Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Самая характерная особенность этого жанра, на мой взгляд, статичность Мира. Дана некая реальность, единственно-возможная, и никакие вопросы к ней не принимаются. Дело не в том, что она - однозначно хорошая, она - такая, какая есть, и все недостатки считаются случайными погрешностями. Мачеха тиранит золушку, мельник обделяет наследством младшего сына, Синяя Борода убивает жен. Печально, конечно. Золушка выходит замуж за Принца, но Декларация прав детей не принимается, Кот делает хозяина Маркизом Карабасом, но Законы о наследстве не принимаются, Синюю Бороду убивают, но законоохранительную систему не реформируют. То есть, устраняется частная несправедливость, но само мироустройство остается прежним. Более того, попытка Мир изменить, как правило, является крайне нежелательной. Дракон, Черный Маг, Великан вламывается и переделывает Мир под себя, Герой его убивает и восстанавливает прежнее положение.
Поттериана начинается, как Сказка. Две первые книги прекрасно отражают особенность сказочного мироощущения. ГП от плохих Дурслей попадает в Волшебный Мир, но вопрос о привлечении социальных служб не ставится. ГП освобождает Добби, но вопрос положения эльфов не поднимается. АД исправно выполняет свою роль Мудрого Старца, который знает ответы, но выдает из микроскопическими дозами, так ведь для Сказки это нормально!
Однако, начиная с третьей книги сказочная логика ломается и в пятой от нее уже мало, что остается. Поднимается вопрос о дискриминации оборотней, рабстве домовых эльфов, воспитании в семье, социально-политической ситуации в МагМире... И становится очевидно, что Волдеморт - это не Зло, пришедшее извне, а порождение МагМира. Корень всех проблем лежит в кризисе, который переживает Магическая Британия. Неэффективность политической системы, отсутствие социальной защиты, бесправие, инертность общества, которое существует совершенно автономно от законной власти, идеологический вакуум (а как еще охарактеризовать то, что маги-нехристиане празднуют Рождество). Все эти вопросы требуют какого-то решения, поскольку они обозначены, но...
ГП живет в Сказке, мыслит сказочными шаблонами,и мы имеем сказочный финал серии - Злой Маг убит, его власть пала, Мир восстановлен, все счастливы. Постойте, но как же все обозначенные проблемы? Бросьте, как бы говорит Роулинг, вам показалось, Волшебный Мир прекрасен! Правда?! Не верю!
Поттериана начинается, как Сказка. Две первые книги прекрасно отражают особенность сказочного мироощущения. ГП от плохих Дурслей попадает в Волшебный Мир, но вопрос о привлечении социальных служб не ставится. ГП освобождает Добби, но вопрос положения эльфов не поднимается. АД исправно выполняет свою роль Мудрого Старца, который знает ответы, но выдает из микроскопическими дозами, так ведь для Сказки это нормально!
Однако, начиная с третьей книги сказочная логика ломается и в пятой от нее уже мало, что остается. Поднимается вопрос о дискриминации оборотней, рабстве домовых эльфов, воспитании в семье, социально-политической ситуации в МагМире... И становится очевидно, что Волдеморт - это не Зло, пришедшее извне, а порождение МагМира. Корень всех проблем лежит в кризисе, который переживает Магическая Британия. Неэффективность политической системы, отсутствие социальной защиты, бесправие, инертность общества, которое существует совершенно автономно от законной власти, идеологический вакуум (а как еще охарактеризовать то, что маги-нехристиане празднуют Рождество). Все эти вопросы требуют какого-то решения, поскольку они обозначены, но...
ГП живет в Сказке, мыслит сказочными шаблонами,и мы имеем сказочный финал серии - Злой Маг убит, его власть пала, Мир восстановлен, все счастливы. Постойте, но как же все обозначенные проблемы? Бросьте, как бы говорит Роулинг, вам показалось, Волшебный Мир прекрасен! Правда?! Не верю!