Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Я к чему начала о Марии Медичи, хотела сравнить ситуацию описанную в Отблесках Этерны с реальной историей.
Прежде всего регентство Алисы Дриксенской. Во Франции вдову Генриха IV поддержали действующие министры ее мужа, виднейшие вельможи, в том числе недавние противники в религиозных войнах и при дворе победившего Генриха Наваррского. Успеху способствовало то, что в стране отсутствовали ближайшие родственники почившего короля Конде и Суассон. То есть, вокруг Марии Медичи сплотились обладатели реальной власти в их руках был госаппарат, армия, материальный ресурс, собственные вооруженные силы. Их устраивала королева-регентша, которая бы не вмешивалась в процесс управления, и действительно первое время правительство работало в обычном режиме, продолжая политику Генриха IV. Властьимущие рассматривали Марию Медичи, как удобную фигуру, поэтому поддержали ее. Ситуация в ОЭ отличается разительно. Алиса Дриксенская была дамой амбициозной, властолюбивой и диктовала свою волю влюбленному в нее мужу, что не могло не настроить высших сановников соответствующим образом. Однако после смерти Франциска она возглавила Регентский Совет, несмотря на то, что в столице находился и Первый Маршал Алваро Алва, и кардинал Диомид (Ноймаринен). Каким образом непопулярной королеве-иностранке удалось получить высшую власть в обход принца Оллара? Совершенно непонятно. Возможно "рыцари королевы Алисы" - Эпинэ, Придд, Окделл - оказались настоящими мастерами интриги. Или опять Штанцлер постарался? Как бы то ни было Алва и Диомид без сопротивления уступили Алисе и ее людям.
Вернувшиеся в Париж принцы продали свою лояльность Марии Медичи за кругленькую сумму. По сути они шантажировали ее, угрожая собрать Генеральные Штаты и лишить регентства, покинуть столицу и лишить своей поддержки ее власть, но снимали претензии за очередную выплату, должность, дорогой подарок. Регентша платила им, платила своим союзникам, которые в любой момент могли превратиться в противников, и осыпала милостями итальянских фаворитов, что было отнюдь не глупостью - Марии нужна была опора на своих людей, и в распоряжении Кончини оказалась целая армия (не помогло). А еще она переводила средства за рубеж в качестве гарантий на будущее, но это так, к слову. В конечном счете к раздербану государственной казны подтянулись и министры Генриха IV - Cюлли, Вильруа... Раз уж все этим занимаются, глупо ломаться как институтка.
ВВК противопоставляет Алисе и ее фаворитам, грабящим казну, бескорыстных, идейных служителей государства. Кардинал Диомид, Алва, принц Оллар долго терпели непотребства, но в один прекрасный момент им это надоело, и они решили действовать. Алису лишили власти, Регентский Совет разогнали. Интересно, что мешало им проделать это все раньше? Во Франции конец власти Марии Медичи положил подросший Людовик XIII, вдохновленный своим фаворитом де Люинем. Вокруг юного короля объединились те, кто полагал ужасной несправедливостью дележ государственного пирога без них. Кончино Кончини был убит, Мария Медичи изолирована в своих покоях, а потом выслана в Блуа, Леонора Галигай арестована и казнена, из окружения королевы одни оказались в заточении, другие последовали а ней в ссылку (Ришелье). Люинь был осыпан милостями, он заполучил имущество Кончини, стал коннетаблем. Это был настоящий дворцовый переворот.
Через два года королева-мать вернулась ко двору, причем не одна, своих людей она ввела во власть, несмотря на то, что Людовик первоначально упирался. Постепенно все большее влияние приобретал Ришелье. У меня сложилось впечатление, что в этот период (после возвращения из Блуа и до дня одураченных) Марию Медичи использовали как ширму ее приближенные - братья Марсильяки, Ришелье - и король это понимал. Он прислушивался к матери, которая выступала проводником политики действительно умных и знающих людей, быть может, потому что не видел достойной альтернативы. В результате, когда Мария разошлась во взглядах с Ришелье, король поддержал министра.
Алиса Дриксенская неоднократно пыталась вернуться к власти, но ей это не удалось. Кардинал Диомид, а позже его преемник Сильвестр, и Алваро Алва не оставили ей шанса. Однако "рыцари королевы Алисы" не оставляли надежды и регулярно поднимали мятежи. Продолжение следует.

@темы: "исторические эпохи", "ОЭ"