Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Я уже не в первый раз встречаются такой довод: "Дамблдор не пытался воздействовать на Драко Малфоя (на шестом курсе), потому что тот должен был сделать свободный выбор". Мне кажется, эта тема достойна отдельного обсуждения.
Собственно, свободой воли объясняется невмешательство Бога в дела человеческие. И в таком контексте, это справедливо. Могущество Бога несоразмеримо с возможностями человека, Бог находится вне той пространственно-временной системы, в которой существует человек, он эту систему и создал, задал условия. Человек же существует внутри системы, развивается, совершенствуется=решает поставленные задачи. Я не знаю, какие задачи стоят перед Богом, но явно не те, что перед человеком. Проблему человека, наделенного относительного окружающих почти божественным знанием и могуществом предельно точно обозначили Стругацкие. Изменить условия существования окружающих, значит , лишить их свободного выбора, возможности развития, низвести до уровня домашних питомцев. Но не вмешаться, значит, самому деградировать, как человек. Выбирая не помогать, когда можешь помочь, не спасать, не объяснять, он совершает собственный нравственный выбор. Трудно быть Богом, если ты - Человек.
Однако перед Альбусом Дамблдором подобных проблем не стоит. Он более знающ, более могущественен, чем остальные персонажи Поттерианы, но разница количественная, а не качественная. Не Дамблдор определяет нравственный закон, он может лишь постигать его и надеяться, на то, что его суждение верно. Он внутри системы, как и все остальные, для него также актуальна задача нравственного развития и личностного роста. (А вот Волдеморт стал чудовищем, именно пытаясь выйти за пределы системы, за что и отгреб).
Более того, Альбус Дамблдор занимает официальные должности, а следовательно, берет на себя определённые обязательства не только перед своей совестью, но и перед обществом. Как директор школы он обязан обеспечить безопасность всех учащихся, их интеллектуальное и нравственное развитие. Разумеется, Дамблдор не отвечает за все действия учеников и преподавателей, но он ответственен за все, что делает/не делает сам. Драко Малфой свободно выбирает убить или не убить, но Альбус Дамблдор свободно выбирает вмешаться или не вмешаться. И выбор - не вмешиваться - для меня неприемлем. Перед Дамблдором не стоит задача - обеспечить чистоту эксперимента (совершит ли 16-летний подросток заказное убийство?) и зафиксировать результат. Его задача - обучение, воспитание и развитие учеников. Если Дамблдор считает иначе, он выбрал не то занятие.
Собственно, свободой воли объясняется невмешательство Бога в дела человеческие. И в таком контексте, это справедливо. Могущество Бога несоразмеримо с возможностями человека, Бог находится вне той пространственно-временной системы, в которой существует человек, он эту систему и создал, задал условия. Человек же существует внутри системы, развивается, совершенствуется=решает поставленные задачи. Я не знаю, какие задачи стоят перед Богом, но явно не те, что перед человеком. Проблему человека, наделенного относительного окружающих почти божественным знанием и могуществом предельно точно обозначили Стругацкие. Изменить условия существования окружающих, значит , лишить их свободного выбора, возможности развития, низвести до уровня домашних питомцев. Но не вмешаться, значит, самому деградировать, как человек. Выбирая не помогать, когда можешь помочь, не спасать, не объяснять, он совершает собственный нравственный выбор. Трудно быть Богом, если ты - Человек.
Однако перед Альбусом Дамблдором подобных проблем не стоит. Он более знающ, более могущественен, чем остальные персонажи Поттерианы, но разница количественная, а не качественная. Не Дамблдор определяет нравственный закон, он может лишь постигать его и надеяться, на то, что его суждение верно. Он внутри системы, как и все остальные, для него также актуальна задача нравственного развития и личностного роста. (А вот Волдеморт стал чудовищем, именно пытаясь выйти за пределы системы, за что и отгреб).
Более того, Альбус Дамблдор занимает официальные должности, а следовательно, берет на себя определённые обязательства не только перед своей совестью, но и перед обществом. Как директор школы он обязан обеспечить безопасность всех учащихся, их интеллектуальное и нравственное развитие. Разумеется, Дамблдор не отвечает за все действия учеников и преподавателей, но он ответственен за все, что делает/не делает сам. Драко Малфой свободно выбирает убить или не убить, но Альбус Дамблдор свободно выбирает вмешаться или не вмешаться. И выбор - не вмешиваться - для меня неприемлем. Перед Дамблдором не стоит задача - обеспечить чистоту эксперимента (совершит ли 16-летний подросток заказное убийство?) и зафиксировать результат. Его задача - обучение, воспитание и развитие учеников. Если Дамблдор считает иначе, он выбрал не то занятие.
Я даже больше скажу - не вмешиваясь, Дамблдор становится соучастником всего, что натворит Малфой с моральной точки зрения, и совершает преступление - с юридической. Это же в чистом виде халатность! За такое вообще-то сажают. Да, изначально у директора могло не быть доказательств, и действовать на основании одних подозрений он не имел права. В таком случае он был обязан как минимум а) доказательства добыть, б) принять все возможные меры, чтобы обезопасить других учеников и учителей.
Вот интересно, если бы на уроке химии ученик сказал, что ща сварганит бомбу и подорвет класс, начал бы ее варганить и таки подорвал класс при полном попустительстве учителя - что, и тогда бы вспомнили про свободу выбора?..
otium
Дамблдор хочет, чтобы Драко сделал свободный, осознанный выбор, а не под давлением обстоятельств. Чтобы он осознал, что не хочет быть убийцей, не хочет быть даже фаворитом Лорда такой ценой, а цели и средства ПС вызывают отвращение.
А если бы Дамблдор припер Драко к стенке и вынудил отказаться от своих замыслов, чем бы отличался от Лорда?
Плюс, когда угроза семье миновала бы, Драко по-прежнему бы баловался темными искусствами, а, со временем, возможно создал бы свой темный орден.
И это довольно распространенная точка зрения.
Первопричина, как всегда в Роулинг. Ей нужна была самодеятельность Гарри и, одновременно, осведомленность Дамблдора, контролирующего процесс. Получилось, Дамблдор, возомнивший себя Богом и ГП, ведомый божественным Провидением + статисты на заднем плане, чьи судьбы и жизни рассматриваются как статистическая погрешность.
То есть, если бы Роулинг рассказывала о мальчике-подростке, вынужденном принять на себя всю тяжесть борьбы, пришлось бы поместить его в совершенно иное окружение, где его целей никто не разделяет (см. линию Арьи Старк у Мартина), и Дамблдор был бы либо руководителем боевой организации ОФ, который не принимает мальчишку всерьез, в планы не включает, а занимается более перспективными "взрослыми" проектами; либо в качестве директора школы Альбус Дамблдор предстает эдаким Корнелиусом Фаджем. Если же Альбус Дамблдор, мудрый и сильный светлый маг, душевед и учитель, он должен выполнять свои прямые обязанности директора школы и наставника, но Гарри в таком случае занимает позицию ученика, а непосредственно решать проблемы с защитой ФК, ловлей василисков и прочего, будут взрослые, подготовленные специалисты (Поттер же будет на подхвате - учиться, учиться, еще раз учиться - и получать пи...лей за все свои косяки, начиная с клеветы на преподавателя, чтения чужих писем (Филч) бесз поблажек-бонусов в виде исключительного права иметь метлу и играть в команде на первом курсе - с тем, чтобы к финалу выйти на уровень "взрослый, ответственный человек, делающий то, что должно". Но ногда мы делаем ручкой - нищастненькому жертвенному агнцу, спасенного силой Любви).
Лично мне по части Дамблдора больше нравится третий вариант - "псхиологический обоснуй" (сразу оговорюсь, не мой): Ариана. В том смысле, что пытался он уже один раз решить проблему жестким контролем за другим человеком, а получилось... фиговенько, прямо скажем. Вот и сменил линию поведения на прямо противоположную - по сути, попустительскую и "самотек". Каковую линию и выдерживал довольно последовательно: оборотень - раз, Поттер-старший сотоварищи - два, ГП сотоварищи - три. Драко - лишь последнее звено в длинной цепочке.
Ну да, это называется "вместе с водой выплеснуть и ребенка". Ужасно для директора, но понятно, откуда взялось.
Otium
Посетите также мою страничку
gmcguire.digital.uic.edu/mediawiki/index.php?ti... счет для перевода денег в россию
33490-+