Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Я зануда и формалист, поэтому расстрел Феншо восприняла в высшей степени положительно. В армии Талига действует принцип единоначалия, и нарушителя прямого приказа командующего расстреляли в полном соответствии с уставом. Какие вопросы? Разумеется, командующий, да еще наделенный экстраординарными полномочиями (проэмперадора) мог его помиловать. Но это было бы как раз исключение из правила, которое необходимо как-то обосновать. Кто-то весьма разумно заметил: "амнистия - победа добра над справедливостью", нарушение закона подрывает сам принцип законности, независимого от мотивов нарушителя. Мне очень нравится одна римская легенда: во время Латинских войн в 340 году консулы Тит Манлий Торкват и Публий Деций Мус запретили всякое общение с врагами, даже стычки вне общего строя. Сын Манлия во время рекгонсцировки вступил в единоборство с командиром латинского отряда и убил его. С торжеством вернулся он к отцу и рассказал о своей победе. Но консул перед строем осудил его на смерть, как солдата, нарушившего приказ, и, несмотря на всеобщий ужас и мольбы, казнил своего сына. Возможно, этого и не было. Важно, что легенда сохранила пример суровой, но необходимой дисциплины в назидание потомству. И пока римляне следовали традиции Рим был нерушим. Нельзя сказать, что римские армии не терпели поражений. Терпели. Бывали разбиты, рассеянны, уничтожены, но Рим набирал новые легионы и римляне жертвовали жизнями, чтобы сохранить то, что делало их римлянами, а Рим Римом. Когда римляне стали заботится о самосохранении, Рима не стало, хотя какое-то время еще существовала огромная Империя, за которую сражались и умирали варвары. Расстрел Оскара Феншо акт не только совершенно законный, но и необходимый. Другое дело, что в сословном обществе приоритетом является не закон и даже не управленческая необходимость. В армии 17 века Феншо не должны были расстрелять не потому что "он еще так молод и может исправиться", а потому что он аристократ с обширными связями. Алву бы отговаривали не: "Рокэ, это жестоко", а "Рокэ, Феншо держат крепость на границе, тетка Оскара замужем за внучатым племянником каданского короля, а его двоюродный дедушка наместник в трех графствах". То, что Оскар стал генералом в 25 лет прозрачно намекает на его высокопоставленную родню, однако, никаких следов ее существование в ОЭ нет. Расстрел представителя аристократия вообще не вызывает какой-либо реакции в Талиге. Но это только часть проблемы. Интереснее другой аспект. Даны достаточно прозрачные намеки, что нарушение приказа было только поводом, на самом деле, Оскар Феншо был расстрелян за политическую деятельность. Разговоры, которые он вел с Диком, дают основание предполагать, что Оскар был готов принять участие в заговоре против династии Олларов или уже участвует в нем. Причем с подачи королевы. Его откровения явно произносятся с ее слов: Я посмел полюбить королеву, Ричард Окделл, а это карается смертью. Рокэ Алва никому не позволит смотреть на Катарину Ариго. Запомни это, если хочешь жить. Не смей любить королеву, не смей быть смелее, не смей быть моложе... Его победы позади, мои были впереди. Мои победы, моя любовь, моя жизнь… Он это понял и убрал меня. Ворон ревнив и завистлив. Оч-чень интересна здесь роль королевы, святой Катарины. Похоже, она выступает в роли течной суки, на которую приманивают волков, выявляет потенциальных мятежников, рассказывая сказки о мучающем ее Вороне и намекая на то. что могла бы полюбить. То, что Имярек без этой обработки ни о каких мятежах и не думал бы, в расчет не принимается. ВЫ Талиге должны остаться чистейшие из чистых! Стойкие к любой скверне. С Селиной процесс чистки неблагонадежных вышел на качественно иной уровень. Итак Оскар был связан с недовольными, которыми, как минимум, обсуждали возможность смены династии. Не нашла цитаты, может, кто подскажет, но вроде бы Рокэ говорил о Феншо, что тот был опасен, потому что мог повести за собой. То есть, он устранил генерала, чтобы предотвратить военный переворот. Хорошее дело? Да, если не принимать в учет, что снова работает любимый метод Рокэ: "убить следствие". Нет, связи Оскара Феншо не нужны! Конкретные планы, имена, явки, пароли... Мы так всех перебьем явочным порядком. Ну, ладно, допустим, Феншо опасен - может взбунтовать воинскую часть и повести на соединение с интервентами, против правительственных сил еще куда-нибудь - тогда устранить его путем расстрела это правильный ход. Но у генерала Оскара Феншо не обнаруживается никакой группы поддержки ни в армии, ни в Талиге. То есть, он, оказывается, не выражал мнение неких потенциальных бунтовщиков, которых скоро подымет в бой, а был одиноким балаболом, вроде Жиля Понси с его Барботтой. И тогда непонятно, зачем же устранять Феншо через расстрел?
У меня никак не стыкуются детали этой истории. Если Оскар был заговорщиком с подачи Катарины, почему следов этого заговора нет в книге, и Ракана приводят к власти совсем другие люди. Если Оскар ни с кем не был связан, почему его не щелкнули по носу раньше, придравшись хотя бы к "шуточной войне" с Манриком? В Талиге много лишних генералов, надо проредить первентивными расстрелами? Если за Феншо не стоит мощный родственный клан, почему его попросту не сместить? Наконец, почему нет никакой реакции в войсках на смерть популярного генерала, который "мог бы повести за собой"?

@темы: "ОЭ"

Комментарии
06.03.2019 в 00:07

Сучность, воспитанная книгами
Похоже, она выступает в роли течной суки, на которую приманивают

Или сама приманивает. Вот, имхо, не успел Оскар (на своё счастье) по-настоящему в заговор вписаться.
06.03.2019 в 21:08

Я проснулся, смеясь над тем, какие мы здесь. БГ
Я могу уже плохо помнить, но там, кажется, поганость ситуации заключалась не столько в том, что Феншо расстреляли за нарушение приказа, а в том, что его чуть ли не подбили этот приказ нарушить, отследили нарушение с помощью адуанов - и к стенке.
А с тем, что в армии таких красавцев надо строжайше дисциплинарно взыскивать) я совершенно согласен.
06.03.2019 в 21:15

Сучность, воспитанная книгами
Louis Lorraine, его никто не подбивал (разве что Рокэ по своему обыкновению не стал обсуждать с ним свои планы). Но никто и не мешал. Можно ли это счесть провокацией? Да, до определённой степени, думаю, можно. Впрочем, можно назвать это и шансом лишний раз обдумать ситуацию.
06.03.2019 в 21:26

Я проснулся, смеясь над тем, какие мы здесь. БГ
Белочка Тилли, ясно. Я ж сказал, что уже плохо помню(((.
06.03.2019 в 21:49

Сучность, воспитанная книгами
Louis Lorraine, бывает))) Я тоже много чего успела подзабыть)))
07.03.2019 в 10:16

Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Louis Lorraine, там была такая ситуация - армия идет по степи, бириссцы маячат на краю видимости, генерал Феншо предлагает налететь и захватить, маршал Алва однозначно приказывает не делать этого. На четвертый раз он прямо говорит, что нарушитель приказа будет расстрелян (почему я римскую легенду вспомнила). Армия встает на ночёвку, и часть Феншо располагается рядом с оврагом, через который они уходят на вылазку. Бириссцы их уже ждут, начинается резня, но следивший за Феншо Алва подходит вовремя и говорит бириссцы. Так вот это "встать у оврага" и называют провокацией. Но у нас же регулярная армия нового времени, а не феодальная вольница! В 17 веке воинские части уже были приучены стоять под обстрелом, не дергаясь, идти в атаку только по команде. Здесь прямое самоуправство Феншо, ну а то, что Алва сделал ставку на его безалаберность, так играют теми картами, какие розданы.
07.03.2019 в 19:29

Я проснулся, смеясь над тем, какие мы здесь. БГ
Скарапея Змея, ага. Ну вот, видимо, по этом я по свежаку прочтения и не испытал решительно никакого сочувствия к убиенному Феншо. Ибо. :)
07.03.2019 в 19:36

Сучность, воспитанная книгами
Алва сделал ставку на его безалаберность, так играют теми картами, какие розданы

Я б назвала это не безалаберностью, а скорее самонадеянностью. Но сути дела это не меняет. Сам себе злобный баклан. Можно, конечно, было бы разжаловать в рядовые, но оставлять безнаказанным - ни в коем случае.
07.03.2019 в 19:51

Я проснулся, смеясь над тем, какие мы здесь. БГ
Белочка Тилли, Можно, конечно, было бы разжаловать в рядовые, но оставлять безнаказанным - ни в коем случае.мнэээээ... Разжаловать в рядовые генерала (и там, кажется, еще какой-то титул прилигался, не уверен, правда) - это, кмк, еще хуже, чем расстрелять. Наверное, можно было бы снять с него перевязь и вообще пнуть из армии - создавая этим на ходу злобного и буйного заговорщика. Да еще и "с историей противостояния аж самому")). Так что Алва выбрал все-таки оптимальный вариант.
07.03.2019 в 19:58

Сучность, воспитанная книгами
Louis Lorraine, хм... А соглашусь! Насчёт титула - надо в книжку глянуть, но визгу в любом случае было бы — до самого горизонта. Да, Осю жалко (вьюнош молодэнький, не пожил ишшо толком), но Рокэ поступил таки верно.
24.02.2021 в 16:08

Не нашла цитаты, может, кто подскажет, но вроде бы Рокэ говорил о Феншо, что тот был опасен, потому что мог повести за собой. То есть, он устранил генерала, чтобы предотвратить военный переворот.

Тоже что-то такое помню, но, честно говоря, всегда относила это к скорее общеизвестной нелюбви Рокэ к дуракам у власти. Мол, не хотелось бы, чтобы в следующий раз такое он отчебучил как маршал, загубив целую армию, без стоящего в кустиках ПМ с подмогой. Не так уж страшен харизматичный идиот, следущий уставу, но когда он не делает даже этого....

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail