Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Помнится, сразу после прочтения седьмой книги я пыталась написать фанфик о том, что все было не так - Гермиона обосновывала поддельность воспоминания Снейпа, ссылаясь на притчу о блудном сыне. АД - Учитель и Наставник просто не МОГ требовать у того, кто вернулся к нему от Темного Лорда, "Все, что угодно". Не мог отправлять шпионить за Волдемортом, дразня трусостью, которая, якобы, присуща всему факультету. Не мог требовать убийства, отмахнувшись от слов: "А моя душа?" Увы, Роулинг все это написала, и нет ни малейших оснований предполагать, что имела в виду она нечто другое.
Почему же, в отличии от Библии, в Поттериане блудных сыновей не встречают упитанными тельцами, не прижимают к сердцу, не произносят ласковых слов, еще до того, как о них взмолятся о прощении? Все очень просто: блудный сын ушел от любящего отца и расточал отцовское имение, когда он вернулся, оказалось, отец все это время ждал его, смотрел на дорогу, проглядел глаза. Снейп присоединился к Волдеморту, но он ни от кого не уходил и расточать ему было нечего. Никто не ждал его возвращения. Он не был сыном (другом, учеником), которому отец, (друг, учитель) отдавал свою любовь, терпение, время. На, так называемой, Светлой стороне он никому не был нужен, его никто не звал. Он пришел к Волдеморту абсолютно свободным от каких бы то ни было обязательств. Собственно, тоже самое можно сказать и о всех остальных Пожирателях, и о Томе Реддле. В 11-летнем напуганном озлобленном ребенке, АД (читай Роулинг) видит если и не будущего Темного Лорда, то пропащую душу. Спасать его - напрасный труд, никто этим даже не пытается заниматься. Показательно и то, что Регулас не пытался связаться с АД (а ведь ему было 18 лет, он всего лишь год назад закончил школу), не искал помощи брата - это было бесполезно - они не стали бы помогать ему. Регулас сделал то, чего от него могли бы потребовать светлые волшебники, не прося о милосердии к себе. Сириус Блэк удостаивает брата несколькими презрительными словами (хоть и считает, что он ушел от Волдеморта) и не пытается узнать о его судьбе хоть что-то. Регулас для него - пропащая душа, его раскаяние ничего не меняет. На примере Снейпа мы убеждаемся в правоте Регуласа - просить о милости бесполезно. Снейп молит не за себя, за другого человека. Ад использует отчаянье двадцатилетнего мальчишки для вербовки. О, да! Он проводит ее весьма грамотно. И мы видим, что ему не важен ученик, не важна душа челочеческая, ему нужно послушное орудие, которое он и получает. Блудного сына отец посадил за , нарядил в роскошные одежды... На беглого раба надели кандалы и отправили пахать за миску жидкой похлебки. И радуйся, что не отправили на рудники! Простите, в Азкабан.
Что интересно, Роулинг много говорит о раскаянии - оно может соединить расколотую душу, оно мучительно и может быть смертельным... Гарри Поттер предлагает Волдеморту раскаяться, когда 6/7 души уже уничтожено - Волдеморту нечем каяться. Надеюсь, сам ГП не сознавал этого, и его слова не были лицемерием, игрой на публику. Что ж, если зло не останавливается само, его приходиться уничтожать. И я вспоминаю старинные поверья о живых мертвецах, о вампирах (не гламурные версии последнего времени, а легенды и предания) - убить такое существо - значит, оказать ему благодеяние, освободить душу. Это не убийство - упокоение. А ГП в посмертии видит изуродованного младенца, который никому не нужен! Том Реддл должен страдать за совершенные злодеяния? я согласна. Но почему страдает младенец, по определению, не способный осмыслить "за что"?
Пуританство неоднородно, ив одном из течений (если не ошибаюсь, в кальвинизме) есть любопытная трактовка предопределения: так как Господь всеведущ он уже знает, кто спасен, а кто погибнет. Выбор, который делает человек, не определяет его судьбу, а демонстрирует это определение. Похоже, Роулинг придерживается именно такой точки зрения. Первая большая проверка - выбор факультета: те, кто спасения не достоин, выбирают Слизерин. Иногда возможна ошибка - Петтигрю попал на Гриффиндор, но был он подл и темен, а потому предал. Никакой другой причины, кроме врожденного душевного уродства, Роулинг нам не предъявляет. Потому-то нет никакого смысла беседовать со слизеринцами, пытаться их понять и направить - они уже обречены. То, что Снейп приходит к АД, я подчеркиваю, приходит сам, туда, где его не ждут, где его не хотят видеть, списывается на благотворное влияние Лили. Как луна отражает солнечный свет, так и Снейп отражает благодать Лили. Потому-то АД и говорит о лучшем в его душе. Душа Снейпа сама по себе обречена на погибель, по самому факту существования, лишь отраженный свет чужой благодати ее озаряет.Спасти Снейпа нельзя, он может лишь послужить делу света. Потому АД спокойно поручает ему убийство - ведь он все равно обречен. Сколько бы Снейп ни раскаивался, как ни искупал, его душа предназначена погибели.
Такова логика Роулинг. Есть дети и не дети, те, кому предназначена Земля Обетованная, и те, кто обречен на мрак и холод преисподне,.
Почему же, в отличии от Библии, в Поттериане блудных сыновей не встречают упитанными тельцами, не прижимают к сердцу, не произносят ласковых слов, еще до того, как о них взмолятся о прощении? Все очень просто: блудный сын ушел от любящего отца и расточал отцовское имение, когда он вернулся, оказалось, отец все это время ждал его, смотрел на дорогу, проглядел глаза. Снейп присоединился к Волдеморту, но он ни от кого не уходил и расточать ему было нечего. Никто не ждал его возвращения. Он не был сыном (другом, учеником), которому отец, (друг, учитель) отдавал свою любовь, терпение, время. На, так называемой, Светлой стороне он никому не был нужен, его никто не звал. Он пришел к Волдеморту абсолютно свободным от каких бы то ни было обязательств. Собственно, тоже самое можно сказать и о всех остальных Пожирателях, и о Томе Реддле. В 11-летнем напуганном озлобленном ребенке, АД (читай Роулинг) видит если и не будущего Темного Лорда, то пропащую душу. Спасать его - напрасный труд, никто этим даже не пытается заниматься. Показательно и то, что Регулас не пытался связаться с АД (а ведь ему было 18 лет, он всего лишь год назад закончил школу), не искал помощи брата - это было бесполезно - они не стали бы помогать ему. Регулас сделал то, чего от него могли бы потребовать светлые волшебники, не прося о милосердии к себе. Сириус Блэк удостаивает брата несколькими презрительными словами (хоть и считает, что он ушел от Волдеморта) и не пытается узнать о его судьбе хоть что-то. Регулас для него - пропащая душа, его раскаяние ничего не меняет. На примере Снейпа мы убеждаемся в правоте Регуласа - просить о милости бесполезно. Снейп молит не за себя, за другого человека. Ад использует отчаянье двадцатилетнего мальчишки для вербовки. О, да! Он проводит ее весьма грамотно. И мы видим, что ему не важен ученик, не важна душа челочеческая, ему нужно послушное орудие, которое он и получает. Блудного сына отец посадил за , нарядил в роскошные одежды... На беглого раба надели кандалы и отправили пахать за миску жидкой похлебки. И радуйся, что не отправили на рудники! Простите, в Азкабан.
Что интересно, Роулинг много говорит о раскаянии - оно может соединить расколотую душу, оно мучительно и может быть смертельным... Гарри Поттер предлагает Волдеморту раскаяться, когда 6/7 души уже уничтожено - Волдеморту нечем каяться. Надеюсь, сам ГП не сознавал этого, и его слова не были лицемерием, игрой на публику. Что ж, если зло не останавливается само, его приходиться уничтожать. И я вспоминаю старинные поверья о живых мертвецах, о вампирах (не гламурные версии последнего времени, а легенды и предания) - убить такое существо - значит, оказать ему благодеяние, освободить душу. Это не убийство - упокоение. А ГП в посмертии видит изуродованного младенца, который никому не нужен! Том Реддл должен страдать за совершенные злодеяния? я согласна. Но почему страдает младенец, по определению, не способный осмыслить "за что"?
Пуританство неоднородно, ив одном из течений (если не ошибаюсь, в кальвинизме) есть любопытная трактовка предопределения: так как Господь всеведущ он уже знает, кто спасен, а кто погибнет. Выбор, который делает человек, не определяет его судьбу, а демонстрирует это определение. Похоже, Роулинг придерживается именно такой точки зрения. Первая большая проверка - выбор факультета: те, кто спасения не достоин, выбирают Слизерин. Иногда возможна ошибка - Петтигрю попал на Гриффиндор, но был он подл и темен, а потому предал. Никакой другой причины, кроме врожденного душевного уродства, Роулинг нам не предъявляет. Потому-то нет никакого смысла беседовать со слизеринцами, пытаться их понять и направить - они уже обречены. То, что Снейп приходит к АД, я подчеркиваю, приходит сам, туда, где его не ждут, где его не хотят видеть, списывается на благотворное влияние Лили. Как луна отражает солнечный свет, так и Снейп отражает благодать Лили. Потому-то АД и говорит о лучшем в его душе. Душа Снейпа сама по себе обречена на погибель, по самому факту существования, лишь отраженный свет чужой благодати ее озаряет.Спасти Снейпа нельзя, он может лишь послужить делу света. Потому АД спокойно поручает ему убийство - ведь он все равно обречен. Сколько бы Снейп ни раскаивался, как ни искупал, его душа предназначена погибели.
Такова логика Роулинг. Есть дети и не дети, те, кому предназначена Земля Обетованная, и те, кто обречен на мрак и холод преисподне,.
Вера Камша: претерпеть временные неудобства ради последующей награды могут многие — контрабандист ради барыша, затянутая в корсет кокетка ради мужских восторгов, ходящий в обносках подмастерье ради будущей аптеки или кондитерской. Чем лучше их верующий, что изнуряет свою плоть, твердит молитвы и жертвует на храм, чтобы пройти в Рассветные врата? Ничем. Тот же, кто отдает жизнь благому делу или малым сим, не только не думая о воздаянии, но и не веря в него, служит Любви и Милосердию, а значит, Создателю. Он и войдет первым в Рассвет. И очень удивится…
Надеюсь, аД и Роулинг удивятся тоже.
Спасибо за убедительно раскрытую точку зрения. Согласна почти во всем, хотя в моем восприятии мотив спасения в книге есть. По крайней мере, есть для Снейпа и АД (пусть последний и любим автором, но его вина также озвучена). Воскресший Гарри прощает обоих. Последняя встреча с АД на вокзале является по сути его разговором с собой, осмыслением и прощением. Альбус-Северус в эпилоге.
Но я не защищаю Роулинг и я совершенно не в восторге от Гарри в роли Спасителя (до чего по реальным заслугам ему очень далеко), как и от ущербной, скорее формальной реализации этой идеи. Когда снова наблюдается пристрастность автора к известной стороне (например, Дамблдору позволено напоследок высказаться, Снейп остается нем и закрыт для читателя). Интуитивно в такое "спасение" действительно не особенно верится.
На самом деле, Снейп свалил подальше от МагБритании и ее Героев. Ведь его бы в покое не оставили, требовали бы покаяния, покаяния, покаяния, демонстративного, чтоб все видели. И Мальчки-Который приставал бы: "А на самом деле вы меня не ненавидели! Вы только притворялись! И вы хороший! И квиддич любите!"
Sunny Smiles, мотив спасения, конечно, есть! Это же краеугольный камень христианства. Фишка в том, что не всем оно предназначено. АД спасен. А вот Снейп... Тут у Роулинг проблема - она может представить только один правильный сценарий жизни - дурслеобразный, а Снейп ему не соответствует.