Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Дозрел у меня ребенок до Дюма. Посмотрел "Трех мушкетеров" и заявил, что теперь-то понял, в чем прелесть фильма, а раньше был маленький и упускал важное. Решил скачать аудиокнигу в машину и посмотреть наши отечественные сериалы по трилогии о Генрихе Наваррском. Я к нему присоединилась. Смотрим.
В те времена, когда сериал "Королева Марго" вышел на экраны я давно и пылко любила творчество Дюма и мечтала об экранизации. Мне всегда нравились Певцов, Караченцев, Боярский, Васильева, Жигунов - то, что последний играет откровенно никак я осознала гораздо позже. Так что в целом я была довольна - сбылась мечта! Любимые актеры в антураже, хотя бы не противоречащем моим представлениям об эпохе, завораживающая музыка, роскошная карта средневекового Парижа... Все неприятные, царапающие моменты я просто игнорировала. К сожалению, сейчас фильм воспринимается иначе. Больше всего меня огорчает то, что сценаристы зачем-то взялись переписывать Дюма. Ладно бы они приблизили художественный текст к исторической действительности, но они увели его еще дальше, попутно покалечив четко выстроенный сюжет романа!
Отдельные "гениальные" находки Авторов просто бессмысленны. Например, комические сценки с доспехами Коконнасса, на которые окружающие реагируют как на ужасающий анахронизм. Вообще-то доспехи использовались и в конце XVI века, и в XVII. От них отказались не из-за их неэффективности. Армии стали профессиональными и увеличились в численности, невозможно было централизованно обеспечить всех доспехами, ими пользовались элитные подразделения, такие как крылатые гусары, и высокопоставленные военные. Но беда даже не в отсутствии достоверности, а в ненужности для повествования. Эпизоды с доспехами совершенно излишни. Вероятно, их ввели, чтобы показать характер Коконнасса, но лучше бы оставили имеющиеся у Дюма эпизоды, например, сценку в будуаре Маргариты после охоты и "оборону" дома в переулке Клош-Персе.
читать дальше
Очень обидно, что в сериале были опущены или сокращены изумительные диалоги, такие как беседа Екатерины Медичи с Морвелем.
читать дальше

Иногда вольное обращение с текстом романа приводило к забавным результатам. Так Евгения Добровольская гораздо больше похожа на прототип, чем описание Дюма. Маргарите едва исполнилось двадцать лет, а уже все поэты пели ей хвалу; одни сравнивали ее с Авророй, другие — с Кифереей. По красоте ей не было равных даже здесь, при таком дворе, где Екатерина Медичи старалась подбирать на роль своих сирен самых красивых женщин, каких только могла найти. У нее были черные волосы, изумительный цвет лица, чувственное выражение глаз с длинными ресницами, тонко очерченный алый рот, стройная шея, роскошный гибкий стан и маленькие, детские ножки в атласных туфельках.

Дмитрий Харатьян гораздо ближе по возрасту историческому Ла Молю, чем персонажу Дюма, проблема в том, что играет он двадцатилетнего провинциала, а не сорокалетнего придворного.
Екатерина Васильева - потрясающая актриса и создала восхитительный образ Злой королевы, но реальная Екатерина Медичи отличалась невысоким ростом и полнотой, так же была описана и в романе.

Такой изобразил ее Клуэ, иной она предстала на экране.

Рядом с ней Карл IX. Удивительное попадание в образ!

Меня печалит то, как был изображен в сериале адмирал Гаспар де Колиньи. Он предстает добрым дедушкой, мечтающим о мире,готовится уйти на покой, освободив путь молодым. На самом деле Колиньи был военным и политическим лидером гугенотов, очень решительным и амбициозным. Он планировал вступить в войну с Испанией на стороне восставших Нидерландов, и король увлекся этой идеей, что пугало Екатерину Медичи.

Колиньи недавно женился в третий раз, его жена ждала ребенка. Он был полон сил и энергии.
Сериал нельзя винить за абсурдность политической интриги, так написал Александр Дюма. Разумеется, никто не мог передать Франсуа Алансонскому власть над Наваррским королевством, так же как не мог Карл IX завещать престол Франции Генриху Бурбону в обход родных братьев. Весь сюжет романа построен на фантастических допущениях, но сценаристам этого показалось мало, и они добавили красок.
Некоторые роли совершенно очевидно были переписаны под актеров. Так юный, пылкий де Муи Александра Дюма превратился в очень возрастного, спокойного персонажа Караченцева. Ему добавили печальную историю любви и связали с Рене Флорентийцем. В финале сериала граф де Муи де Сен-Фаль стал практикующим астрологом. Аристократы в ту эпоху могли заниматься "тайными науками" - Жиль де Ре подтверждает - но на досуге, не отказываясь от сословных привилегий и образа жизни.
Рене Флорентийца играл Сергей Юрский, и роль была существенно расширена, а характер полностью изменен. Персонаж Дюма был мелочным, трусливым, корыстным человеком. Он устранял врагов Екатерины Медичи, не испытывая угрызений совести, и рассчитывал на гибель Генриха Наваррского в Варфоломеевскую ночь.
читать дальше
Но Рене на самом деле умел предсказывал будущее. Когда он осознал, что Генриху Наваррскому суждено стать королем Франции, он испугался. Рене не посмел спорить с Судьбой, он решил спасать собственное будущее, попытавшись договориться.
читать дальше
Увы, этой потрясающей сцены в сериале нет, потому что Рене Флорентиец показан мудрым и благородным ученым, который изначально помогает Генриха Наваррского по самой удивительной причине - хочет сделать де Муи своим учеником. На мой взгляд, персонаж Дюма был интереснее. Малодушный, корыстный, подлый человек, по случайности наделенный многими талантами и великим Даром. Рене становится орудием Судьбы не благодаря, а вопреки своим личным качествам. Он принимает правильное решение из трусости.
Очень не повезло Генриху Наваррскому. В романе он блистал. Остроумный, обаятельный, обворожительный Генрих притягивал как живой огонек, ему невольно начинали симпатизировать все, кому приходилось иметь с ним дело - Шарлотта де Сов, Карл IX, Маргарита, ее любовник. Он словно зажигал людей. Отношения Генриха с женой в романе были исключительно дружескими, абсолютно лишенными ревности. Он помогал Ла Молю, был благодарен жене. В сериале главной темой сделали чувство, соединяющее Генриха и Маргариту, которому они противятся, но не могут устоять. Генрих стал ревновать к Ла Моль, утратил значительную долю самоиронии, превратился в довольно-таки тяжелого человека. Часть его очень говорящих поступков в сериале отняли, и это очень печально.
Однако не может все быть плохо. От одного изменения я в восторге. В романе Дюма Морвель был проходным злодеем, человеком без чести и совести. В сериале персонаж Боярского стал фигурой неоднозначной и даже трагической. Несмотря на все совершенные им преступления, его гибель расстраивает. Раненый Морвель понимает, что Екатерина Медичи избавится от него, как только он даст показания, поэтому бежит. Он сворачивает в переулок и попадает в тупик. Спрашивает имя миленькой девушки, которая указала ему единственный выход, - прямо в руки стражи. "Катрин", - отвечает она. "Екатерина", - медленно проговаривает Морвель, понимая, что это - конец, и падает сраженный пулей.

К сожалению, я не нашла информации о Лувье де Морвеле, если, кому-то что-то известно, буду благодарна за сведения о нем и о де Муи. В исполнении Боярского это тот же д'Артаньян, прибывший продать свою шпагу и верность, но в эпоху Гражданских войн ставший презираемым убийцей. Спустя полвека Франция стала совсем другой страной, и, поступив на королевскую службу, гасконский дворянин сделал отличную карьеру. На самом деле выбор между ротой королевских мушкетеров и гвардейцами кардинала не был принципиален, против мятежной Ла-Рошели они сражались вместе. Вот если бы д'Артаньян поступил к Гастону Орлеанскому, у него появился бы шанс поучаствовать в политическом убийстве со всеми последствиями, но в то время брат короля уже не играл настолько существенной роли. А во второй половине XVI века феодальные князья обладали реальной властью и раздирали страну на части. Морвель стал пешкой в их игре и расплатился за все сполна.

@темы: "фильмы", "книги", "статьи", "исторические эпохи", "герои Дюма"

Комментарии
12.12.2019 в 02:02

Дух Шервуда, живущий в Сторибруке. Пойдем со мной. Ты пожалеешь, но тебе понравится (с)
На самом деле "Королева Марго" получилась менее удачной, нежели "Графиня де Монсоро". Хотя там была графиня красивая, но совершено никакая ) А вот остальные прям хороши ) Генрих III, анжуйцы, миньоны, Бюсси, в общем, есть на кого посмотреть, Домогаров там не спившийся и вполне себе ) Ему очень идет исторический антураж, еще рекомендую "Сатисфакцию" - шикарный сюжет и великолепные актеры.
Что касается "Королевы", то я не могу не симпатизировать Васильевой, она прекрасна ) Юрский хорош, но книжный Рене был великолепен, в сериале его заметно упростили )
А вот Генрих мне нравился. И исторический тоже. Именно этим огнем, за который его ненавидели, его любили, им восхищались и ему завидовали. Страстно, пылко и безжалостно, как умеют лишь южане. Относиться к Беарнцу можно было как угодно, но равнодушных не было. Яркий он был человек )
12.12.2019 в 09:58

Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Йеннифэр_Миледи, На самом деле "Королева Марго" получилась менее удачной, нежели "Графиня де Монсоро".
У меня черновик наполовину написан. Закончу - выложу. Думаю, "Королева Марго" - первый опыт, а на "Графине де Монсоро" уже набили руку. Жаль "Сорок пять" не сняли, там как раз формат для сериала подходящий - несколько сюжетных линий, куча персонажей.
Что касается "Королевы", то я не могу не симпатизировать Васильевой, она прекрасна Согласна! Отличная получилась Злая королева, от нее реально мурашки по коже.
Юрский хорош, но книжный Рене был великолепен, в сериале его заметно упростили ) Даже не упростили, а написали совершенно другого персонажа.
вот Генрих мне нравился. И исторический тоже. Я его очень люблю.
12.12.2019 в 16:31

Дух Шервуда, живущий в Сторибруке. Пойдем со мной. Ты пожалеешь, но тебе понравится (с)
Скарапея Змея, Думаю, "Королева Марго" - первый опыт, а на "Графине де Монсоро" уже набили руку.

И это сильно заметно - костюмы намного краше, и атмосфера тоже )

Жаль "Сорок пять" не сняли, там как раз формат для сериала подходящий - несколько сюжетных линий, куча персонажей.

Хотели, не помню, почему не сняли - то ли из-за Дворжецкого, то ли еще почему...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии