читать дальше
В романе "Королева Марго" несколько линий плотно сплетены и завязаны на Генрихе Наваррском. Произведение получилось цельным, компактным. "Графиня де Монсоро" распадается на отдельные истории, которые объединяют лишь некоторые общие действующие лица. И это очень хорошо, поскольку центральная романтическая линия оставляет меня совершенно равнодушной. Я не люблю персонажей типа Бюсси. Они скучны независимо от антуража. В рыцарских доспехах, треуголке или ковбойской шляпе, со шпагой или волшебной палочкой такие первые парни на деревне представляют собой блестящий образчик пустоты. Сплошной фансервис без содержания. Сама история любви бретера и красавицы графини банальна до невозможности. Он отважен и благороден, она прекрасна и добродетельна, они созданы друг для друга, но коварный разлучник в лице законченного негодяя мешает счастью. Ценностного конфликта нет, внутреннего развития нет, выбора нет. История ни о чем. Больше я ее касаться не буду. Отмечу только, что Юрий Беляев в роли графа де Монсоро великолепен. Очень цельный характер. Жуткий человек. "Даже когда он признавался в любви, казалось, он признается в ненависти". В романе он часто смешон, но в сериале внушает ужас. Я за него болела
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Единственное заметное отличие сериала от книги в том, что в сюжет введена некая дама по имени Габриэль. Она передает Бюсси письма королевы Маргариты, служит посредницей между Франсуа Анжуйским и Генрихом Наваррским, оскорбленная холодностью Бюсси выдает его связь с графиней де Монсоро герцогу. На мой взгляд, это абсолютно лишний персонаж, который ничего не добавил, только переусложнил и без того многоуровневую интригу.
Екатерину Медичи по-прежнему играет великолепная Екатерина Васильева. Ее много меньше, чем в "Королеве Марго", но она впечатляет.
Кирилл Козаков - убедительный герцог Анжуйский - трус, подлец, предатель. Именно такой, каким его вывел на страницах романах Александр Дюма. Реальный принц Франсуа был жалок, самый младший сын королевской четы, искалеченный болезнью, его никто никогда не любил. В романе бедный принц подвергается жестокому осмеянию:
"Господа не смотрите косо
На Франсуа и его два носа.
ведь по праву и по обычаю
Два носа под стать двуличию."
Но об этом как-то быстро забывают, о физическом уродстве и немощи герцога Анжуйского далее не упоминается, речь идет исключительно о его душевных пороках. Кирилл Козаков отличается своеобразной и яркой внешностью, но его персонаж труслив, двуличен и коварен. Наделенное властью ничтожество, младший сын, снедаемый завистью. Он неспособен даже на открытую ненавистью, мстит исподтишка и чужими руками.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/6/6/3166497/thumb/86571641.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/6/6/3166497/86571641.jpg)
Безупречное попадание в образ - Евгений Дворжецкий в роли Генриха III.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/6/6/3166497/thumb/86571635.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/6/6/3166497/86571635.jpg)
Важно даже не внешнее сходство, изумительно переданный характер этого странного противоречивого мятущегося человека. Удивительно, что Дюма, весьма вольно обходившийся с историческими источниками, не приписал своему герою ничего лишнего и не упростил его до маски. Генрих III и в романе, и в сериале очень сложный человек. Его трудно уважать, он слишком слаб, капризен, суетен, но ему невозможно не сочувствовать. Генрих искренне старается выполнять свой долг короля, но эта ноша слишком тяжела для него. Он ясно видит, что охотники за его короной готовы обрушить страну в пропасть очередной войны. Генрих борется не только за свою личную власть, но за государство, и уже поэтому он более достоин править, чем его соперники. Однако правит он из рук вон плохо. Его приближенные некомпетентны. Одному шуту не под силу тянуть на себе всю государственную машину, однако, он старается.
Казалось бы, Шико и в романе Дюма почти сверхчеловек - ловкий, хитрый, храбрый, он знает почти все, появляется в нужном месте в нужное время и решает неразрешимые проблемы. Однако персонаж Алексея Горбунова еще более выдающийся, хотя это кажется невозможным. Он догадывается о личности Жанны, которую Бюсси привел в Лувр под видом пажа. Шико подыгрывает Сен-Люку, когда тот пугает Генриха III "голосом свыше". В книге он не был осведомлен об этой интриге и честно помогал своему другу-королю - отправил его искать источник голоса, а сам отвлекал шутника. В сериале Шико напротив пытался задержать Генриха III, чтобы помешать ему разоблачить Сен-Люка. Тем не менее, персонаж Алексея Горбунова восхитительно хорош, а его дуэт с Владимиром Долинским в роли Горанфло прекрасен.
Когда я первый раз читала "Графиню де Монсоро", то надеялась на детальное и красочное изложение противостояния миньонов и анжуйцев, которое наметилось в первой главе. Увы, эта линия не получила должного развития. Анжуйцы - Ливаро, Рибейрак и Антрагэ - надолго пропали из повествования, были мельком упомянуты во второй части, и только в самом конце романа выступили ярко и незабываемо. Что интересно, в исполнении Игоря Ливанова Антрагэ стал самым спокойным и рассудительным из всей компании. В романе такого противопоставления не было. Характеры анжуйцев в романе не прописаны.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/6/6/3166497/thumb/86578763.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/6/6/3166497/86578763.jpg)
Надо заметить, что на самом деле Антрагэ и Рибейрак служили герцогу де Гизу, а Ливаро был миньоном короля. Но Дюма как в первой главе распределил персонажей на два лагеря, так их и оставил.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/6/6/3166497/thumb/86578997.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/6/6/3166497/86578997.jpg)
У меня сложилось впечатление, что писатель не сразу решил, что ему делать с миньонами. В первых главах они были забияками и собирались хладнокровно убить Бюсси, воспользовавшись численным преимуществом. В дальнейшем миньоны играют комическую роль: они служат мишенью для острот Шико, попадают в нелепые переделки, упускают герцога Анжуйского. Первоначально речь шла о пятерых героях - Келюс, Шомберг, Можирон, д'Эпернон и д'О. Бюсси острит: "Их можно принять за Евриала с Нисом, Дамона с Пифием, Кастора с… Но постой, куда делся Поллукс?" Поллукс женился. Брак исключает Сен-Люка из этого сообщества. Ему претит нападение из засады, и он предупреждает Бюсси. Так завязывается дружба, играющая немаловажную роль в сюжете.
В романе миньоны плохо различимы, они сливаются в некую обобщенную фигуру красивого разряженного, жеманного, но при этом задиристого молодого человека. Шомберг выделяется немецким акцентом, д'Эпернон - излишней осторожностью, Келюс - энергией и напором, Можирон составляет фон, а д'О где-то на середине первой части потерялся, и в сериал его вводить не стали. Александр Дюма весьма вольно обходился с историческими фактами, иногда это было оправдано художественной необходимостью, но иногда являлось следствием небрежности. Перед дуэлью король сокрушается: – У Келюса позиция очень опасная. Солнце будет у него справа: как раз со стороны уцелевшего глаза, а вот Можирон – весь в тени. Келюсу надо было бы поменяться с Можироном местами, ведь у того зрение прекрасное. Мало того, что глаза лишился Можирон, так об этой особой примете на протяжении всего романа ни разу не упоминалось. В сериале у всех миьонов полный комплект органов чувств.
Последняя сцена с участием всех пятерых в главе, описывающей выезд Генриха III в Фонтенбло. Это подлинный бенефис Шико, который издевается над Франсуа Анжуйским, высмеивает с помощью анаграммы Генриха и поет убийственную песенку о его друзьях.
Генрих должен две сотни мильонов,
На миньонов потратился он.
Нужно срочно придумать закон,
Чтоб в заклад не попала корона.
Новых пошлин набавить пяток,
А быть может, и новый налог.
Эта дружная гарпий [38] семья
Когти в нас запустила глубоко;
Ненасытные дети порока,
Все глотают они, не жуя.
Их наряд драгоценным шитьем
И брильянтами весь изукрашен,
Постыдилась бы женщина даже
Показаться на улице в нем,
Головою вертеть им удобно
В брыжах пышных, обширных и модных.
На крахмал не годна им пшеница,
Полотно, дескать, портит она,
И крахмалы для их полотна
Нынче делают только из риса.
Их прически полны новизны:
По линейке подстрижены пряди;
Непомерно обкорнаны сзади,
Впереди непомерно длинны.
И клеем обмазаны густо,
Уложены в волны искусно
Волоса, от рожденья прямые,
И не шляпы отнюдь, не береты —
Колпачки шутовские надеты
На головы эти пустые.
Уж не мните ли вы, что деды,
Соблюдавшие чести закон,
Французы былых времен,
Друзья и любимцы Победы,
В сражениях или в походе
Думали только о моде
Или что в битвах жестоких
В накладных они дрались кудрях,
В накрахмаленных кружевах,
Румянами вымазав щеки?
Больше д'О на страницах романа не появляется.
Здесь же начинается сюжетная линия, повествующая о мести Шико герцогу Майеннскому. Противостояние брату могущественного герцога де Гиза приводит его к обнаружению заговора против короля. Что интересно, формально анжуйцы упоминаются как члены Лиги, но фактически никак в этом сюжетном ответвлении не задействованы.
Однако вернемся к миньонам. Они достойны если не ненависти, то презрения. Шико просит короля: "Запрети своим друзьям называть меня другом - это меня оскорбляет". Сцена обнаружения побега герцога Анжуйского одна из самых забавных и в книге, и в сериале. Шико советует Можирону, который собрался уморить себя голодом*, воспользоваться шпагой и зарезаться. Утешает Шомберга, для него, мол, сойти с ума невозможно по причине отсутствия оного. Эпизод настолько яркий, что заслоняет описанный в романе, где Шико всего лишь скептически произносит: "Ба!" К этому моменту миньоны уже воспринимаются не как смертельные враги главного героя, а как нелепые, но в общем-то совсем не страшные, исключительно формальные противники. К концу повествования им и уже и в голову не приходит наброситься на Бюсси скопом, они предпочитают драться один на один с ним и его друзьями. Пир перед смертельным поединком объединяет молодых людей. Боевой танец в сериале прекрасен! Те же эмоции передает Дюма через восприятие Шико: "Он не любил анжуйцев и ненавидел миньонов, но и те и другие были отважны и молоды, в их жилах текла благородная кровь, которая с минуты на минуту должна была пролиться при ярком свете занявшегося дня."
На мой взгляд дуэль миньонов и анжуйцев самая сильная сцена романа. А в сериале - ожидание известий Генрихом III. Король спешит навстречу, а перед его глазами встают лица друзей. Ради одной этой серии стоит смотреть фильм. Ну и в финале маленький подарок от сценаристов - Келюс, получивший девятнадцать ран выжил.** Тогда как Дюма завершает историю эпитафией:
"Праведный боже, прими в свое лоно
Келюса, Шомберга и Можирона."
Признаться, я хотела закончить именно на этих патетических строчках, но не могу. Меня восхищает то, как мастерски Дюма превратил подлинную историю довольно нелепой дуэли в настоящую трагедию. Как я уже отмечала выше, миньонами короля были Жак де Леви, граф де Келюс, Луи де Можирон, маркиз д'Ампуи и де Сен-Сафорен, его кузен Ги д'Арсе, барон де Ливаро. Их противники - Шарль де Бальзак, барон д'Антраг (по прозвищу Антрагэ) и Франсуа д’Эди, виконт де Рибейрак - состояли в свите герцога де Гиза. Насчет Жоржа (Георга) де Шомберга определенной информации нет. Эрланже полагает его лотарингским ставленником, но другие историки причисляют к миньонам. Ранее Можирон находился в свите герцога Анжуйского, принимал участие в его военных компаниях и в битве при Иссуаре потерял глаз, заслужив прозвище "Кривой храбрец". Вскоре после этого он принял предложение Генриха III присоединиться к его свите. Антрагэ напротив первоначально служил Генриху III и сопровождал его в Польшу, позже перешел на службу к герцогу Гизу. Конфликт спровоцировал Келюс, заметив, что любовница, изменившая ему с Антрагэ "более красива, чем добродетельна". Последовал вызов на дуэль. Драться должны были только они, Можирон и Ливаро выступали секундантами Келюса, Рибейрак и Шомберг - Антрагэ. Рибейрак пытался примирить участников дуэли, но вмешался самый юный участник мероприятия восемнадцатилетний Можирон и заявил, что желает драться. Он вынудил Рибейрака обнажить оружие и получил смертельный удар. Его противник был смертельно ранен и вскоре скончался. Шомберг и Ливаро посмотрели вокруг и решили не отрываться от коллектива. Шомберг погиб на месте. Ливаро с трудом оправился от раны в голову и остался обезображенным на всю - недолгую - жизнь. Антрагэ отделался одним порезом, нанеся девятнадцать ран Келюсу, который вышел на бой без кинжала. Современники подозревали, что Келюс намеренно не взял кинжал, рассчитывая на то, что его противник благородно откажется от преимущества, и они буду биться только на шпагах. Однако Антрагэ указал на оговоренные условия дуэли - шпага и кинжал. Не комплект оружия у Келюса это его проблема. Результат был предсказуем. После этой впечатляющей схватки на дуэли стали драться и секунданты. Как ни странно, Келюсу удалось выжить, но едва оправившись, сел на коня, раны открылись, и он скончался то ли от кровопотери, то ли от заражения.
Совсем иной знаменитая дуэль предстает под пером Александра Дюма. У молодых людей нет личных причин для вражды, они защищают честь своего господина. Только ненависть братьев Валуа ставит их друг против друга. Противников определяет жребий. Келюс был поставлен в пару с Антрагэ, Можирон - с Ливаро, Шомберг - с Рибейраком, д'Эпернон - с Бюсси. Предстоящая схватка с первым дуэлянтом так напугала молодого человека, что он поспособствовал устранению опасного соперника. Примечательно, что Келюс огорчился - он рассчитывал сразиться с Бюсси. Утром по пути к месту дуэли Антрагэ, Рибейрак и Ливаро обнаружили следы ночной бойни. Перед ними предстал труп Бюсси с отрубленной кистью, исколотый кинжалами. Эта подлая расправа накануне честного поединка потрясла их и возмутила до глубины души. На встречу с миньонами анжуйцы направились, накаленные до предела.
– Бюсси, – сказали Рибейрак и Ливаро, – клянемся убить или умереть!
– Господа, – заявил Антрагэ, вкладывая шпагу в ножны, – никакого снисхождения, никакой жалости, не так ли?
Двое его друзей протянули руки над телом Бюсси.
– Никакого снисхождения, никакой жалости, – повторили они.
– Но, – сказал Ливаро, – нас теперь всего трое против четырех.
– Твоя правда, но мы, мы никого предательски не убивали, – сказал Антрагэ, – а господь дарует силу невинным.
Они обвиняют ничего не подозревающих друзей короля. Те, естественно, оскорблены. И смущены. д'Эпернон знает правду, но он ее не откроет, дерзит и хорохорится. Шико догадался о его участии, но не выдает, только охлаждает пыл. Обвинение дезориентируют миньонов, они остро ощущают шаткость своей позиции. Им было выгодно устранить Бюсси, их репутация отныне замарана.** Миньоны отказываются от численного преимущества, д'Эпернон уходит к зрителям. Келюс обнаруживает отсутствие кинжала. Антрагэ следовало бы отказаться от своего, однако, он этого не делает. Намекает, что свой кинжал его противник оставил сегодня ночью в чьей-то груди. Из благородной забавы вооруженных людей дуэль становится священной местью для анжуйцев и делом чести миньонов, которым надо доказать свою непричастность к убийству Бюсси. Если в реальности Антрагэ воспользовался своим преимуществом, просто потому что мог, у Дюма он ожесточен до предела и не считает своего противника более благородным человеком.
– Или же вы оставили его у господина де Монсоро, на площади Бастилии, – сказал Антрагэ, – в таких ножнах, из которых вы не осмелились его вынуть.
Келюс издал яростное рычание и встал в позицию.
– Но у него же нет кинжала, господин д’Антрагэ, у него нет кинжала! – закричал Шико, прибывший в этот момент на поле боя.
– Тем хуже для него, – сказал Антрагэ, – я тут ни при чем.
Подлость д'Эпернона превратила дуэль в Божий суд, миньоны потерпели поражение, поскольку из шести участников Антрагэ остался жив и практически невредим.
"Казалось, все в этот день оборачивалось ему на пользу: упав, он, можно сказать, удушил своей тяжестью несчастного Келюса.
– Да здравствует ко… – прошептал Келюс в агонии.
Антрагэ высвободился наконец из его объятий, приподнялся на одной руке и нанес Келюсу последний удар – прямо в грудь.
– Получай, – сказал Антрагэ, – теперь ты доволен?
– Да здрав… – выговорил Келюс уже с полузакрывшимися глазами.
Все было кончено. Безмолвие и ужас смерти воцарились на поле боя.
Антрагэ поднялся на ноги, весь покрытый кровью, но кровью своего противника. У него же самого, как мы уже сказали, был лишь небольшой порез на руке.
Испуганный д’Эпернон осенил себя крестным знамением и бросился прочь оттуда, словно преследуемый страшным призраком."
Реальный Келюс признал поражение, и Антрагэ не стал его добивать. Персонаж Дюма из последних сил произносит: "Честьб клянусь, я не виновен в смерти Бюсси." Он просит прикончить его или вернуть шпагу. Антрагэ поверил недавнему противнику и протянул ему шпагу, оружие Шомберга и Можирона он, по всей видимости, унес с собой.
Для полноты впечатления Александр Дюма оставил в живых единственного участника дуэли.
В сериале известие об убийстве Бюсси приносит Шико, и это, на мой взгляд, снижает эмоциональный накал. Одно дело услышать и узнать, другое - видеть своими глазами, закрыть глаза, окунуть шпагу в кровь убитого друга. Кинжал у Келюса при себе, и не совсем понятно, что же его так Антрагэ так разделал. Я не могу судить о постановке боя, но сцена, сне кажется, излишне затянутой. В романе она была короче и эмоционально насыщенней. Взаимодействие Келюса и Антрагэ отличалось накалом эмоций. В сериале не было такой концентрированной страсти. "Невинноубиенный" Бюсси прожил еще почти четыре месяца, прежде чем кинжал ревнивого мужа оборвал его беспорядочную жизнь.
* В сериале, в книге он бился головой о перегородку.
** В начале романа это их не смущало.
Танец перед боем. youtu.be/FA3T0Co7AU4
Дуэль. www.youtube.com/watch?v=_biZzD2XwyE
Ах, какую прелесть я нашла!
youtu.be/zQbjh2MFr48
Пойду фанфики искать
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
@темы: "фильмы", "книги", "статьи", "исторические эпохи", "герои Дюма"
Но меня все же царапает неровность стиля. По сравнению с трилогией о последних Валуа и мушкетерами тот же "Виконт де Бражелон" смотрится бледно. "Две Дианы" унылы, "Асканио" тосклив, "Женскую войну" отчасти спасает Ковиньяк. Отчетливое ощущение, что он мог бы, но... решил и так сойдет.