Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Я искала один эпизод в ЯМ-2 и наткнулась на любопытную мысль Ричарда Окделла:" Раканов и тех, кто им верит, хранит сама Кэртиана..." Изначально для меня подобные рассуждения были доказательством тупости Окделла, его неспособности и нежелания мыслить. Я полагала, он послушно идет за тем, кого почитает высшим авторитетом - за Штанцлером, за Раканом - и снимает с себя всякую нравственную ответственность. Поэтому Дик деградирует нравственно и умственно, пока не доходит до состояния полного ничтожества. Он не сверяется с собственным нравственным чувством, определяя, что должно, что позволительно, что предосудительно, что недопустимо. Его нравственный ориентир всегда расположен вовне, он дарует индульгенцию на любое деяние во благо себе. Я считаю, именно в этом корень очень многих преступлений. Когда человек выбирает некую идеологию, партию, группу единомышленников и слепо следует в указанном направлении, он доходит до удивительной мерзости. И нацистские преступления, и избиение одноклассников на школьном дворе имеют источником простейшее внутреннее чувство: "А я что? Я со всеми. Так сказал имярек, значит, правильно". Собственно, я и в Поттериане разочаровалась потому, что все свелось к "Дамблдор все знает, надо слушаться его и помогать Гарри Поттеру". Я искренне считала, что в ОЭ такого не будет. Но я ошиблась. В Рассветах четко прописана мысль, так смешившая в исполнении Ричарда Окделла: "Раканов и тех, кто им служит, хранит сама Кэртиана". Все, что делается Рокэ Алва и его сторонниками, хорошо и похвально, других ориентиров нет. Бедный мальчик всего лишь ошибся с личностью Ракана. И это очень печально. Еще печальней, что я могла бы догадаться об этом гораздо раньше, по гибели Надора. Да, меня покоробило
тогда, что Окделл был наказан не за реальное преступление - осознанное осуждение на смерть невиновного, - а за то, что сам того не зная, посмел выступить против Ракана. Однако выводов я не сделала - слишком сильно было обаяние персонажей. Но после Рассветов совершенно очевидным становится, если бы Дик совершил все, что совершил, с верой в правоту Рокэ Алва, он был бы молодец и настоящий Повелитель! Легко ведь представить, как Дик в соответствующей обстановке, скажем, в Сагранне, узнал, что Алва настоящий Ракан, а самозванец Альдо готовит заговор, который погубит Кэртиану. И если бы для спасения истинного Ракана и его сторонникам, он решился отравить Эйвона Лаврака или Штанцлера, или самого Альдо с бабкой, или Фердинанда, отдавшего связывающий Ворона приказ, претензий к нему не было бы? А если бы Ричард осудил неудачливого узурпатора Альдо, не потому что он виновен, а потому что опасен? Претензий бы к нему не былор, потому как ради истинного Ракана не только можно, но и нужно.
Насколько интересней была бы книга, если бы Альдо являлся настоящим Раканом! И погубил себя именно недостойными действиями. Тем, что поставил стремление к личной власти, выше блага Кэртиана, которому должен был служить. И тогда ошибка Окделла становилась бы очевидна - он предпочел слепую верность, отказавшись от собственной совести.
тогда, что Окделл был наказан не за реальное преступление - осознанное осуждение на смерть невиновного, - а за то, что сам того не зная, посмел выступить против Ракана. Однако выводов я не сделала - слишком сильно было обаяние персонажей. Но после Рассветов совершенно очевидным становится, если бы Дик совершил все, что совершил, с верой в правоту Рокэ Алва, он был бы молодец и настоящий Повелитель! Легко ведь представить, как Дик в соответствующей обстановке, скажем, в Сагранне, узнал, что Алва настоящий Ракан, а самозванец Альдо готовит заговор, который погубит Кэртиану. И если бы для спасения истинного Ракана и его сторонникам, он решился отравить Эйвона Лаврака или Штанцлера, или самого Альдо с бабкой, или Фердинанда, отдавшего связывающий Ворона приказ, претензий к нему не было бы? А если бы Ричард осудил неудачливого узурпатора Альдо, не потому что он виновен, а потому что опасен? Претензий бы к нему не былор, потому как ради истинного Ракана не только можно, но и нужно.
Насколько интересней была бы книга, если бы Альдо являлся настоящим Раканом! И погубил себя именно недостойными действиями. Тем, что поставил стремление к личной власти, выше блага Кэртиана, которому должен был служить. И тогда ошибка Окделла становилась бы очевидна - он предпочел слепую верность, отказавшись от собственной совести.
Можно и без вопросительного знака. На Марселя с Фердинандом взгляните, ведь ни тени сомнения, ни одной мысли, а можно ли как то спасти и короля заодно. Поэтому, да, претензий бы не было, были бы только плюшки и восторги.
Марсель? Вот не соглашусь. Золотая молодёжь - да, гламурщик - да, гуляка и бездельник - несомненно. Но вот аморалкой я бы это не называла. Он не грабит, не убивает, не подставляет никого. Он - честный бездельник! Вот Рокэ - этот временами весьма аморален, имхо!
Немного не о том. Здесь вопрос, а кто осудит-то? Сам Дик, как видно по отравлению себя осудит, но все равно отравит и убьет из чувства долга. А больше никто и не осудит. Там с порядочностью вообще проблемно, не только лишь Марсель. Не модно там быть порядочным.
Мой любимый Честертон сформулировал, как всегда, блестяще: "Зло есть зло, даже если никто его не осуждает; Добро есть добро, даже если никто ему не поклоняется". Дик Окделл мог быть не только оправдан всеми значимыми персонажами, мог заслужить любые жизненные блага, для меня, как читателя, это не имеет значения. На мой взгляд, его нравственная практика порочна, потому что основана на постулате безусловной правоты некой личности. Окделл как бы делегирует принятие решений Штанцлеру, Катарине, Альдо, ставит свою личность в прямую зависимость от чужой нравственности.
Мораль - система норм и правил поведения, принятая в конкретном обществе на конкретном историческом этапе. Мораль является производной от социально-экономических условий и имеет идеологическое оформление, соответствующее традициям, обычаям, суевериям общности и запросам государственного аппарата (если он есть). Основание поведения каждого человека - инстинкт самосохранения и инстинкт сохранения вида. Все остальное вырастает из них. Человек ест, чтобы сохранить свою жизнь, и занимается сексом, чтобы сохранить вид. Человек дерется или бежит, чтобы сохранить жизнь, и жертвует собой, чтобы сохранить вид. Человек , как наименее приспособленный представитель животного мира, вынужден был развивать мозг, что и позволило ему в результате занять лидирующую позицию на планете. Однако, помимо конкурентных преимуществ в борьбе за выживание, человек получил ряд проблем (вроде длительного периода младенчества, медленного взросления) и совершенно особую сферу существования - социум, который и предъявляет специфические требования, называемые моралью. Одно из любопытных следствий развития человеческого сознания стало дробление популяции на множество сообществ, имеющих социокультурные отличия.
Нравственность - индивидуальная форма согласования инстинктивных стремлений и требований морали.
Марсель Валме носит мораль, как модный костюм, и меняет по мере необходимости платье, манеры, речь и поведение. Его это нисколько не связывает. Он легко следует предписаниям общества и также легко отбрасывает их. Марсель реализует принцип разумного эгоизма, находя самый рациональный способ реализовать инстинктивно стремление сохранить свою социо-культурную среду.
Позже продолжу.
Как-то даже затруднительно ответить насчет порочности и постулате потому, как личностей "зависящих от чужой нравственности" на самом деле тьма тьмущая во все времена. Вассалы, армия, слуги, семья, правительство и т.д. В мире ОЭ сам Алва оказался из таких. Что толку и кому там будет интересно, какая у тебя нравственность, если ты пойдешь и выполнишь приказ. Ну, напьешься, поплачешь, а потом привыкнешь. Робер вон сколько томов подряд все выл, а толку. Исключения,конечно, бывают, но редко. Собственно, здесь и про себя-то толком ничего не знаешь. Легко говорить " ябыникогда" сидя на диване, а как оно там будет, если дело коснется тебя и жизни твоих близких... тут уж ой.
Собственно, ОЭ меня привлекли изначально отсутствием однозначной картины, свойственной назидательным произведениям, которые высмеял еще Марк Твен в своих рассказах о хорошем и дурном мальчике. ВВк не давала четкой развилки с понятным вопросом, на который имеется правильный ответ. Вся прелесть повествования в поиске пути, в мучительном подборе своей собственной дороги. Мне не нравится Робер Эпинэ, он мне не близок и не симпатичен, но он интересен, поскольку выбирает, долго, трудно, сомневаясь и ошибаясь, решает всегда ли нужно хранить верность присяге, семье, друзьям? В чем его долг? В возвращении на престол династии Раканов, благодарности Матильде, продолжении и процветании рода Эпинэ, заботе о Мэллит? А эта забота должна выражаться в том, что он поддержит ее иллюзии, или, наоборот, разрушит их, поможет верно оценить ситуацию? Вопросы, вопросы... На них нет однозначного ответа. Только подлец предаст того, кто спас ему жизнь, поддержал в несчастье. А если твой спаситель террорист и просит подсобить взорвать торговый центр? Следить за метаниями Робера было интересно (до поры до времени). А Ричард отказался решать с самого начала. Возьмем хотя бы такой вопрос, как правильно ли травить своего эра? Зависит от многих факторов. Если бы Ричард Окделл сознательно решил стать оруженосцем убийцы своего отца с целью отомстить ему и, выждав удобный момент, нанес удар - это была бы внятная, продуманная нравственная позиция. Он - представитель родовой знати и кровная месть не только его право, но и обязанность. Отомстил - молодец! Если Ричард Окделл позиционирует себя, как феодала, ответственного за подвластные ему земли и территории, травить эра не следует. Прежде всего не следует связывать себя с взаимными обязательствами с врагом. Следует дистанцироваться, завести потомство, пристроить сестер, а потом постараться убить на дуэли. Если Окделлы признают государство Лаик и правящую династию (а они признают, поскольку Эгмонт служит в армии, а сам Ричард дал присягу в Талиг), он может счесть своего отца мятежником (кем тот собственно и был), которому повезло умереть не на плахе. Тогда Дик может искренне признать Первого Маршала своим эром и выполнять буквально слова присяги оруженосца. И опять же, если бы он сам при
шел к выводу, что Алва негодяй и преступник, которого надо остановить, то отравление - не худший выход. Проблема в том, что Окделл все время оглядывается на кого-то. Штанцлера, Катарину, самого Рокэ. Он действует по чужому сценарию, свято веря, что выполняя приказы правильного господина, будет защищен самой Кэртианой. В этом порочность нравственной практики. В отказе от себя, нежелании самому решать поставленные жизнью вопросы.
А вот Роберт, который всю дорогу на счёт возможности предательства рефлексирует, так и не решается на поступок и отдаётся на волю слепого случая.
И если бы, как Вы правильно заметили, Альдо был настоящим Раканом и предательство его каралось так, как каралось предательство Алвы (я про Надор) то ситуация с его предательством/ нарушением приказов выглядела бы иначе. Но пока проблема Ричарда остаётся в том, что он слушался не тех. Слушался бы Алву, как остальные персонажи, проблем бы не было. Получается, что в каноне НИКТО собственным мнением не обладает и что будет, если бы они выбирали между долгом/служением и моралью в ситуации, когда выбор морали наказывается, мы так и не узнаем.