Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Как-то сумбурно у меня получилось - много впечатлений, никак не получается упорядочить их. Все же попробую.
Опера "Князь Игорь" не о походе 1185 года и не о взаимоотношениях Руси со Степью. В центре произведения Человек, борьба происходит в его сознании, за его душу, за выбор исторической Судьбы. Человек в своем естественном состоянии - животное, живущее инстинктами, он желает вкусно есть, сладко спать, размножаться. Будучи Homo Sapiense, он помимо плотских потребностей, обладает более сложными - желает славы, роскоши, признания. Владимир Галицкий и Владимир Игоревич при всей внешней несхожести - разбитной гуляка и трепетный влюбленный - представляют один тип мировоззрения. Эгоисты, причем эгоисты не "разумные" по Чернышевскому, а инстинктивные, утробные. Они ощущают себя центром мироздания, свои желания и потребности возводят в абсолют, не считаясь со всем остальным человечеством, в том числе с зависимыми от них людьми, близкими, родными. Они оба хотят сделать хорошо себе, не важно за чей счет. То, что для Галицкого "хорошо" это много девок, вина и золота, а для его племянника - одна конкретная Кончаковна и только приятное общение, всего лишь несущественные детали. Результат их деятельности будет одинаков - невыполнение обязательств князя по защите земли (здесь важно учитывать, что даже во время раздробленности, Русскую Землю понимали, как общее владение Рюриковичей, наследие отцов и дедов). При таком подходе в обществе царит право сильного, каждый сам за себя, социальные связи эфемерны, люди вынуждены держаться за кровное родство. Это эпоха дикости, самое начало истории. Человек вырывается из первобытного состояния, упорядочивая мир вокруг себя, организуя общество согласно закону. Религия (как и не религиозная идеология, но в контексте оперы Бородина, я буду писать о религии) обозначает цель - идеал, критерий, к которому необходимо стремится Человеку; и определяет принципы его взаимоотношений с миром. Человек не может отныне пренебрегать нуждами и потребностями других - они вместе составляют общество, христианскую Русь в данном случае. У князя есть обязательства перед соплеменники, единоверцами, подданными, он не может ими пренебречь. Центральный мотив оперы переживания князем Игорем вины перед русскими людьми - он потерпел поражение, не остановил Кончака, теперь его земля беззащитна перед походом половцев. В отличии от Галицкого и от собственного сына Игорь соотносит свои желания с долгом князя и с нравственным законом. Отказаться от ответственности за землю Русскую, значит, отречься от того трудного пути, который должен привести к Спасению. Кончак предлагает несравнимо более легкий путь - жить для себя, никуда не стремится, наслаждаться сегодняшним днем - богатством и славой, успехом и страстью. Его образ двоится - он является хитрым и тонким политиком, который обеспечивает собственный успех, но для Игоря Кончак выступает Искусителем, как Сатана Иисусу он предлагает власть над Миром. Но принять подарок из его рук, значит, разделить с ним власть. Значит, перейти на его сторону, отдать ему на поток и разграбление Землю, за которую несёт ответственность Игорь. Борьба происходит в его душе и за его душу. Хан Кончак предлагает сперва модель князя Галицкого - "править всласть, ведь на то и власть", но Игорь уже осознает, что власть налагает ответственность (я бы дня так не стал жить! - высказался Галицкий), он отказывается употреблять ее во зло. Тогда Кончак предлагает модель Владимира Игоревич - тихое семейное счастье, закукливание в своем домашнем мирке и благодарность хану половецкому за принятые из его рук дары (свободу, свободу и жену в случае Владимира). Мало не творить зло самому, потакание злу такой же грех. Власть князю дана для того, чтобы защищать подданных от внешней угрозы, для того чтобы обеспечивать мир и справедливость на земле. Разумеется, это идеальная концепция, но речь о художественном произведении, в котором исторический материал иллюстрирует идеи. Идея православной Руси - идея цивилизации земледельческой, основанной на мирном труде, равновесии прав и обязанностей, ответственности власть имущих. Ей противостоит идея хищнической цивилизации степняков, живущих за счет ограбления соседей. Половцы ходят в походы на Русь, потому что степнякам необходимо то, что создает земледельческой, городская цивилизация. Они отбирают, разоряют ближайшие земли, отказаться от походов для них означает лишиться огромной доли прибавочного продукта - предметом роскоши, ремесленные изделий, слуг-невольников. Добровольно от такого не отказываются, придется бить по рукам и сильно, чтобы поход на Русь стал нерентабельно. После... После кочевники постепенно встроятся в цивилизацию Руси (на самом деле в описанное время процесс вовсю шел). Князь Игорь ничего этого не знают, он чувствует, понимает, что его мир - Русь православная, земля, земля, цивилизованная крестьянским трудом, общество, живущим христианским законом - подвергается удар разрушительной силы первобытной дикости. И в эту дикость так легко, так соблазнительно соскользнуть! Бросить сломанный меч и взять остро наточенную саблю, делать то, чем занимался всю жизнь - скакать, рубить... Перестать быть собой - Человеком, сознающим себя, свою связь с Богом и Миром - отринуть тонкий налет цивилизованности и жить здесь и сейчас, наслаждаться собственным бытием, забыв о людях вокруг, о Спасении. Игорь целует образов и хватается за сломанный меч. Он бежит из плена, возвращается к своему долгу, к обязанностям князя.
Опера "Князь Игорь" не о походе 1185 года и не о взаимоотношениях Руси со Степью. В центре произведения Человек, борьба происходит в его сознании, за его душу, за выбор исторической Судьбы. Человек в своем естественном состоянии - животное, живущее инстинктами, он желает вкусно есть, сладко спать, размножаться. Будучи Homo Sapiense, он помимо плотских потребностей, обладает более сложными - желает славы, роскоши, признания. Владимир Галицкий и Владимир Игоревич при всей внешней несхожести - разбитной гуляка и трепетный влюбленный - представляют один тип мировоззрения. Эгоисты, причем эгоисты не "разумные" по Чернышевскому, а инстинктивные, утробные. Они ощущают себя центром мироздания, свои желания и потребности возводят в абсолют, не считаясь со всем остальным человечеством, в том числе с зависимыми от них людьми, близкими, родными. Они оба хотят сделать хорошо себе, не важно за чей счет. То, что для Галицкого "хорошо" это много девок, вина и золота, а для его племянника - одна конкретная Кончаковна и только приятное общение, всего лишь несущественные детали. Результат их деятельности будет одинаков - невыполнение обязательств князя по защите земли (здесь важно учитывать, что даже во время раздробленности, Русскую Землю понимали, как общее владение Рюриковичей, наследие отцов и дедов). При таком подходе в обществе царит право сильного, каждый сам за себя, социальные связи эфемерны, люди вынуждены держаться за кровное родство. Это эпоха дикости, самое начало истории. Человек вырывается из первобытного состояния, упорядочивая мир вокруг себя, организуя общество согласно закону. Религия (как и не религиозная идеология, но в контексте оперы Бородина, я буду писать о религии) обозначает цель - идеал, критерий, к которому необходимо стремится Человеку; и определяет принципы его взаимоотношений с миром. Человек не может отныне пренебрегать нуждами и потребностями других - они вместе составляют общество, христианскую Русь в данном случае. У князя есть обязательства перед соплеменники, единоверцами, подданными, он не может ими пренебречь. Центральный мотив оперы переживания князем Игорем вины перед русскими людьми - он потерпел поражение, не остановил Кончака, теперь его земля беззащитна перед походом половцев. В отличии от Галицкого и от собственного сына Игорь соотносит свои желания с долгом князя и с нравственным законом. Отказаться от ответственности за землю Русскую, значит, отречься от того трудного пути, который должен привести к Спасению. Кончак предлагает несравнимо более легкий путь - жить для себя, никуда не стремится, наслаждаться сегодняшним днем - богатством и славой, успехом и страстью. Его образ двоится - он является хитрым и тонким политиком, который обеспечивает собственный успех, но для Игоря Кончак выступает Искусителем, как Сатана Иисусу он предлагает власть над Миром. Но принять подарок из его рук, значит, разделить с ним власть. Значит, перейти на его сторону, отдать ему на поток и разграбление Землю, за которую несёт ответственность Игорь. Борьба происходит в его душе и за его душу. Хан Кончак предлагает сперва модель князя Галицкого - "править всласть, ведь на то и власть", но Игорь уже осознает, что власть налагает ответственность (я бы дня так не стал жить! - высказался Галицкий), он отказывается употреблять ее во зло. Тогда Кончак предлагает модель Владимира Игоревич - тихое семейное счастье, закукливание в своем домашнем мирке и благодарность хану половецкому за принятые из его рук дары (свободу, свободу и жену в случае Владимира). Мало не творить зло самому, потакание злу такой же грех. Власть князю дана для того, чтобы защищать подданных от внешней угрозы, для того чтобы обеспечивать мир и справедливость на земле. Разумеется, это идеальная концепция, но речь о художественном произведении, в котором исторический материал иллюстрирует идеи. Идея православной Руси - идея цивилизации земледельческой, основанной на мирном труде, равновесии прав и обязанностей, ответственности власть имущих. Ей противостоит идея хищнической цивилизации степняков, живущих за счет ограбления соседей. Половцы ходят в походы на Русь, потому что степнякам необходимо то, что создает земледельческой, городская цивилизация. Они отбирают, разоряют ближайшие земли, отказаться от походов для них означает лишиться огромной доли прибавочного продукта - предметом роскоши, ремесленные изделий, слуг-невольников. Добровольно от такого не отказываются, придется бить по рукам и сильно, чтобы поход на Русь стал нерентабельно. После... После кочевники постепенно встроятся в цивилизацию Руси (на самом деле в описанное время процесс вовсю шел). Князь Игорь ничего этого не знают, он чувствует, понимает, что его мир - Русь православная, земля, земля, цивилизованная крестьянским трудом, общество, живущим христианским законом - подвергается удар разрушительной силы первобытной дикости. И в эту дикость так легко, так соблазнительно соскользнуть! Бросить сломанный меч и взять остро наточенную саблю, делать то, чем занимался всю жизнь - скакать, рубить... Перестать быть собой - Человеком, сознающим себя, свою связь с Богом и Миром - отринуть тонкий налет цивилизованности и жить здесь и сейчас, наслаждаться собственным бытием, забыв о людях вокруг, о Спасении. Игорь целует образов и хватается за сломанный меч. Он бежит из плена, возвращается к своему долгу, к обязанностям князя.