Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
2.
Когда я начинала читать отблески Этерны, то была совершенно очарована отсутствием приевшейся темы - борьбы Добра со Злом, когда граница проходит по условному Андуину, и на правом берегу собираются красивые, благородные, храбрые рыцари без страха и упрека, а на левом злобные орки, убежденные садисты и тупые слуги Мордора. В первых книгах разворачивался совершенно естественный для земной истории 17 века конфликт: борьба старой региональной знати за свои привилегии и централизованного национального государства, обусловленная сменой общественного строя. Пикантность ситуации придавало то, что высшие государственные и военные должности занимали, как правило, представители знати. Если же высокого поста добивался человек более скромного происхождения, он усиливал свое положение среди аристократов земельными владениями, титулами, брачными связями. В исторической перспективе старую знать ожидало поражение независимо от личных качеств ее представителей - централизованное государство, опирающееся на бюрократический аппарат, разрушало феодальную систему, несмотря на отчаянное сопротивление. Дело Людей Чести было обречено, это очевидно с самого начала. Просто их победа означала бы фактический раздел страны, консервацию экономических и социальных отношений, экспансию соседних государств. Все это было в нашей земной истории, достаточно посмотреть на Францию 17 века, где победил абсолютизм, и Германию, то есть Священную Римскую Империю германской нации, чья раздробленность закреплена по итогам Тридцатилетней войны. Собственно, германский вариант то, что ожидало бы Талиг, в случае успеха Людей Чести. (Не нужно обольщаться, в случае победы централизованного государства, его ждали изнурительные войны с соседями за ресурсы, обезземеливание крестьян, формирование армии рабочих, необходимых для промышленного производства и так далее). В этом историческом контексте действуют живые люди, они РАЗНЫЕ по психо-физиологическим особенностям, по характеру, по убеждениям, жизненному опыту. Они преследуют разные цели и считают приемлемыми разные средства, и у каждого своя правда. Мне было интересно читать о них, о людях, которых можно понять и посочувствовать, даже если они сражаются не на "нашей" стороне. Мне кажется именно с этой целью Вера Викторовна тратила время и силы на то, чтобы прописать казаронов, бириссцев, гайифцев, дриксенцев. Оппоненты внешнеполитического процесса получились живыми, казалось бы, прекрасно, но нет! - вместо них появляются "бесноватые", нахлебавщиеся "зеленой скверны". Они признаны ЗЛОМ! Абсолютным, ужасным, не подлежащим исправлению. Вот зачем это нужно?! На Земле люди прекрасно справляются с задачей дойти до полной потери человеческого облика без мистического вмешательства. Варфоломеевскую ночь, Магдебургскую резню, якобинский террор устроили не бесноватые. Возможно, такой поворот необходим для наиболее простого решения конфликта - перед лицом всеобщей опасности происходит замирение прежде воюющих сторон, все симпатичные (Автору) персонажи собираются в одну компанию и истребляют "бесноватых" физически. Получается какой-то диковинный гибрид зомби-апокалипсиса и комикса о команде супергероев. Вся этическая проблематика сливается - есть Зло-о-о, его надо уничтожать, не рассуждая. Спасти никого нельзя - точка! Инстинкт неподверженных скверне персонажей, требующий немедленно убить зараженного не ошибается - точка! Допустим. Но вот собирается отряд ликвидаторов расправится с корпусом Заля. Трое из офицеров Заля не поддержали, попытались достичь регулярной армии, и одному это удалось. Они не были заражены. Вероятно, не только они. Однако отделять бесноватых от незараженных никто не собирается. "Бей всех, Господь отличит своих!"? Симон де Монфор в сравнении выигрывает - согласно его вере, все в руках Божьих, а Кэртиану Создатель покинул, и посмертного воздаяния не предусмотрено.
Я не знаю, что меня больше расстраивает: грядущая бойня а ля "От заката до рассвета" или утраченная глубина произведения. В середине цикла было подмечено, что бычий цепень не желает зла быку, а древоточец дому, они просто удовлетворяют свои нужды, а потом бык дохнет, а дом рушится. Все хотят хорошо для себя, не желая знать, кому от этого будет плохо, и совокупность эгоистических желаний умножает количество бедствий, пока не перейдет в качество - тогда разражается катастрофа. К сожалению, книгу об этом мы не прочитаем.
Когда я начинала читать отблески Этерны, то была совершенно очарована отсутствием приевшейся темы - борьбы Добра со Злом, когда граница проходит по условному Андуину, и на правом берегу собираются красивые, благородные, храбрые рыцари без страха и упрека, а на левом злобные орки, убежденные садисты и тупые слуги Мордора. В первых книгах разворачивался совершенно естественный для земной истории 17 века конфликт: борьба старой региональной знати за свои привилегии и централизованного национального государства, обусловленная сменой общественного строя. Пикантность ситуации придавало то, что высшие государственные и военные должности занимали, как правило, представители знати. Если же высокого поста добивался человек более скромного происхождения, он усиливал свое положение среди аристократов земельными владениями, титулами, брачными связями. В исторической перспективе старую знать ожидало поражение независимо от личных качеств ее представителей - централизованное государство, опирающееся на бюрократический аппарат, разрушало феодальную систему, несмотря на отчаянное сопротивление. Дело Людей Чести было обречено, это очевидно с самого начала. Просто их победа означала бы фактический раздел страны, консервацию экономических и социальных отношений, экспансию соседних государств. Все это было в нашей земной истории, достаточно посмотреть на Францию 17 века, где победил абсолютизм, и Германию, то есть Священную Римскую Империю германской нации, чья раздробленность закреплена по итогам Тридцатилетней войны. Собственно, германский вариант то, что ожидало бы Талиг, в случае успеха Людей Чести. (Не нужно обольщаться, в случае победы централизованного государства, его ждали изнурительные войны с соседями за ресурсы, обезземеливание крестьян, формирование армии рабочих, необходимых для промышленного производства и так далее). В этом историческом контексте действуют живые люди, они РАЗНЫЕ по психо-физиологическим особенностям, по характеру, по убеждениям, жизненному опыту. Они преследуют разные цели и считают приемлемыми разные средства, и у каждого своя правда. Мне было интересно читать о них, о людях, которых можно понять и посочувствовать, даже если они сражаются не на "нашей" стороне. Мне кажется именно с этой целью Вера Викторовна тратила время и силы на то, чтобы прописать казаронов, бириссцев, гайифцев, дриксенцев. Оппоненты внешнеполитического процесса получились живыми, казалось бы, прекрасно, но нет! - вместо них появляются "бесноватые", нахлебавщиеся "зеленой скверны". Они признаны ЗЛОМ! Абсолютным, ужасным, не подлежащим исправлению. Вот зачем это нужно?! На Земле люди прекрасно справляются с задачей дойти до полной потери человеческого облика без мистического вмешательства. Варфоломеевскую ночь, Магдебургскую резню, якобинский террор устроили не бесноватые. Возможно, такой поворот необходим для наиболее простого решения конфликта - перед лицом всеобщей опасности происходит замирение прежде воюющих сторон, все симпатичные (Автору) персонажи собираются в одну компанию и истребляют "бесноватых" физически. Получается какой-то диковинный гибрид зомби-апокалипсиса и комикса о команде супергероев. Вся этическая проблематика сливается - есть Зло-о-о, его надо уничтожать, не рассуждая. Спасти никого нельзя - точка! Инстинкт неподверженных скверне персонажей, требующий немедленно убить зараженного не ошибается - точка! Допустим. Но вот собирается отряд ликвидаторов расправится с корпусом Заля. Трое из офицеров Заля не поддержали, попытались достичь регулярной армии, и одному это удалось. Они не были заражены. Вероятно, не только они. Однако отделять бесноватых от незараженных никто не собирается. "Бей всех, Господь отличит своих!"? Симон де Монфор в сравнении выигрывает - согласно его вере, все в руках Божьих, а Кэртиану Создатель покинул, и посмертного воздаяния не предусмотрено.
Я не знаю, что меня больше расстраивает: грядущая бойня а ля "От заката до рассвета" или утраченная глубина произведения. В середине цикла было подмечено, что бычий цепень не желает зла быку, а древоточец дому, они просто удовлетворяют свои нужды, а потом бык дохнет, а дом рушится. Все хотят хорошо для себя, не желая знать, кому от этого будет плохо, и совокупность эгоистических желаний умножает количество бедствий, пока не перейдет в качество - тогда разражается катастрофа. К сожалению, книгу об этом мы не прочитаем.
Но это недурственное начало внезапно выродилось в какое-то, пардон, поголовное *лядство с бесконечными бастардами, сменами повелительств и разными внезапно-эориями из портретов и кабаков.
Окончательно меня добили переженившиеся выходцы и грибное глюколовство последних томов.
Загадка старой галереи просто канула в никуда, невозможно даже понять на что она могла бы выйти. Мне почему-то казалось, это должно быть что-то детективно-мистическое. А вот насчет Повелителей сложно. Я не вижу, куда это могло прийти - по-моему, замысел перекроен до полной неузнаваемости, а на выходе - тупой избранничество с суперсилами.
Но аффтор просто смыла идею
в унитазв полный бред и пошлость.Я хочу про мистику отдельно написатьбуду ждать - интересно)
А с суеверием на этом фоне вообще бы вышла великолепная жесть))) и просто праздник какой-то)))
Хотя я люблю, чтобы магия в мире еще жила. Конечно не на уровне "поколдовать, руками помахать")) - а внезапно проявлялась какими-нибудь огтзвуками первозданных сил. Эдак аккуратно. На самом деле чего-то такого я ждал от ОЭ. И в некотором роде даже получал... Пока выходцев женить не стали и ты ды.(
Я там о магии выше выложила.