Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Сходили мы с мужем на третью часть Гоголя. На первую наткнулись случайно, щелкая по каналам, так как ничего особенного не ждали нам понравилось. Вторую часть смотрели в кинотеатре и были разочарованы. Третья часть не удивила. В целом, впечатление от проекта противоречивое. Если Коловрат и Темная Башня в моем личном рейтинге занимают последнюю строчку, а Матильда, Викинг и Скиф были отсеяны еще на стадии трейлеров (не смотрела, смотреть не буду, обсуждать не могу), то в Гоголе определенно что-то есть. Прежде всего идея: произведения Николая Васильевича - творческое осмысление действительно пережитого им. На мой взгляд, известные факты и литературное творчество увязаны достаточно органично. Страх Гоголя быть похороненным заживо, отсутствие у него сколько-нибудь внятных отношений с женщинами, создание гениальных произведений после неудачных ранних опытов - все прекрасно объясняется случившимся на хуторе близ Диканьки. Есть потрясающие сюжетные ходы. Разоблачение Черного Всадника удовлетворяет главному правилу детектива: преступник должен играть значимую роль в произведении, быть на виду, но при этом вне подозрений. И ведь была совершенно очевидная подсказка в видениях Гоголя, но истолковал он ее неправильно, сочтя Лизу будущей жертвой Всадника, а не одним лицом с ним. Супруг отлично сыграл на отвлечение, прямо-таки напрашиваясь на подозрения. Бесподобно сыгран зигзаг Гуро - опытный следователь взял странного юношу не для расследования, а в качестве приманки. Красив и элегантен обман Оксаны - я ожидала, что Данишевский как-то использует ее в уплату за оживление, а оказалось Всаднику как раз и нужен воскресший. Чтобы убить. Смерть Оксаны, которая едва успела ощутить себя живой, производит сильное впечатление. В то же время, в сюжет внезапно вводятся персонажи и тут же ликвидируются - злодей Басаврюк из второго фильма, Хома Брут, сестра Лизы. Изрядно портят впечатление необоснованно длинные вставки - предыстория сестер, рождение самого Гоголя, история Дарины. (Возможно, проблема в отвратительной игре актеров, которая не позволяет проникнуться и включить подавление недоверия). Совершенно провисла история Вакулы, у которого исчезла любимая Оксана (добытая с помощью нечистой силы), но осталась дочка, в которой пробудились бабушкины гены. Нет ни малейшего намека на то, что изменило героя Ночи перед Рождеством. А финальное примирение с дочкой: "Я люблю тебя такой, какая ты есть"- вызывает лютый фейспалм своей затертостью (при том, что в ЭТОМ мире есть вполне серьезный повод для беспокойства, здесь ВСЕ неестественное творится темной силой в полном соответствии с христианской догмой). На мой взгляд, заключительная часть фильма была совершенно излишня. Прекрасным финалом была бы сцена на кладбище и слова доктора, что теперь он уверен - Бога нет. Можно было бы показать потом вышедшую книгу Гоголя... И лично мне обидно за Бенкендорфа - на минуточку, героя войны 1812 года, человека в личной честности которого не сомневались даже те, кто от души презирал возглавляемое им Третье отделение! Но самое ужасное - это диалоги. Меньшиков, Стычкин и Цапник ухитрялись обыграть и столь убогий материал, но речь остальных персонажей вызывает желание заткнуть уши. Чего стоит обращение Гоголя к графине, замужней женщине по имени: "Лиза", да еще и в третьем лице он о ней так отзывается. Уж-жас! Вот она его правильно именует только "Николай Васильевич" даже в самые интимные моменты ("Лизавета Потаповна" - "Иван Никифорович" ;)).
Игра актеров - отдельная история. По сути играют Меньшиков, Стычкин, Цапник, Ткаченко. Уровень остальных - сельская самодеятельность. слуга Гоголя и помощник Бинха просто безобразны. Актерам от души "помогли" гримеры и костюмеры. Абсолютно неестественные парики (на помощнике Бинха - какой-то кошмар и ужас), одежда несоответствующая никакой эпохе (особенно у Лизы, в том числе в предыстории), казачки с распущенными волосами, доспехи у польской армии конца 17 века и рыцарские мечи. Лучше всего горы, которые преодолевают сестры с поляком-пленником по дороге из Польши в родные края, мы , было, решили, что шли через Карпаты, но они лесисты и вроде таких скал там нет. Может, на Кавказ забрели? Вообще, вся эта вставка - лютейший бред от начала и до конца (хотя Поляк, повторивший трюк Миледи с Фельтоном мне понравился ;)). Ну и откровенно идиотский мяч - отправка семи девушек на отдаленный хутор - изрядно портит весь сюжет.
Мой муж утверждает, что нарисовано хорошо. Я сама не знаток компьютерной графики, однако повторяющиеся елочки в Коловрате увидела, а здесь мне понравилось, как сделано. На мой взгляд смотрится эффектно. Хотя постоянная пасмурная серость не впечатляет. Понятно, что надо создать гнетущее впечатление, но ясный солнечный день, по-моему, лучше оттеняет вторжение инфернально-ужасного.
Самое главное, я наконец увидела на экране настоящего, правильного героя! Александр Христофорович Бинх реален, осязаем и потрясающе крут без какой-либо всякой подкачки суперсилой, избранничества, авторского произвола. Он просто выполняет свою работу. До конца. Его нельзя подкупить, запугать, соблазнить. Он знает, что должно, и выполняет свой долг. Арестовав Гоголя, которого искренне считает пособником Всадника, готов ценой своей жизни защищать от разгневанной толпы. Увидев свою ошибку, мгновенно делает вывод и действует с учетом новых обстоятельств. Готов сотрудничать с тем, кто может принести пользу, не обращая внимания на личные симпатии-антипатии. Моей любимой сценой, стала его реакция на саморазоблачение Гуро. "Да, у меня нет другого выхода" - и выстрел. Я, признаться, думала, он Гуро и пристрелит, но Бинх оказался умнее, он учел, что от убийства чиновника такого ранга ему потом не отмазаться, и убил ведьму. Надо же было Гоголю все испортить! Купился на слезы этой крокодилушки. Его пожалела и не убила, а сколько всего перерезала? По 13 человек каждые 30 лет. Смерть Бинха целиком на совести чувствительного рыцаря. А потом Бинх бился уже с Гуро спина к спине, потому что сейчас надо действовать вместе, а потом будет потом. Если будет. И когда древние ведьмы мерились своей ерной силой, упорно тянул саблю, пригвоздившую его ладонь к колонне (или стене, не помню - и да, декорации особняка Данишевских тот еще вынос мозга).
Хорош также доктор. Очень натуральный получился. Ну и Гуро, конечно. Циничный интриган, желающий использовать дьявольскую силу, так сказать, опосредованно, чтобы самому не запачкаться. Хладнокровная. хитрая сволочь. Он и Гоголя отпускает, логично рассудив, что тот опасности для него создать не сможет (Бинха не отпустил бы - понимал, что он вцепится бульдожьей хваткой).
Вот такое неоднозначное впечатление. Могло бы быть лучше. Жаль, что фильм сделан настолько коряво. Но все-таки что-то в нем есть.