была огромная свобода делать то, что ныне классифицируется как артхаус), но и не ограничены цензурой так жестко, как аниматоры милитаристской Японии (о, это боль, слёзы и тема отдельного доклада). И у них это получается.
Я довольно схематично помню что оригинальную сказку, что мульт Диснея, но чего хочу отметить:
- Андерсен, емнип, писал для взрослых. Поэтому у него сказки по больше части такие грустные притчи (и поэтому из них я была в детстве но-настоящему покорена только Снежной Королевой, она подинамичнее и конец вполне счастливый). и конфликт у Русалочки скорее внутренний и вообще, сказка-то о несчастной любви. Что для той аудитории вполне естественно и близко (мне не близко, я не люблю романтику лейтмотивом вообще). Ну и философии немного бонусом.
- студия Дисней снимает для детей. И конфликт у Ариэль такой весь внешне-подростковый. Там даже больше про отношения отца и ребёнка, о заботе, о доверии старшего к выбору младшего, о признании взрослым, способным принимать решения. Что вполне естественно и актуально для аудитории детей/подростков/заботливых родителей. И таки да, об этом снято намного больше контента. Потому что он лучше продаётся. Здесь они ничего нового не изобрели, но повторили не сколько прописных истин в доступной и увлекательной форме. Не могу назвать их творение шедевром, но это и точно не провал. Если, конечно, не рассматривать его строго как экранизацию Андерсена. С этой стороны - да, ад.
Дисней, конечно, мог бы снять Русалочку строго по сказке-первоисточнику. Наверняка получился бы очень неплохой мультфильм (который я почему-то вижу кукольным), собрал бы награды на престижных фестивалях и порадовал поклонников сказочника, но кассы бы не сделал. Потому что дети не любят печальные концы у сказок. И импереживания Русалочки ещё не актуальны чаще всего. Да и взрослые, пожалуй, по большому счёту тоже. Собственно, я не могу назвать ни одной сказки, которую студия бы не перелопатила основательно. Но некоторые их решения настолько странные, что я понять их не могу. Почему принцесса Будур стала Жасмин? Почему отказались от идеи сделать Мозенрата главным злодеем третьей полнометражки и братом Аладдина? Необъяснимо. Идея-то была крутая.
У мне из христианства в сознании прижилось ровно столько, сколько там было общечеловеческого. Остальное быстренько отвалилось. Но у меня вообще с идеями единобожия и спасения по жизни не сложилось. Ну и культура и история - это культура и история и это интересно.
Я читала Андерсена все свое детство и очень любила. Снежную королеву выучила наизусть еще до того, как научилась читать, то есть лет в пять. Русалочка, Дикие лебеди - самые любимые сказки, которые до сих пор помню. Поэтому мультфильм тогда в начале 90-х вызвал у меня негативную реакцию. Например, "Алладин" меня ничуть не задел - я не знала первоисточника - гэговая комедия в восточном антураже с колоритными злодеями и классным попугаем.
и конфликт у Русалочки скорее внутренний и вообще, сказка-то о несчастной любви. Что для той аудитории вполне естественно и близко (мне не близко, я не люблю романтику лейтмотивом вообще). Ну и философии немного бонусом. Я как раз люблю романтику и истории любви без хэппи энда (помню, лет в 15 придумала такой критерий хорошей литературы - конец должен быть либо открытый, либо "все умерли"). Но на мой взгляд, "Русалочка" Андерсена - сказка о становление Человека, превращение из животного, живущего инстинктами в личность, способную думать, сопереживать, принимать сознательные решения. Это аллегория, которую можно наложить и на развитие ребенка от младенца до сознательной личности, и на развитие этических представлений в обществе.
Не могу назвать их творение шедевром, но это и точно не провал. Если, конечно, не рассматривать его строго как экранизацию Андерсена. С коммерческой точки зрения, не провал. То, что мне мультфильм не нравился, так это мой субъективный вкус. Я и в Макдональдс не хожу, и суши не ем. На меня в этом смысле вообще ориентироваться нельзя
Собственно, я не могу назвать ни одной сказки, которую студия бы не перелопатила основательно. Так я же с этого начинаю, с того, что придираться к актрисе нелепо - от оригинальной истории Андерсена остались фрагменты сюжетного скелета - не имеет значения, что именно изобразят на экране. Это уже в мультфильме было не о Дании, не о христианской Европе, не о нашем мире вообще. Почему бы в мире Диснее не быть темнокожей русалки, может у них там на суше синие люди присутствуют?
"Алладин" меня ничуть не задел - я не знала первоисточника - гэговая комедия в восточном антураже с колоритными злодеями и классным попугаем. - да меня тоже, я просто Мозенрата очень люблю.
Дикие лебедии мне в детстве нравились. Но любимыми были всё равно Каменный Мигел и сказки Гауфа.
хм.. а ведь у меня никогда не было каких-то критериев хорошей литературы. были критерии плохой: немотивированный поступки героев, бедный язык, затянутое повествование. А на счёт конца я вообще никогда не задумывалась, должен ли он быть открытым, закрытым ,хорошим или"все умерли, а кто выжил, лучше б умерли". В хорошем произведении конец логичный и не притянутый за уши.
"Русалочка" Андерсена - сказка о становление Человека, превращение из животного, живущего инстинктами в личность, способную думать, сопереживать, принимать сознательные решения. - а вот ля меня Русалочка с самого начала была личностью ,поэтому такая аллегория никогда не приходила мне на ум.
Я и в Макдональдс не хожу, и суши не ем. - я могу назвать 24 причины, почему я не зануда(с)
придираться к актрисе нелепо - от оригинальной истории Андерсена остались фрагменты сюжетного скелета - не имеет значения, что именно изобразят на экране. Это уже в мультфильме было не о Дании, не о христианской Европе, не о нашем мире вообще. Почему бы в мире Диснее не быть темнокожей русалки, может у них там на суше синие люди присутствуют? - потому что это ремейк, я считаю. Ариэль у них уже рыжая и белокожая. Вот сняли бы сказку про какую-то другую русалочку - слова бы никто не сказал.
а вот ля меня Русалочка с самого начала была личностью ,поэтому такая аллегория никогда не приходила мне на ум. возможно, я не корректно выразилась. Так-то и младенец личность, и первобытный человек личность, но между личностью, живущей инстинктами и человеком, способным обуздать свои страсти разглядеть личности рядом с собой огромная пропасть.
Изначально Русалочка - природное существо, ее влечение к Принцу властное "хочу", заставляющее покинуть родных, отказаться от голоса, терпеть боль. Если Принц ее полюбит, женится на ней нравственного развития не произойдет (по крайней мере, не по этой линии), она останется такой же, как и была - милым, ласковым существом, добрым только потому, что ей не нужно никому причинять зла для получения желаемого. А вот когда Принц полюбил другую, встал вопрос нравственного выбора: она ЕГО любит, или свое желание удовлетворяет, она его ЛЮБИТ или только ХОЧЕТ? Русалочке приходится выбирать, причинить зло другим, чтобы спасти себя, или ответить за свои поступки, не ломая чужие жизни. Она смогла подняться над инстинктивным стремлением выжить любой ценой (и отомстить за неудовлетворенное желание) и признать за другими людьми то же право на жизнь и любовь, которое каждый человек признает за собой (многие только за собой).