Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Когда я прочитала в одном интервью Роулинг, что Поттериана по ее мнению роман о взрослении, я очень удивилась. Еще больше удивилась, когда узнала, что есть читатели, уверенные в успешном взрослении Гарри Поттера. Мне этот персонаж всегда представлялся вечным ребенком, намертво застрявшем в возрасте 11-12 лет. Он славный, каким только может быть именно ребенок - простодушный, эмоциональный, впечатлительный, искренний, непосредственный, готовый на все ради друзей и совершенно прямолинейный. Гарри даже не подозревает, что мир вокруг намного сложнее, и помимо личных отношений, существуют социальные связи, экономические интересы, общественные противоречия и конфликты, разные формы организации и методы взаимодействия, в том числе борьбы. У него все так просто - достаточно убить главного злодея и поймать его приспешников, как наступит всеобщий мир и согласие (с некоторыми незначительными неурядицами и недоразумениями, без которых стало бы совсем скучно). Но откуда же тогда появился Темный Лорд и Пожиратели Смерти? Он просто злодей по рождению, трус и садист, а его приспешников приняли Метку, чтобы мучить и убивать в свое удовольствие. Такие вот извращенцы без социальной базы. А власти Магической Британии не справились с кучкой маньяков, потому что все они глупцы и неумехи. А волшебники безвольные растяпы, готовые терпеть любой произвол. И только он, Гарри Поттер, понимает всё, видит картину во всей полноте и может спасти Магический Мир. Чудесная картина мироздания, свойственная детской сказке, каковой и были первые две книги Поттериана. В следующих пяти персонажи становились старше, появлялись подробности о взрослых волшебников, но взгляд, Гарри Поттера не менялся.
Взросление описывают по разному. Для меня самое главное, что отличает взрослого человека от инфантильного, это осознание огромности и многообразия Мира, бесконечности времени и конечности своего "Я". Ребенок воспринимает окружающую действительность, как нечто существующее именно для него, он главный герой истории, остальные - статисты, активизирующиеся только в соприкосновении с ним. Такое отношение четко видно в творчестве МТА с их бесконечными Мэри-Сью разного пола. Подросток начинает догадываться, что мир не так просто устроен, но он твердо уверен в уникальности и неповторимости собственных переживаний, что хорошо прослеживается в романтической литературе. Человек становится взрослым, когда понимает и принимает то, что сам он один из многих-многих миллионов таких же уникальных и особенных существ, которые объединяются в сообщества, функционирующего не просто так, а по определённым законам. И ни одна жизнь не имеет значения для мира в целом.
Роулинг Гарри Поттеру подыграла. Ее мир действительно вращается вокруг него. Перед Волдемортом действительно бессильны любые взрослые и опытные волшебники, только Гарри может его остановить. Выбор стороны в противостоянии действительно маркируется отношением к Поттерам и Дамблдора. Все, кто противостоят Волдеморту, верят Дамблдору и поддерживают Гарри Поттера. Долгое время, я считала независимой фигурой Северуса Снейпа, думала, он ввязался в конфликт из собственных соображений, но и тут Гарри волей Автора оказался прав - позиция Снейпа целиком определялась его отношениями с Поттерам и Дамблдором. Мир Поттерианы послушно подстраивается под Гарри. Чтобы спасти его от Авады появляется феномен добровольной жертвы - как будто Лили была единственной, кто заслонил собой от смерти близкого! Для излечения от яда василиска плачет феникс - больше никто подобного не удостаивается! Гарри не только удается освоить вызов Патронуса в 13 лет, что вызывает дружное изумление педсостава, но и обучить ему других учеников (что уже никого не потрясает). Стоит ему вступить в схватку, как подростки оказываются способны дать отпор опытным бойцам Темного Лорда, хотя взрослый состав Ордена Феникса в первой войне был успешно перебит, как и Авроры во второй. Омут Памяти любезно демонстрирует Важную Информацию о родителях (а не то, что реально могло быть спрятано взрослым мужиком от подростка - сцены несказочного насилия и порно). Если Гарри отмалчивается о слышимых голосах, то василиск никого не съедает. Это правило распространяется и на его друзей - никто не погиб из-за действий Джинни и Рона, Хагрида, Сириуса Блэка. То, что Гарри так и не научился окклюменции, нивелируется аллергией Волдеморта на его чистоту. Проникновение самого Поттера в сознание Темного Лорда приносит ему интересные сведения. Ни на чём не основанное предположение о причудливом пути Старшей Палочки оказывается истиной, хотя никаких теоретических знаний, на которых можно было бы строить теории перехода у него нет, зато в рассуждениях есть логические нестыковки. А самое главное, вся эта теория не может быть рабочей - если бы к волшебнику, выхватившему палочку у другого, переходила бы власть над всеми палочками, когда-либо побывавших у "побежденного", наступил бы бардак и неразбериха во всем Магическом Мире. Тоже относится к умозаключения Гермионы - все знания, которые ей приходит в голову применить, оказываются рабочими, ни разу ей не приходится сталкиваться с противоречащими друг другу теориями, недостатком общей подготовки или необходимостью практических навыков. Впрочем сам фактор опыта, общих знаний исключен начисто. Чтобы выросший у магглов Гарри и его подружка не лажали перед чистокровными, не только Уизли, но и Малфои, и Лонгботтомы детей ничему не учат - они также тупо смотрят на Чудовищную книгу о чудовищах и зубрят латинские заклинания, как и магглорожденные. Это уже не говоря о квиддиче, изобретением специально для Поттера, чтобы он мог блеснуть как ловец на фоне бесполезной суеты всей остальной команды.
Гарри Поттер выходит на последний бой с Волдемортом в полной уверенности, что только от него зависит благополучие Магического Мира, да и всего Человечества. Он убежден, что все, кто в него верит, борцы со злом, а потому заслуживают прощения и понимания. Гарри не сомневается в своей способности верно понять и оценить чужой жизненный опыт, мотивы. Его предположения имеют для него силу твердо установленных фактов. По воле Роулинг так и есть. Мир Поттерианы предельно поттероцентричен, все вращается вокруг Гарри, преломляется через него, фактически не существует помимо него. Что весьма характерно для детского восприятия мира. Повзрослеть своему Герою Роулинг не позволила. В Эпилоге Гарри все тот же. Шрам не болит уже 19 лет, значит, все хорошо. Других проблем у Магического Мира нет и быть не может. Мне бы очень хотелось, посмотреть на Поттера в мире, который существует независимо от него. В мире взрослых людей, у каждого из которых есть собственные цели и приоритеты, чьи мотивы сложнее и разнообразнее, чем "верить в Гарри Поттера и план Дамблдора. Я думаю, Гарри Поттер будет совершенно беспомощен без оставленных Дамблдором подсказок, детальных объяснений в воспоминаниях, а главное без мистической связи со своим противником.
Взросление описывают по разному. Для меня самое главное, что отличает взрослого человека от инфантильного, это осознание огромности и многообразия Мира, бесконечности времени и конечности своего "Я". Ребенок воспринимает окружающую действительность, как нечто существующее именно для него, он главный герой истории, остальные - статисты, активизирующиеся только в соприкосновении с ним. Такое отношение четко видно в творчестве МТА с их бесконечными Мэри-Сью разного пола. Подросток начинает догадываться, что мир не так просто устроен, но он твердо уверен в уникальности и неповторимости собственных переживаний, что хорошо прослеживается в романтической литературе. Человек становится взрослым, когда понимает и принимает то, что сам он один из многих-многих миллионов таких же уникальных и особенных существ, которые объединяются в сообщества, функционирующего не просто так, а по определённым законам. И ни одна жизнь не имеет значения для мира в целом.
Роулинг Гарри Поттеру подыграла. Ее мир действительно вращается вокруг него. Перед Волдемортом действительно бессильны любые взрослые и опытные волшебники, только Гарри может его остановить. Выбор стороны в противостоянии действительно маркируется отношением к Поттерам и Дамблдора. Все, кто противостоят Волдеморту, верят Дамблдору и поддерживают Гарри Поттера. Долгое время, я считала независимой фигурой Северуса Снейпа, думала, он ввязался в конфликт из собственных соображений, но и тут Гарри волей Автора оказался прав - позиция Снейпа целиком определялась его отношениями с Поттерам и Дамблдором. Мир Поттерианы послушно подстраивается под Гарри. Чтобы спасти его от Авады появляется феномен добровольной жертвы - как будто Лили была единственной, кто заслонил собой от смерти близкого! Для излечения от яда василиска плачет феникс - больше никто подобного не удостаивается! Гарри не только удается освоить вызов Патронуса в 13 лет, что вызывает дружное изумление педсостава, но и обучить ему других учеников (что уже никого не потрясает). Стоит ему вступить в схватку, как подростки оказываются способны дать отпор опытным бойцам Темного Лорда, хотя взрослый состав Ордена Феникса в первой войне был успешно перебит, как и Авроры во второй. Омут Памяти любезно демонстрирует Важную Информацию о родителях (а не то, что реально могло быть спрятано взрослым мужиком от подростка - сцены несказочного насилия и порно). Если Гарри отмалчивается о слышимых голосах, то василиск никого не съедает. Это правило распространяется и на его друзей - никто не погиб из-за действий Джинни и Рона, Хагрида, Сириуса Блэка. То, что Гарри так и не научился окклюменции, нивелируется аллергией Волдеморта на его чистоту. Проникновение самого Поттера в сознание Темного Лорда приносит ему интересные сведения. Ни на чём не основанное предположение о причудливом пути Старшей Палочки оказывается истиной, хотя никаких теоретических знаний, на которых можно было бы строить теории перехода у него нет, зато в рассуждениях есть логические нестыковки. А самое главное, вся эта теория не может быть рабочей - если бы к волшебнику, выхватившему палочку у другого, переходила бы власть над всеми палочками, когда-либо побывавших у "побежденного", наступил бы бардак и неразбериха во всем Магическом Мире. Тоже относится к умозаключения Гермионы - все знания, которые ей приходит в голову применить, оказываются рабочими, ни разу ей не приходится сталкиваться с противоречащими друг другу теориями, недостатком общей подготовки или необходимостью практических навыков. Впрочем сам фактор опыта, общих знаний исключен начисто. Чтобы выросший у магглов Гарри и его подружка не лажали перед чистокровными, не только Уизли, но и Малфои, и Лонгботтомы детей ничему не учат - они также тупо смотрят на Чудовищную книгу о чудовищах и зубрят латинские заклинания, как и магглорожденные. Это уже не говоря о квиддиче, изобретением специально для Поттера, чтобы он мог блеснуть как ловец на фоне бесполезной суеты всей остальной команды.
Гарри Поттер выходит на последний бой с Волдемортом в полной уверенности, что только от него зависит благополучие Магического Мира, да и всего Человечества. Он убежден, что все, кто в него верит, борцы со злом, а потому заслуживают прощения и понимания. Гарри не сомневается в своей способности верно понять и оценить чужой жизненный опыт, мотивы. Его предположения имеют для него силу твердо установленных фактов. По воле Роулинг так и есть. Мир Поттерианы предельно поттероцентричен, все вращается вокруг Гарри, преломляется через него, фактически не существует помимо него. Что весьма характерно для детского восприятия мира. Повзрослеть своему Герою Роулинг не позволила. В Эпилоге Гарри все тот же. Шрам не болит уже 19 лет, значит, все хорошо. Других проблем у Магического Мира нет и быть не может. Мне бы очень хотелось, посмотреть на Поттера в мире, который существует независимо от него. В мире взрослых людей, у каждого из которых есть собственные цели и приоритеты, чьи мотивы сложнее и разнообразнее, чем "верить в Гарри Поттера и план Дамблдора. Я думаю, Гарри Поттер будет совершенно беспомощен без оставленных Дамблдором подсказок, детальных объяснений в воспоминаниях, а главное без мистической связи со своим противником.