Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Дочитали мы с сыном четвертую и пятую книги, приступили к ТЗЗ.
Огненный Бог марранов представляет великолепную иллюстрацию по теме "разложение родового общества". Начальный этап - первобытнообщинное общество, основанное на натуральном хозяйстве, с элементами патриархального рабства. Урфин Джюс производит революцию производительных сил: прибавочный продукт вырастает скачкообразно, появляется специализация, что влечет за собой изменение социальной структуры - имущественное расслоение, выделение ремесленников и организаторов, которые, разумеется, занимают привилегированное положение. И здесь нюанс - в земной истории такие общества находились во враждебном окружении, соответственно военная организация необходима была прежде всего для самозащиты, которая плавно перетекла в захватнические набеги, а в мире Волкова реальной угрозы для марранов нет. Провозглашенная Урфином экспансия вполне органична для варварских обществ германцев и славян, находящихся вблизи границ Римской Империи. Примерно так должны были выступать жрецы и вожди. Военный поход марранов опять же наглядно иллюстрирует экспансию варваров (в предельно сжатом виде). Находящиеся на более ранней стадии развития сильнее физически (естественный отбор), сплочены, отличаются презрением к смерти и боли. Цивилизация обеспечивает более комфортное существование, при котором могут выжить слабые (физически и морально) индивиды не только в тесном коллективе, но и по отдельности, им есть, что терять, поэтому они ценят и свою жизнь и материальные ценности. В случае кризиса, которым является военное нападение, жители высокоразвитых регионов оказываются деморализованы, разобщены и практически без сопротивления отдаются на милость захватчика. Однако у цивилизации есть важнейшее преимущество - организация. Благодаря ей Рим столетиями сдерживал давление варваров и раздвинул свои границы до пределов возможностей инфраструктуры. И у Волкова наглядно видно, что живущие в пасторальной идиллии жевуны абсолютно беспомощны перед любой угрозой. Даже для поимки саблезуго тигра понадобилось вмешательство пришельца Фреда Каннинга, организовать охоту самостоятельно они были неспособны. Они без сопротивления отдались на милость не только феи Гингемы, но и своего же земляка Урфина Джюса. аппарат принуждения отсутствует в принципе. Это наверное здорово, когда все хорошо, но ведь любой. любой индивид, даже не кровавый маньяк, может терроризировать все общество, которое будет только плакать и вздыхать. Про жителей Желтой и Розовой страны мы ничего не знаем, полагаю, они подобны жевунам, и все вопросы решаются их правительницами - феями. Показательно, что сопротивление марранам оказывают Подземные Рудокопы - общество, у которого была социальная организация и аппарат принуждения. Они сбросили монархию, но(!) сама организация вахтенного труда в пещерах, содержание драконов и т.д., предполагает развитую систему управления. рудокопы мгновенно перестраиваются на военное положение и, опять же очень наглядно, призывают военных специалистов - тех же самых королей. Вот так и выясняется, почему и для чего нужны чиновники, военные, полиция... В Изумрудном городе мы опять же видим развитое общество - само существование придворных, двора, служащих, таких как Фарамант и Дин Гиор, четко указывает на наличие социального расслоения, государственных налогов, а значит, аппарата по их сбору и распределению. В ИГ есть организация, поэтому возможно сопротивление захватчикам. Жители Фиолетовой страны после первоначального шока сумели самоорганизоваться и оказать сопротивление. Я думаю, этому способствовало широкое распространение технического образования и необходимость кооперации ремесленников.
Следующий аспект, это встраивание марранов в цивилизацию захваченных территорий. То же самое происходило и в пределах Римской Империи, когда целые племена варваров шли на службу, зачастую добиваясь этого военной силой.
Урфин Джюс очень красиво иллюстрирует проблему "личности в истории". Если изучать не панегирики, то образы всех великих деятелей нашего мира оказываются довольно-таки неоднозначными. Не только сами действия - войны, репрессии, неравноправные договора - но и мотивы более чем спорны. Однако никакой прогресс без насилия и ущерба не возможен. А не будет прогресса - затопчут соседи или порвут изнутри свободные индивидуумы, радеющие о собственной самореализации.
Желтый туман представляет следующий этап развития ВС, когда уже отработаны методы противодействия враждебному вмешательству. Прежде всего я хочу обратить внимание на роль разведки. Разведки дальней стратегической. Сразу после нападения Арахны на марранов информация пошла в ИГ и ФС, были просчитаны следующие шаги феи и приняты упреждающие меры. Обидно, что приключенческая литература (не только детская, но и взрослая) зачастую игнорирует важность системной работы и организации. Чтобы достойно выступить против захватчика, планы мобилизации должны быть готовы заранее, ситуацию необходимо мониторить и оперативно готовить точки развертывания. Здесь также необходимо отметить роль гномов. Арахна не сумела верно воспользоваться их бесценным опытом, так, как это было сделано в ТЗЗ. Победу в этой борьбе жителям ВС принесла четкая организация на всех уровнях, консолидация общества и готовность претерпеть лишения. Без этого они бы не дождались помощи из Большого Мира, да и поход не смогли осуществить.
Примечательно и развитие образа Урфина Джюса. Он не превратился в добродушного балагура, остался нелюдимым, заносчивым, язвительным. Поменял цели, но не свою суть. И в ТЗЗ очень ярко показано, как взвился Урфин, лишенный своего праздника. Он тщеславен и самолюбив, но, положа руку на сердце, кто бы из жителей ВС смог бы внедриться к захватчикам? Разве что Ментахо, которому не оставили выбора. Дело в том, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств и наоборот. Ментахо лгал, как король, поэтому мог обманывать менвитов. Урфин Джюс когда-то пошел услужение к Гингеме, он умел обманывать и играть роль, поэтому ему внедрение произошло успешно. Персонажи Волкова используют уже имеющиеся способности и делают именно то, что могут и практикуют, а не получают неведомым путем таинственные Силы и прочие абилки.
Огненный Бог марранов представляет великолепную иллюстрацию по теме "разложение родового общества". Начальный этап - первобытнообщинное общество, основанное на натуральном хозяйстве, с элементами патриархального рабства. Урфин Джюс производит революцию производительных сил: прибавочный продукт вырастает скачкообразно, появляется специализация, что влечет за собой изменение социальной структуры - имущественное расслоение, выделение ремесленников и организаторов, которые, разумеется, занимают привилегированное положение. И здесь нюанс - в земной истории такие общества находились во враждебном окружении, соответственно военная организация необходима была прежде всего для самозащиты, которая плавно перетекла в захватнические набеги, а в мире Волкова реальной угрозы для марранов нет. Провозглашенная Урфином экспансия вполне органична для варварских обществ германцев и славян, находящихся вблизи границ Римской Империи. Примерно так должны были выступать жрецы и вожди. Военный поход марранов опять же наглядно иллюстрирует экспансию варваров (в предельно сжатом виде). Находящиеся на более ранней стадии развития сильнее физически (естественный отбор), сплочены, отличаются презрением к смерти и боли. Цивилизация обеспечивает более комфортное существование, при котором могут выжить слабые (физически и морально) индивиды не только в тесном коллективе, но и по отдельности, им есть, что терять, поэтому они ценят и свою жизнь и материальные ценности. В случае кризиса, которым является военное нападение, жители высокоразвитых регионов оказываются деморализованы, разобщены и практически без сопротивления отдаются на милость захватчика. Однако у цивилизации есть важнейшее преимущество - организация. Благодаря ей Рим столетиями сдерживал давление варваров и раздвинул свои границы до пределов возможностей инфраструктуры. И у Волкова наглядно видно, что живущие в пасторальной идиллии жевуны абсолютно беспомощны перед любой угрозой. Даже для поимки саблезуго тигра понадобилось вмешательство пришельца Фреда Каннинга, организовать охоту самостоятельно они были неспособны. Они без сопротивления отдались на милость не только феи Гингемы, но и своего же земляка Урфина Джюса. аппарат принуждения отсутствует в принципе. Это наверное здорово, когда все хорошо, но ведь любой. любой индивид, даже не кровавый маньяк, может терроризировать все общество, которое будет только плакать и вздыхать. Про жителей Желтой и Розовой страны мы ничего не знаем, полагаю, они подобны жевунам, и все вопросы решаются их правительницами - феями. Показательно, что сопротивление марранам оказывают Подземные Рудокопы - общество, у которого была социальная организация и аппарат принуждения. Они сбросили монархию, но(!) сама организация вахтенного труда в пещерах, содержание драконов и т.д., предполагает развитую систему управления. рудокопы мгновенно перестраиваются на военное положение и, опять же очень наглядно, призывают военных специалистов - тех же самых королей. Вот так и выясняется, почему и для чего нужны чиновники, военные, полиция... В Изумрудном городе мы опять же видим развитое общество - само существование придворных, двора, служащих, таких как Фарамант и Дин Гиор, четко указывает на наличие социального расслоения, государственных налогов, а значит, аппарата по их сбору и распределению. В ИГ есть организация, поэтому возможно сопротивление захватчикам. Жители Фиолетовой страны после первоначального шока сумели самоорганизоваться и оказать сопротивление. Я думаю, этому способствовало широкое распространение технического образования и необходимость кооперации ремесленников.
Следующий аспект, это встраивание марранов в цивилизацию захваченных территорий. То же самое происходило и в пределах Римской Империи, когда целые племена варваров шли на службу, зачастую добиваясь этого военной силой.
Урфин Джюс очень красиво иллюстрирует проблему "личности в истории". Если изучать не панегирики, то образы всех великих деятелей нашего мира оказываются довольно-таки неоднозначными. Не только сами действия - войны, репрессии, неравноправные договора - но и мотивы более чем спорны. Однако никакой прогресс без насилия и ущерба не возможен. А не будет прогресса - затопчут соседи или порвут изнутри свободные индивидуумы, радеющие о собственной самореализации.
Желтый туман представляет следующий этап развития ВС, когда уже отработаны методы противодействия враждебному вмешательству. Прежде всего я хочу обратить внимание на роль разведки. Разведки дальней стратегической. Сразу после нападения Арахны на марранов информация пошла в ИГ и ФС, были просчитаны следующие шаги феи и приняты упреждающие меры. Обидно, что приключенческая литература (не только детская, но и взрослая) зачастую игнорирует важность системной работы и организации. Чтобы достойно выступить против захватчика, планы мобилизации должны быть готовы заранее, ситуацию необходимо мониторить и оперативно готовить точки развертывания. Здесь также необходимо отметить роль гномов. Арахна не сумела верно воспользоваться их бесценным опытом, так, как это было сделано в ТЗЗ. Победу в этой борьбе жителям ВС принесла четкая организация на всех уровнях, консолидация общества и готовность претерпеть лишения. Без этого они бы не дождались помощи из Большого Мира, да и поход не смогли осуществить.
Примечательно и развитие образа Урфина Джюса. Он не превратился в добродушного балагура, остался нелюдимым, заносчивым, язвительным. Поменял цели, но не свою суть. И в ТЗЗ очень ярко показано, как взвился Урфин, лишенный своего праздника. Он тщеславен и самолюбив, но, положа руку на сердце, кто бы из жителей ВС смог бы внедриться к захватчикам? Разве что Ментахо, которому не оставили выбора. Дело в том, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств и наоборот. Ментахо лгал, как король, поэтому мог обманывать менвитов. Урфин Джюс когда-то пошел услужение к Гингеме, он умел обманывать и играть роль, поэтому ему внедрение произошло успешно. Персонажи Волкова используют уже имеющиеся способности и делают именно то, что могут и практикуют, а не получают неведомым путем таинственные Силы и прочие абилки.