Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Внезапно поняла, почему предъявление в завязке фанфика измученного Снейпа мне нравится, а нищастненького Гаррички (это не опечатка!) бесит.
Тут маленькая предыстория. Подсчет знаков в одном обсуждении заметил, что предпочитает более виктимного Снейпа, а я ответила - переплюнуть по виктимности Снейпа Роулинг вряд ли удастся. Мысль же продолжала крутиться.
Роулинг на самом деле лишает СС всех благ - достаток, социальный статус, бытовой комфорт, нормальные отношения ребенок-родители, внешность, лёгкий характер, детское обаяние... Сплошной минус, и чем дальше, тем больше: вина, искупление, одиночество, отсутствие перспектив, жуткая смерть на глаз тех, в ком брезгливая жалость борется со злорадством и отвращением, и под занавес пошлейшее: "Он любил мою маму!" Под впечатлением всего этого ангста, мне и хочется, чтобы фанфик от канонного hurt плавно перетек в comfort.
Напротив, Гарри мы оставляем на пике триумфа - он победил, его окружают друзья, он богат, знаменит, хорош собой, и даже его смерть была эффектной, украшенной и сочувствием близких, и обещанием посмертного комфорта, и пафосным диалогом со злодеем в духе: "Убей, но на моё место придут другие!", и дружным плачем по Герою, и всеобщим ликованием и т.д., и т.п. Канон оставляет ГП триумфатором, и когда я вижу в завязке фанфика истаявшего страдальца, испытываю нехорошее чувство - Автор выжимает из читателей слезу по рецепту создателей мыльных опер - глядите, богатые тоже плачут! Можно, конечно, сослаться на худенького, нелюбимого бедного родственника из начала первой книги, но это было давно, и за тот hurt Роулинг уже откомфортила его по полной. Есть ещё один момент - ГП в каноне не слишком рефлексирует, он не особенно задумывается над мотивами своих поступком, попросту перешагивает через неприятные для ощущения "Я всегда прав" моменты, и виртуозно находит тех, кто не прав. Потрясающий разговор с АД на Кинг-Кросс как раз восстанавливает пошатнувшуюся было"правильную" картину мира, в которой Гарри привычно и уютно. Мучающийся после Победы философскими вопросами Поттер будит внутреннего Станиславского: "Не верю! Другое дело, что со временем на ГП может обрушиться нечто впечатляющее, например, "Летучий корабль" с хирургической точностью проводит Поттера от "после победы стало светло..." к "полный п...ц", но если в фанфике Гарри предстает уже травмированный этим нечто, я испытываю разочарование - опять собачке лапки оторвали только для того, чтобы снова их приставлять.
Тут маленькая предыстория. Подсчет знаков в одном обсуждении заметил, что предпочитает более виктимного Снейпа, а я ответила - переплюнуть по виктимности Снейпа Роулинг вряд ли удастся. Мысль же продолжала крутиться.
Роулинг на самом деле лишает СС всех благ - достаток, социальный статус, бытовой комфорт, нормальные отношения ребенок-родители, внешность, лёгкий характер, детское обаяние... Сплошной минус, и чем дальше, тем больше: вина, искупление, одиночество, отсутствие перспектив, жуткая смерть на глаз тех, в ком брезгливая жалость борется со злорадством и отвращением, и под занавес пошлейшее: "Он любил мою маму!" Под впечатлением всего этого ангста, мне и хочется, чтобы фанфик от канонного hurt плавно перетек в comfort.
Напротив, Гарри мы оставляем на пике триумфа - он победил, его окружают друзья, он богат, знаменит, хорош собой, и даже его смерть была эффектной, украшенной и сочувствием близких, и обещанием посмертного комфорта, и пафосным диалогом со злодеем в духе: "Убей, но на моё место придут другие!", и дружным плачем по Герою, и всеобщим ликованием и т.д., и т.п. Канон оставляет ГП триумфатором, и когда я вижу в завязке фанфика истаявшего страдальца, испытываю нехорошее чувство - Автор выжимает из читателей слезу по рецепту создателей мыльных опер - глядите, богатые тоже плачут! Можно, конечно, сослаться на худенького, нелюбимого бедного родственника из начала первой книги, но это было давно, и за тот hurt Роулинг уже откомфортила его по полной. Есть ещё один момент - ГП в каноне не слишком рефлексирует, он не особенно задумывается над мотивами своих поступком, попросту перешагивает через неприятные для ощущения "Я всегда прав" моменты, и виртуозно находит тех, кто не прав. Потрясающий разговор с АД на Кинг-Кросс как раз восстанавливает пошатнувшуюся было"правильную" картину мира, в которой Гарри привычно и уютно. Мучающийся после Победы философскими вопросами Поттер будит внутреннего Станиславского: "Не верю! Другое дело, что со временем на ГП может обрушиться нечто впечатляющее, например, "Летучий корабль" с хирургической точностью проводит Поттера от "после победы стало светло..." к "полный п...ц", но если в фанфике Гарри предстает уже травмированный этим нечто, я испытываю разочарование - опять собачке лапки оторвали только для того, чтобы снова их приставлять.